Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические
основы организации предметно-развивающей
среды как источника познания социальной
действительности детей дошкольного возраста……………………………..7
1.1. Познание социальной
действительности дошкольниками в процессе
социализации………………………………………………………….7
1.2. Предметно-развивающая
среда в условиях ДОУ………………17
Выводы по первой
главе………………………………………………..29
Глава 2. Процесс познания
социальной действительности детьми дошкольного
возраста в условиях ДОУ..……………………………………30
2.1. Уровни сформированности
представлений социальной действительности
дошкольников……………………………………………30
2.2. Организация познания
социальной действительности посредством
предметно-развивающей среды в ДОУ ...…………………...36
Выводы по второй
главе………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………...49
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Дошкольное детство – короткий, но важный,
уникальный период жизни человека. Человечество
лишь постепенно пришло к осознанию самоценности
детства, как части человеческой жизни,
а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок
приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться
определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер. Реальная
действительность, в условиях которой
происходит развитие человека, называется
средой.
Среда развития ребенка – это
пространство его жизнедеятельности.
Это те условия, в которых протекает его
жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия
следует рассматривать как фундамент,
на котором закладывается строительство
личности ребенка. В отечественной и зарубежной
педагогике прошлого и настоящего «среда»
рассматривается как один из генеральных
факторов, воздействием которого детерминируется
процесс и результаты человеческого развития.
Направление деятельности
и развитие ребенка во многом
зависит от нас, взрослых –
от того, как устроена предметно-пространственная
организация их жизни, из каких
игрушек и дидактических пособий
она состоит, каков их развивающий
потенциал и даже от того, как
они расположены. Все, что окружает
ребенка, формирует его психику,
является источником его знаний
и социального опыта. Поэтому, именно
мы, взрослые, берем на себя ответственность
создать такие условия, которые
способствовали бы наиболее полной
реализации развития детей по
всем психофизиологическим параметрам,
то есть организации предметно-развивающей
среде. Педагогическая характеристика
образовательной среды в различных учреждениях
представлена в широком круге исследований
(Г.А. Ковалёв, В.А. Козырев, А.А. Макареня,
Т.С. Назарова, В.А. Петровский, Н.А. Пугал,
В.А. Ясвин и др.)
Дошкольная педагогика в настоящее
время располагает значительными сведениями
о конкретных воздействиях предметно-развивающей
среды при учете и использовании ее в организации
детской деятельности (С.Л. Новоселова,
Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова,
Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина
и другие). Предметно-развивающая среда
должна отвечать принципам обогащенности
и наукоемкости, содержать природные и
социокультурные средства для разнообразной
деятельности ребенка. Она предоставляет
ребенку условия для творческого духовного
развития и возможность «вычерпывать»
из нее информацию, необходимую для постановки
и решения задач той или иной деятельности.
Предметно-развивающая среда
– это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного
и физического развития. Она объективно
– через свое содержание и свойства –
создаёт условия для творческой деятельности
каждого ребенка, служить целям актуального
физического и психического развития
и совершенствования, обеспечивать зону
ближайшего развития и его перспективу.
Ученые связывают механизм
воздействия предметно-развивающей среды
на личность с понятием социальная ситуация
развития, то есть своеобразным, соответствующим
возрасту отношением между ребенком и
окружающим его миром. Ребенок находит
свою вторую жизнь в предметах культуры,
в образе взаимоотношений людей друг с
другом. От того, в каких взаимоотношениях
со средой находится ребенок, с учетом
изменений происходящих в нем самом и
в среде, зависит динамика его развития,
формирование качественно новых психических
образований. Отношение ребенка к среде
определяет и его активность в ней.
Воспитательный потенциал
предметно-развивающей среды многоаспектен:
это — и условия жизнедеятельности
ребенка, формирование отношения
к базовым ценностям, усвоение
социального опыта, развитие жизненно
необходимых качеств, это — и
способ трансформации внешних
отношений во внутреннюю структуру
личности, удовлетворение потребностей
субъекта, в частности потребности в деятельности.
Предметно-развивающая среда
– это поле социальной и культурной деятельности,
образ жизни, сфера передачи и закрепления
социального опыта, культуры и субкультуры,
развития творчества.
