Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
толерантности …………………………………………………………..6
Теоретические основы исследования проблемы формирования
толерантности………………………………………………………………...
Особенности психического развития младших школьников.....................
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию
толерантности у учащихся начальной школы………………………
2.1. Содержание работы с младшими школьниками по формированию
толерантности………………………………………………………………
2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности
у учащихся начальной школы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Третья модель – «толерантность как снисхождение». В этом понимании она выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Здесь толерантность не включает в себя принятие ценностей другого. Как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный метод еще более усилить унижение другого.
И, наконец, четвертая модель – «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
Считается, что из всех вышеизложенных моделей толерантности лишь последняя означает уважение других в их особенности, признания самоценности прочих мнений. Поэтому данная модель в современной ситуации является наиболее плодотворной. Иными словами, толерантность базируется не столько на понимании непохожести, сколько на согласии с тем, что данный факт, явление, поступок, взгляд имеют право на существование, то есть признается и принимается существование различий.
При этом, как замечают
многие ученые, «толерантность – это не
пассивное принятие, а активный поиск
точек соприкосновения с неясным, непонятным,
чужим; желание понять это неясное». Толерантность
предполагает заинтересованное отношение
к другому; желание прочувствовать его
мироощущение, которое побуждает к работе
разум уже потому, что оно – иное, чем-то
непохожее на собственное восприятие
действительности.
В 1995 году известный отечественный этнолог В. А. Тишков в своем выступлении на Международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и сотрудничества» предложил свое понимание данного явления в обществе. По определению В.А. Тишкова толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многообразными, а значит, и взгляды на этот мир различны, они не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
В своих работах ученый отметил, что « толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка личности и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость.
Директор Института
социологии РАН доктор исторических
наук Леокадия Михайловна Дробижева, выступая
на конференции «Объединяющее
В послании Генерального
секретаря ООН Кофи Аннана по случаю
Международного дня толерантности
16 ноября 2001 года говорится, что «толерантность
– это открытость, диалог, понимание и
уважение других. Диалог должен брать
верх над насилием, понимание над безразличием,
знание других людей над неведением и
предубеждением».
Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Как указано в Декларации (статья 1) , «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека. Проявление толерантности не означает терпимое отношение к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений, защищающих права человека. Это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Характеристика
Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое американским словарем «American Heritage Dictionary»: «Толерантность – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей».
Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» («Высшее образование в Европе». Т. XXI, № 2, 1997) приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые
отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».
В «Политической энциклопедии» мы находим следующее пояснение: «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество».
Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в «Большом психологическом словаре» (М., 2000) толерантность определяется неоднозначно: во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого»; во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; в-третьих, как «переносимость лекарств».
Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида.
Во всех приведенных определениях можно выделить четыре компонента толерантности:
= ПРИЗНАНИЕ
= ПРИНЯТИЕ
= УВАЖЕНИЕ
= ПОНИМАНИЕ.
Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия.
С гуманистических позиций принятие другого таким, каков он есть, обозначает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные
интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных.
Подлинная толерантность является ценным нравственным качеством развитой личности, т.е. личности, которая имеет свои ценности и интересы и готова, если понадобиться их защищать, но вместе с тем, с уважением относиться к воззрениям и ценностям других людей; иными словами личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение или уничтожения кого-то другого. Толерантность предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир многообразны и не могут, и не обязаны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. То есть не допустимы любые формы предпочтения, привилегий для одних социальных, этнических, культурных и прочих групп и притеснение других. В то же время толерантность требует сохранение естественной здоровой неприязни к отрицательным явлениям в плане идеологии общения и поведения. Толерантность нетождественна отсутствию оценок нравственной направленности. Она не означает снисходительность, примирение с аморальными явлениями. Таким образом, толерантность в социальном аспекте – это терпимость к чужим мнениям, убеждениям и поведению к критике других своих действий, способность к сохранению эмоциональной устойчивости и адекватного реагирования на события и явления в условиях различных помех.
Можно выделить следующие критерии толерантности:
Таким образом, современное
понятие сущности толерантности
базируется на признании, понятии, понимании
и уважении непохожести, различия, а
также готовности к диалогу.
1.2.Особенности психического развития младших школьников
Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, - как одна из целей процесса воспитания. Безусловно, формирование толерантной личности – это долгий процесс воспитания. Поэтому возрастает особенно роль педагогики, призванной разработать систему методов воспитания личности, условий формирования толерантности, которые позволили бы ей строить взаимоотношения с людьми на основе принципов гуманности и справедливости. По мнению В.А. Ситарова, именно « педагог выступает как субъект конструирования мироустройства и миропорядка.
В этой связи можно рассмотреть педагогику В.А.Сухомлинского, в которой принцип терпимости, толерантности занимает одну из важнейших позиций. Положив его в основу В.А.Сухомлинский создал программу воспитания школьников в духе общечеловеческих ценностей. Среди педагогически значимых элементов этой программы он выделяет прежде всего то, что относится к воспитанию душевности: таких чувств, имеющих характер толерантности, как чуткость, тактичность, деликатность, чувствительность, способность к сопереживанию, радость общения, доброжелательность, благодарность, ласка, сердечность, отзывчивость, уважение достоинств других.
«В детстве, - утверждал педагог, - человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств»[24,C.50]. Он формулирует в качестве важной задачи такое воспитание, « чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека» [24, C.76].
Истоки детского
эгоизма педагог видит в
удовольствия, развлечения с потребностями других люде, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль» [25, C.197].
Не меньше внимание В.А. Сухомлинский уделяет в программе и духовному вниманию. К нему он относит формирование ценностных ориентаций индивида, выделяя в качестве самой большой ценности человека, а также формирование знаний о нравственно ценном, положительном. В результате он формулирует принцип гармонии знаний и нравственности [ 25, C.224].
В.А. Сухомлинский критиковал современную школу за то, что она не воспитывает потребность в другом человеке. Познание и понимание другого человека и человеческого трактовалось им как необходимое условие самовоспитания.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что в
современной отечественной
Анализируя
Исследователями « педагогики сотрудничества» в ее общей ценностной ориентации выделяется три личностные установки.
Первую из них можно обозначить как установку на принятие ученика таким, какой он есть. Без такого принятия является невозможным прямое обращение воспитателя к своему воспитаннику, открытый диалог с ним, а, следовательно, и невозможна действенная помощь ребенку в его становлении как личность.
С большей наглядностью толерантность проявляется во второй личностной установки на эмпатическое понимание ученика в