Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:45, дипломная работа
Актуальность исследования. Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды как источника познания социальной действительности детей дошкольного возраста……………………………..7
1.1. Познание социальной действительности дошкольниками в процессе социализации………………………………………………………….7
1.2. Предметно-развивающая среда в условиях ДОУ………………17
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава 2. Процесс познания социальной действительности детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ..……………………………………30
2.1. Уровни сформированности представлений социальной действительности дошкольников……………………………………………30
2.2. Организация познания социальной действительности посредством предметно-развивающей среды в ДОУ ...…………………...36
Выводы по второй главе………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы…………
Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей. [15, С.16]
Одним из основных видов деятельности дошкольника является общение, выступая в качестве ведущего фактора формирования личности ребёнка, является непременным условием его полноценного развития, средством познания людей и самого себя, основой усвоения человеческих взаимоотношений. В дошкольном возрасте, благодаря овладению ребёнком речью, возникает внеситуативное общение. Дети с любопытством начинают интересоваться причинно-следственными связями между предметами и явлениями.
В благоприятной социальной обстановке развивается мотивационно-потребностная сфера маленьких «почемучек». Ребёнок ставит перед взрослыми сложные вопросы, ответы на которые способствуют формированию начальных детских представлений ребёнка о мире, природе, обществе, человеке [29].
В дальнейший период развития ребёнка больше интересуют правила поведения, которые он постепенно осваивает, человеческие отношения. Он начинает осознавать свои права и обязанности в кругу близких и чужих, обогащает социальные представления и учится руководствоваться ими в своих поступках где взрослый выступает в качестве образца для подражания. Ребёнка отличает потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослыми. Важное значение отводится социальной перцепции, которая выступает составной частью общения. В ходе социальной перцепции осуществляется и эмоциональная оценка другого, стремление понять причины его поступков, спрогнозировать его поведение и построить собственную стратегию поведения [45,С. 79].
Общение играет большую роль в познании ребёнком социальной действительности, в формировании у него образа «Я» и образа другого человека. В процессе общения со сверстниками, другими детьми, взрослыми ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.
Одним из видов деятельности, способствующим успешной социализации является игра. В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Являясь основным видом деятельности в данный возрастной период, она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.
В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства играющих детей, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Таким образом, в игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.
Исследователи, рассматривая вопрос о соотношении игровой и изобразительной деятельности, как ведущих в дошкольном возрасте, отмечают их тесную взаимосвязь. Отображая в игре определенные социальные взаимоотношения между людьми, дети стремятся выразить их в графической деятельности. На более ранних этапах развития ребенка его первые графические попытки перекликаются с предметно-игровыми действиями. При этом переход к сюжетной игре взаимосвязан с переходом к созданию ребенком сюжетных изображений. На этом этапе несовершенство графической деятельности ребенка восполняется игровыми действиями и сопровождающей речью. Таким образом, прослеживаются общие генетические корни в развитии игровой и изобразительной деятельности. Но впоследствии цели и мотивы этих двух видов деятельности расходятся: в игровой деятельности ребенок удовлетворяет игровым процессом свою психологическую потребность «быть взрослым», а в изобразительной деятельности он удовлетворяется не только самим процессом, но и результатом созданного конечного продукта [18].
Изобразительная деятельность также является одним из главных видов деятельности в дошкольном возрасте. Также как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления [23]. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся личности — воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью. Пытаясь творить на бумаге, ребенок изображает основную идею предмета. Ребенок рисует не предмет, а свои представления о предмете, основанные на детском реализме, то есть без учёта внутренних связей между объектами. Внешний мир становится лишь предлогом для рисования, в котором он вновь и вновь создаёт собственную модель мира. Таким образом, рисуя, ребенок познаёт мир [41; С. 222].
Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:
Критериями уровня сформированности представлений социальной действительности выступают [38]:
К базисным характеристикам личности, служащими критериями оптимального социального развития ребенка, А.В. Запорожец и его последователи относят следующие: компетентность, креативность, способность к инициативности, произвольность поведения и психических процессов в целом, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, развитое самосознание, способность к самооценке. [39].
Анализируя систему критериев и показателей уровня сформированности о социальной действительности дошкольников в современной практике, Ю.Н. Соловьева выделила следующие критерии. (Таблица 1) [47]
Таблица 1
Система критериев и показателей уровня сформированности представлений социальной действительности дошкольников
Критерии |
Показатели |
1.Мотивационно-потребностный |
наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.); стремление довести начатое дело до конца; наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности. |
2. Когнитивный |
наличие знаний о социальной действительности; представление, понимание значения социальных действий; направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил. |
3. Деятельностно-практический |
приобретение самостоятельного опыта через различные виды деятельности; рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. |
Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентнрованную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка. [32; С.98]
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. [20]