Пердметно-развивающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды как источника познания социальной действительности детей дошкольного возраста……………………………..7
1.1. Познание социальной действительности дошкольниками в процессе социализации………………………………………………………….7
1.2. Предметно-развивающая среда в условиях ДОУ………………17
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава 2. Процесс познания социальной действительности детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ..……………………………………30
2.1. Уровни сформированности представлений социальной действительности дошкольников……………………………………………30
2.2. Организация познания социальной действительности посредством предметно-развивающей среды в ДОУ ...…………………...36
Выводы по второй главе………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Предметно-развивающая среда как источник познания социальной действительности дошкольника.docx

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды как источника познания социальной действительности детей дошкольного возраста……………………………..7

1.1. Познание социальной действительности дошкольниками в процессе социализации………………………………………………………….7

1.2. Предметно-развивающая  среда в условиях ДОУ………………17

Выводы по первой главе………………………………………………..29

Глава 2. Процесс познания социальной действительности детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ..……………………………………30

2.1. Уровни сформированности  представлений социальной действительности  дошкольников……………………………………………30

2.2. Организация познания социальной действительности посредством предметно-развивающей среды в ДОУ ...…………………...36

Выводы по второй главе………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………….45

Список литературы……………………………………………………...49

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. В отечественной и зарубежной педагогике прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития.

 

  Направление деятельности  и развитие ребенка во многом  зависит от нас, взрослых –  от того, как устроена предметно-пространственная  организация их жизни, из каких  игрушек и дидактических пособий  она состоит, каков их развивающий  потенциал и даже от того, как  они расположены. Все, что окружает  ребенка, формирует его психику, является источником его знаний  и социального опыта. Поэтому, именно  мы, взрослые, берем на себя ответственность  создать такие условия, которые  способствовали бы наиболее полной  реализации развития детей по  всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-развивающей  среде. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г.А. Ковалёв, В.А. Козырев, А.А. Макареня, Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Н.А. Пугал, В.А. Ясвин и др.)

Дошкольная педагогика в настоящее время располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-развивающей среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Предметно-развивающая среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

 

   Ученые связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.

 

  Воспитательный потенциал  предметно-развивающей среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности  ребенка, формирование отношения  к базовым ценностям, усвоение  социального опыта, развитие жизненно  необходимых качеств, это — и  способ трансформации внешних  отношений во внутреннюю структуру  личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Объект исследования – процесс познания социальной действительности дошкольниками.

Предмет исследования – особенности организации предметно-развивающей среды в условиях ДОУ.

Цель исследования - определить особенности организации предметно-развивающей среды в процессе познания социальной действительности дошкольниками в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования – влияние предметно-развивающей среды в познании социальной действительности дошкольников будет эффективнее, если воспитатель будет:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- обеспечивать право ребенка на свободу выбора деятельности;

- использовать личностно-ориентированный подход в своей деятельности;

- привлекать к процессу воспитательной работы родителей.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические основы познания социальной действительности в процессе социализации дошкольников.

2. Выделить особенности  предметно-развивающей среды в  условиях ДОУ.

3. Выявить уровни сформированности представлений социальной действительности дошкольников.

4. Организовать процесс познания социальной действительности дошкольников в условиях предметно-развивающей среды.

Методы исследования:

Теоретические методы исследования - анализ научной, методической литературы по проблеме «Предметно-развивающая среда как источник познания социальной действительности детьми дошкольного возраста», сравнение, обобщение, выделение главного, выводы.

Эмпирические методы исследования – беседа, анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования – исследования предметно-развивающей среды С.Л. Новоселовой, концепция предметно-развивающей среды А.В. Петровского, принципы построения предметно-развивающей среды (Л.М. Кларина, В.А. Петровский).

Теоретическая значимость исследования – уточнена характеристика понятия «социальная действительность», выделены особенности предметно-развивающей среды в условиях ДОУ.

Практическая значимость – выявлены уровни сформированности представлений социальной действительности детей дошкольного возраста, организована совместная деятельность  детей, направленная на познание социальной действительности в условиях предметно-развивающей среды. Данные исследования могут быть использованы воспитателями, педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций.

База исследования – г. Волжский   МБДОУ детский сад № 20 «Буратино», дошкольники (4-5лет) в количестве 15 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды как источника познания социальной действительности детей дошкольного возраста

1.1. Познание социальной действительности дошкольниками в процессе социализации

Отечественные ученые (А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что каждый ребенок проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы,  своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все вышеперечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. [12; С.78]

По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.

Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества. [21; С.55]

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Образовательная среда в детском саду по своей сути социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом, социальны при первом же приближении.

В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но так же способствует раскрытию их индивидуальности. [48; С.89]

Л.С. Выготский утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, «… очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания». [11]

В настоящее время этой же точки зрения придерживается А.В. Брушлицкий, утверждающий, что «… любой человеческий индивид и его психика изначально и всегда социальны…социальное – это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах».[49,С.15]

Б.Ф. Ломов считает, что с одной стороны, личность всё более включается в систему общественных отношений, её связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются, углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как её социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации. [3; С.65]

В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».[2, С.340]

А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду». [8, С.6]

С.Н. Беличева также подчеркивает, что «социализация прежде всего предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений» [7,С.22].

Б.Д. Парыгин делает акцент на том, что «испытывая на себе влияние среды, социальных институтов и собственной деятельности, личность вместе с тем относительно автономна в развитии своего внутреннего мира, в развитии самосознания и самоотношения. Активная жизненная позиция личности как раз и заключается в ее способности к осуществлению функций самоконтроля, саморегуляции, самоутверждения и самосознания». [31]

А.Г. Асмолов выделяет три грани социализации:

  • грань индивидуализации, отражающую « основной генетический закон культурного развития: от интерпсихологического, социальной коллективной деятельности ребёнка к индивидуальному интрапсихическому…»;

  • грань «интимизации», отражающую переход от «Мы» к «Я», проблему самосознания личности;

  • грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.[3, С.293]

Информация о работе Пердметно-развивающая среда