Объект исследования – процесс познания социальной
действительности дошкольниками.
Предмет исследования – особенности
организации предметно-развивающей среды
в условиях ДОУ.
Цель исследования
- определить особенности организации
предметно-развивающей среды в процессе
познания социальной действительности
дошкольниками в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – влияние предметно-развивающей
среды в познании социальной действительности
дошкольников будет эффективнее, если
воспитатель будет:
- учитывать возрастные и индивидуальные
особенности ребенка;
- обеспечивать право ребенка
на свободу выбора деятельности;
- использовать личностно-ориентированный
подход в своей деятельности;
- привлекать к процессу воспитательной
работы родителей.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические
основы познания социальной действительности
в процессе социализации дошкольников.
2. Выделить особенности
предметно-развивающей среды в
условиях ДОУ.
3. Выявить уровни сформированности
представлений социальной действительности
дошкольников.
4. Организовать процесс познания
социальной действительности дошкольников
в условиях предметно-развивающей среды.
Методы исследования:
Теоретические методы
исследования - анализ научной, методической
литературы по проблеме «Предметно-развивающая
среда как источник познания социальной
действительности детьми дошкольного
возраста», сравнение, обобщение, выделение
главного, выводы.
Эмпирические методы
исследования – беседа, анализ продуктов
деятельности детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования – исследования предметно-развивающей
среды С.Л. Новоселовой, концепция предметно-развивающей
среды А.В. Петровского, принципы построения
предметно-развивающей среды (Л.М. Кларина,
В.А. Петровский).
Теоретическая значимость исследования – уточнена характеристика понятия «социальная
действительность», выделены особенности
предметно-развивающей среды в условиях
ДОУ.
Практическая значимость – выявлены уровни сформированности
представлений социальной действительности
детей дошкольного возраста, организована
совместная деятельность детей, направленная
на познание социальной действительности
в условиях предметно-развивающей среды.
Данные исследования могут быть использованы
воспитателями, педагогическими работниками
дошкольных образовательных организаций.
База исследования – г. Волжский МБДОУ детский
сад № 20 «Буратино», дошкольники (4-5лет)
в количестве 15 человек.
Глава 1. Теоретические
основы организации предметно-развивающей
среды как источника познания социальной
действительности детей дошкольного возраста
1.1. Познание социальной
действительности дошкольниками в процессе
социализации
Отечественные ученые (А.С. Белкин,
В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин
и др.) считают, что каждый ребенок проходит
огромнейший путь в своем индивидуальном
развитии именно в период своего детства.
Его направление стремительно быстро
разворачивается, а содержание пополняется
и расширяется.
Дошкольный возраст, как никакой
другой насыщен очень важными достижениями
в социализации детей. Дети учатся овладевать
собственными эмоциями и приобретают
опыт практического мышления в образном
и предметном плане именно в дошкольном
возрасте. У детей появляется произвольное
владение их поведением и собственными
действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального
познания прочно закрепляется такая позиция
как «Я и общество». Практика показывает,
что дети старшего дошкольного возраста
активно участвуют в жизни группы,
своих родителей и близких людей. Они всегда
готовы прийти вам на помощь. С величайшим
интересом занимаются в группе и принимают
активное участие в различных играх, делают
уместные замечания, откликаются на зов
и предложения других людей. Все вышеперечисленное
становится возможным потому, что у детей
активизируется социальное познание в
обществе сверстников и взрослых. [12; С.78]
По мере
роста и взросления дети все больше погружаются
в познание и постижение разнообразных
закономерностей и связей между частями
социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных
отношениях и понимает причинно-следственные
связи событий и многое другое; пути социального
познания, освоение себя и окружающего
мира приобретают специализацию.
Окружающий мир — это мир, который окружает
ребенка: природа, люди, предметы. Данное
понятие может рассматриваться в широком
смысле и узком. В широком смысле окружающим
миром можно считать всю планету, на которой
мы живем. В узком смысле — это то конкретное
окружение, в котором родился, растет и
развивается ребенок.
Природный мир — живая и неживая природа,
которая является частью окружающего
мира.
Социальный мир — люди, общество людей.
Этот мир люди создают сами, структурируют
его. В нем люди социализируются, действуют,
преобразуют его в соответствии со своими
потребностями.
Социальная действительность — конкретные
события, факты, взаимоотношения, которые
характеризуют текущий временной период
функционирования человеческого общества.
[21; С.55]
Социальная действительность
выступает составной частью культуры,
презентует её в непосредственном виде.
Для ребёнка социальная действительность
как совокупность фактов, событий, предметов
и явлений социального мира является объектом
познания. Её освоение можно считать одним
из первоначальных этапов социализации.
Образовательная
среда в детском саду по своей сути социальна.
Люди, непосредственно окружающие ребенка
дошкольного возраста в его жизни играют
главную роль. Это родители ребенка, педагоги
и сверстники. Во-вторых, среда детского
сада наполнена самыми разнообразными
предметами, вещами, созданными не только
руками человека, но и его разумом, социальны
при первом же приближении.
В старшем
дошкольном возрасте ребенок глубже погружается
в мир и с помощью педагогов осваивает
его закономерности. Можно утверждать:
социальная среда детского сада не только
обеспечивает сам процесс социализации
посредством воспитания дошкольников,
но так же способствует раскрытию их индивидуальности.
[48; С.89]
Л.С. Выготский утверждал, что
ребенок, родившись, уже задан как элемент
определенной культуры, определенных
социальных связей. По его мнению, «… очень
наивно понимать социальное только как
коллективное, как наличие множества людей.
Социальное и там, где есть только один
человек и его личные переживания». [11]
В настоящее время этой же точки
зрения придерживается А.В. Брушлицкий,
утверждающий, что «… любой человеческий
индивид и его психика изначально и всегда
социальны…социальное – это всеобщая,
исходная и наиболее абстрактная характеристика
субъекта и его психики в их общечеловеческих
качествах».[49,С.15]
Б.Ф. Ломов считает, что с одной
стороны, личность всё более включается
в систему общественных отношений, её
связи с людьми и разными сферами жизни
общества расширяются, углубляются, и
только благодаря этому она овладевает
общественным опытом, присваивает его,
делает своим достоянием. Эта сторона
личности часто определяется как её социализация.
С другой стороны, приобщаясь к различным
сферам жизни общества, личность вместе
с тем приобретает и всё большую самостоятельность,
относительную автономность, т.е. развитие
в обществе включает процесс индивидуализации.
[3; С.65]
В настоящее время в отечественной
науке прочно укрепилось представление
о том, что социализация должна рассматриваться
как двусторонний процесс, включающий
в себя не только усвоение, но и активное
воспроизводство индивидом общественных
отношений. Так, например, Г.М. Андреева
отмечает: «Социализация – это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей, с другой стороны, (часто
недостаточно подчеркиваемой в исследованиях)
процесс активного воспроизводства системы
социальных связей за счет его активной
деятельности, активного включения в социальную
среду».[2, С.340]
А.В. Мудрик также говорит о
двух сторонах социализации: «С одной
стороны, индивид усваивает социальный
опыт, входя в социальную среду, систему
социальных связей, а с другой, в процессе
социализации он активно воспроизводит
систему социальных связей за счет активного
вхождения в среду». [8, С.6]
С.Н. Беличева также подчеркивает, что
«социализация прежде всего предполагает
включение в систему общественных отношений
и самостоятельное воспроизводство этих
отношений» [7,С.22].
Б.Д. Парыгин делает акцент на том, что
«испытывая на себе влияние среды, социальных
институтов и собственной деятельности,
личность вместе с тем относительно автономна
в развитии своего внутреннего мира, в
развитии самосознания и самоотношения.
Активная жизненная позиция личности
как раз и заключается в ее способности
к осуществлению функций самоконтроля,
саморегуляции, самоутверждения и самосознания».
[31]
А.Г. Асмолов выделяет три грани
социализации:
грань индивидуализации, отражающую
« основной генетический закон культурного
развития: от интерпсихологического, социальной
коллективной деятельности ребёнка к
индивидуальному интрапсихическому…»;
грань «интимизации», отражающую
переход от «Мы» к «Я», проблему самосознания
личности;
грань интериоризации как производство
внутреннего плана сознания.[3, С.293]