Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:36, курсовая работа
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда на-коплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую пе-дагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недоста-точном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной те-мы заключается в том, чтобы как будущему учителю поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание подростков .
Цель курсовой работы - исследование методик организации педагогическо-го взаимодействия в воспитании подростков.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия в воспита-нии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАНИИ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЕЙ И ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9
1.3 ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.4 ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2. II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .В ВОСПИТАНИИ 18
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . 18
2.2 ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА. 24
2.2.1 МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Л.В. БАЙБОРОДОВА) 24
2.2.2 ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИ-ТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (И. В. КАНИЩЕВА) 26
2.2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО МЕТОДИКЕ Л.В. БАЙБОРОДОВОЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
4. Эталонность в восприятии членов группы. Это убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону, т.е. это удовлетворенность своей групп-пой. Чем она выше, тем выше уровень развития коллектива.
Учителю необходимо знать четыре указанные характеристики коллектива для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные задачи, а затем оце-нивать эффективность их решения. Эти характеристики служат членам админи-страции показателями эффективности воспитательной системы учителя.
После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее обязательно должны входить школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе.
После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
Пример такой таблицы приведен ниже и представлен в виде Таблицы 1.
Таблица1
Обработка и
интерпретация результатов
Исследуемая выборка |
Год изучения |
Сформированность нравственного потенциала | ||||||
|
Направленность личности (тест Н. Е. Щурковой) |
Экспертная оценка педагогов | ||||||
|
Нравственная |
Ситуативная |
Безнравственная |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сформированная | |
Учащиеся 11-го класса |
2006 2007 2008 |
|||||||
Учащиеся 9-го класса |
2006 2007 2008 |
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявле-нию тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволя-ет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функцио-нирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение результатов проводится на за-седании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каж-дый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствова-ния воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обнов-лении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностичес-кого исследования информируются учащиеся и родители. Анализ результатов исследований является основой реализации программы мониторинга учебно-воспитательной деятельности школы.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что такие диагности-ческие программы и, соответственно, методики педагогического взаимодейст-вия позволяют вовремя заметить проблемы в воспитательной системе образова-тельного учреждения и успешно их разрешить.
Итак, эффективность процесса взаимодействия складывается из следующих компонентов: эффективности технологии взаимодействия, качества управлен-ческого воздействия на педагогический коллектив со стороны администрации , эффективности контроля за ходом процесса взаимодействия школы и семьи.
К компонентам,
составляющим качество
Для
повышения качества
2.2.3. Исследование степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия по методике Л.В. Байбородовой
Педагогическое исследование проводилось на базе Мокро-Орловской средней школы Грайворонского района Белгородской области . Количество учеников в школе – 86. В исследовании принимали участие 10 – 11 классы (двенадцать учеников).
Цель исследования: определить представления обучающегося о его взаимо-действии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми.
В исследовании
использовался следующий
Инструкция. Дорогой друг! Тебе предлагается ряд суждений о ваших взаимоотношениях с педагогом. Если ты согласен с данным суждением (оно соответствует твоему мнению), то ты ставишь знак «+», и наоборот, если не согласен, - знак «-». Запиши, пожалуйста, результат твоего решения в прилагаемую таблицу (Таблица 2) по каждому предмету, соответствующему определенному преподавателю.
Таблица 2
Результат тестирования (ФИО)
Учитель по предмету |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Математика, Физика |
||||||||||||||||||||||||
Русский язык Литература Иностр. язык |
||||||||||||||||||||||||
История, ОБЖ, Обществовед. |
||||||||||||||||||||||||
Химия, биоло-гия, анатомия |
Перечень утверждений (тестов)
1. Педагог умеет предсказать результаты моей работы.
2. Мне
трудно ладить с педагогом.
3. Педагог-
справедливый человек.
4. Педагог
умело помогает мне
5. Педагогу явно не хватает чуткости.
6. Мнение педагога для меня является важным.
7. Педагог
тщательно планирует
8. Я вполне
доволен педагогом.
9. Педагог
недостаточно требователен ко
мне.
10. Педагог всегда может дать разумный ответ.
11. Я полностью
доверяю педагогу.
12. Оценка педагога
очень важна для меня.
13. Педагог в
основном работает по шаблону.
14. Работать
с педагогом – одно
15. Педагог уделяет
мне мало внимания.
16. Педагог не
учитывает моих индивидуальных
способностей.
17. Педагог плохо
чувствует мое настроение.
18. Педагог всегда
выслушивает мое мнение.
19. У меня
нет сомнений в правильности
средств и методов, которые
применяет педагог
20. Я не стану
делиться своими мыслями с
педагогом.
21. Педагог постоянно
указывает мне на мои ошибки.
22. Педагог хорошо
знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел(а) бы стать похожим на педагога.
24. У нас с педагогом сложились деловые отношения
Для проведения исследования был отведен классный час (10-й и 11-й классы объединены).
Результаты проведенного исследования в виде заполненных учениками таблиц представлены в Приложении 6 (компьютерный вариант).
На основе полученных данных рассчитываем уровень развития основных компонентов педагогического взаимодействия по каждому преподавателю.
Первый компонент - когнитивный уровень взаимодействия (уровень осознания собственных интересов в ситуации взаимодействия).
Второй компонент - эмоциональный уровень (степень уверенности в собственных возможностях управления ситуацией).
третий компонент – поведенческо–волевой (контроль над своим поведением, над ситуацией в классе, управление ситуацией в соответствии с собственными интересами).
Сравниваем номера вопросов и знаки, проставленные в тексте, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога, и вариант, выставленный учениками. Совпадение реального и идеального знаков фиксируем одним баллом и подсчитываем число совпадений по трем категориям:
1 компонент - 1, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 22;
2 компонент - 2, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 20;
3 компонент - 3, 6, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 24.
Далее количество баллов:
по первой группе делится на 10,
по второй группе делится на 9,
по третьей группе делится на 12.
Такой подсчет проводим по каждой таблице (по каждому ученику).
Результаты расчетов представлены в виде четырех таблиц (по каждому учите- лю и ученику отдельно) в Приложении 7.
Анализ ответов учеников на предложенный перечень утверждений позво-лил получить следующие результаты (Таблица 3):
Таблица 3
Уровни развития компонентов взаимодействия преподавателей и учеников
ФИО преподавателя |
когнитивный уровень |
эмоциональный уровень |
поведенческо – волевой |
Бакшеева Л.Г. |
0,8 |
0,73 |
0,78 |
Кушнарева В.И. |
0,76 |
0,83 |
0,82 |
Волошенко А.А. |
0,76 |
0,77 |
0,8 |
Русанова А.В. |
0,87 |
0,8 |
0,77 |
Результаты исследования можно представить так же в виде гистограммы
Гистограмма 1. Уровни развития компонентов взаимодействия
Чем ближе значение результата приближается к значению «I», тем выше уровень развития данного компонента
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Уровень развития когнитивного компонента колеблется от 0,76 до 0,87 еди-ниц; эмоционального – от 0,73 до 0,83 единиц; поведенческо-волевого – от 0,77 до 0,82 единиц. Разрыв в показаниях говорит о разном отношении учеников к своим преподавателям и наоборот.
Наилучших результатов в педагогическом взаимодействии с классом доби-лась Русанова Анна Владимировна, учитель химии, биологии и анатомии. Уче-ники высоко оценили ее и как преподавателя, и как человека.
Но в общем все показатели
высоки и приближаются к
Заключение
Информация о работе Педагогическое взаимодействие в воспи-тании