Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
толерантности …………………………………………………………..6
Теоретические основы исследования проблемы формирования
толерантности………………………………………………………………...
Особенности психического развития младших школьников.....................
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию
толерантности у учащихся начальной школы………………………
2.1. Содержание работы с младшими школьниками по формированию
толерантности………………………………………………………………
2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности
у учащихся начальной школы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
противоположность оценочному. В основе последнего лежит схематичный образ, формирующийся в сознании учителя в ходе статусно-ролевого обращения с учащимися и позволяющий с известной долей вероятности предсказывать его поведение.
Третьей определяющей выступает установка на открытое и доверительное общение с учащимися, которая возникает благодаря способности учителя отойти от стереотипного восприятия не столько учеников, сколько себя, своего статуса. Это требует, в свою очередь, чтобы учитель не играл свою роль, а всегда оставался самим собой. Личность учителя не должна быть скрыта за фасадом его социальной роли, а адекватно предъявляется учащимся со всем миром ее интересов, предпочтений, сомнений и находок. Только таким образом продолжается доверие учащихся к своему учителю, желание поделиться своим внутренним духовным миром, вступить в равноправный диалог.
Выделение данных личностных установок в общении учителя и учащихся позволяет утверждать, что методологическим принципом понимания общения в « педагогике сотрудничества» выступает толерантность.
Педагогическими условиями
формирования толерантности у младших
школьников в учебно-воспитательном
процессе является:
В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году особо подчеркивается, что среди всех названных условий, в которых происходит формирование толерантной личности, акцент должен быть сделана на образовании, основанном на принципах толерантности. Роль школы в решении этой проблемы особенно велика. И это не случайно. Статистика знает немало примеров, когда уже в начальной школе проявляются симптомы нетерпимости у детей:
= дети обзывают друг друга;
=используются
= дети пытаются поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей;
= некоторые дети считают, что одни из них могут быть хуже или глупее остальных, потому что другой национальности или исповедуют другую религию, а значит с ними не стоит «водиться»;
= порой дети бывают
склонны обвинять в
= наверное, в каждом классе найдется такой ученик, которого не зовут играть, не берут в команду, выталкивают из ряда, подкладывают на парту записки неприятного содержания;
= есть случаи, когда некоторые дети прибегают к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее, принуждают их к действиям против их воли.
Каждый педагог заметит, что некоторые из перечисленных признаков нетерпимости можно встретить в школах или в вузах, они могут проявляться в сфере бизнеса, в обществе в целом.
Роль учителя
Обучение в начальной
школе – это тот период, когда
должно происходить начальное
Работу по формированию толерантного сознания, выработке умений и навыков доброжелательного поведения в школах со смешанным национальным составом учащихся целесообразно начинать с первых дней поступления детей в школу. Тогда в учебном процессе, в ходе коллективной творческий деятельности у учащихся возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка, формируются и развиваются общие и близкие интересы, потребности и идеалы.
При воспитании толерантной личности особенно важно учитывать психологические особенности учащихся разного возраста. Так дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого человека, именно на этом необходимо, по мнению психологов, выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.
Ученые, исследовавшие проблему, подчеркивают, что шести-семилетние дети понимают важность проявления терпимости по отношению к другим, но не всегда ее проявляют. Поэтому учителю важно познакомить учеников с разными способами проявления своего мнения, способами регулирования своего поведения.
Воспитание
Показателем степени социализации для младшего школьника является следующее:
= способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки;
= приобретение навыка действовать в соответствии с ситуацией;
= следование правилам, принятым в группе;
= способность выражать
адекватную эмоциональную
= способность понимать других людей.
Сегодняшним школьникам
свойственны эгоцентрические
Еще одним важным
условием успешного формирования толерантных
взаимоотношений отношений
Специальными
Кроме этого корни
нетерпимости уходят в невежество и
страх перед неизвестным –
культурами, нациями, религиями, представления
о которых формируется в
Для формирования толерантных
взаимоотношений младший
Задачей толерантности становится не просто преодоление конфликта, а его предотвращение путем создания в индивидуальном сознании учащегося установки на сотрудничество при взаимном уважении, учете интересов максимального числа сторон взаимодействия.
Каковы же черты толерантной личности, которые педагог должен привить своим ученикам? Это, прежде всего:
= расположенность к другим людям;
= снисходительность;
= терпение;
= чувство юмора;
= чуткость;
= альтруизм и доверие;
= терпимость к различным ( национальным, религиозным и т.п.) проявлениям;
= умение владеть собой;
= доброжелательность;
= умение не осуждать других;
= гуманизм и способность к сопереживанию.
Таким образом, мы видим, что при попытке создать самое общее, универсальное представление о толерантной личности можно отметить, что оно связано, прежде всего, с наличием многих сфер познания, ценностей, психологических установок, социума, в котором формируется ребенок.
Толерантный ребенок, по мнению психологов, старается разобраться в своих достоинствах и недостатках. Он относится к себе критически и не стремится во всех своих неприятностях и бедах обвинить окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я – идеальным» и «Я – реальным». Толерантные люди, зная о своих недостатках и достоинствах, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для развития у них выше.
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремиться защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться – важное условие формирования толерантной личности.
Толерантные люди не перекладывают ответственности на других, всегда готовы отвечать за свои поступки.
Толерантный человек всегда видит мир во всем его многообразии, готов принять и познать его.
Из всего
Толерантность выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения и воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Педагог в качестве целей должен ставить задачу сформировать у учащегося знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим, включение толерантности в личную систему ценностей обучающихся, и как итог - установку на толерантность, опираясь на которую, учащиеся в ходе разнообразной совместной деятельности с учителем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество.