Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:01, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу профилактики подросткового воровства.
Объект исследования: профилактика подросткового воровства.
Предмет: характеристика социально-педагогической программы профилактики подросткового воровства.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «воровство».
2. Проанализировать причины подросткового воровства.
3. Выявить формы, методы профилактики подросткового воровства.
4. Обобщить имеющийся педагогический опыт профилактики подросткового воровства.
5. Разработать социально-педагогическую программу профилактики подросткового воровства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Подростковое воровство как социально педагогическая проблема.
Подростковое воровство как социальное явление.………………………….5
. Социально-психологические особенности проявления подросткового воровства………………………………………………………………………..…8
1.3 Формы и методы профилактики подросткового воровства…………….……11
Глава II. Практические аспекты профилактики подросткового воровства.
2.1. Педагогический опыт профилактики воровства………………………………..
2.2. Программа профилактики воровства у подростков…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
В жизни каждого человека может возникнуть ситуация, когда он оказывается втянутым в двусмысленное положение. Но из любого положения есть выход. И этому учатся в детстве. У ребёнка всегда должна быть возможность либо ориентироваться на родителя, либо обратиться к нему в ситуации, требующей морального выбора. Основой для этого служат всё те же доверительные отношения между детьми и родителями.
Таким образом, мы коснулись очень сложной проблемы: асоциального поведения подростков, в частности, воровства. Мы пришли к выводу, что на возникновение асоциального поведения у подростка влияет целый ряд факторов. Начинать надо с профилактических мер в самом раннем (дошкольном) возрасте. А пути разрешения этой проблемы лежат в нормализации отношений между ребёнком и родителями, в работе с иерархией ценностей, существующих в семье. А главное, данная работа раскрывает и использует эмоциональные ресурсы семьи, которые приятно удивляют всех участников процесса терапии. [25]
Руднева Лариса Петровна, психолог
Обобщая опыт работ, видно, что работа с «трудными» подростками ведется. Разрабатываются новые мероприятия, но не забывают о уже проверенных.
Привлекаются
не только педагоги, но и инспектора по
делам несовершеннолетних. Я считаю, что
работу надо вести не только с детьми,
но и с их родителями. Сделать консультации
для родителей, чтоб они знали как вести
себя в сложившейся ситуации, могли помочь
себе и своему ребенку.
2.2.
Программа профилактики воровства у подростков.
1.1. Наименование программы: «Профилактика подросткового воровства у подростков».
1.2. Цели и задачи программы:
Цель: Информированность подростков о проблеме, в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи:
Диагностика учащихся
Изучение предыдущего опыта по профилактике воровства
Написание своей программы по профилактики воровства
Реализация программы
Подведение итогов
Структура программы:
Программа включает в себя 3 этапа:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Исполнители программы:
- социальные педагоги
- классные руководители
1 этап - подготовительный.
На данном этапе составляется банк данных об учащихся, выявление детей стоящих на учете в КДН, семейное положение, их внутреннее состояние и отношение к жизни. Так же на этом этапе составить список наиболее эффективных методик.
В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности - положительные и отрицательные особенности личности.[29;31]
2 этап - основной.
На данном этапе предусмотрен блок занятий.
Вначале проводится классный час с участием инспектора по делам не совершеннолетних.
Цель: сформировать представление подростков о воровстве. Выявить отрицательные моменты жизни подростков склонных к воровству.
Сценарий:
-Ребята, кто из вас знает, кто такие дети «воры»?
-Вам когда-нибудь приходилось их видеть?
-Как вы думаете, откуда берутся эти дети? Ведь у них должны быть папы и мамы, бабушки и дедушки. Почему же эти дети воруют?
-Оказывается, собственные родители могут оказаться пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными.
-Кто такие наркоманы? Сумасшедшие? Уголовники?
И дети начинают воровать от побоев, издевательства, голода и.т.п.
А бывают и такие случаи: родители, которые остались совсем без денег, продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммунальную квартиру, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем других людей и записку в дверях: «Поживи у соседей». Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.
Дети остаются одни на улице. Поставьте себя на их место. Что с ними может произойти? Как вы думаете?
Они попадают совсем в другой мир. Чтобы выжить им нужно красть, грабить, отнимать у своих же.
Этих детей трудно отличить от обычных детей. Они могут менять верхнюю одежду по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Во взгляде этих детей что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.
Воришки - обчищают карманы у пьяниц и спящих, наведываются в камеры хранения на вокзалах.
Рэкетиры - в больших городах занимаются вымогательством у местных торгующих бабушек.
Грабители - грабят ровесников или пьяных, чаще группами, чем по одному.
Цель: более точно узнать о жизни воришек. Сформировать представление об их жизни.
«Республика ШКИД»
Режиссер: Геннадий Полока
Сценарист: Леонид Пантелеев
Операторы: Дмитрий Долинин, Александр Чечулин
Композитор: Сергей Слонимский
Художники: Николай Суворов, Евгений Гуков
Страна: СССР
Производство: Ленфильм
Год: 1966
Актеры: Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников, Анатолий Столбов, Георгий Колосов, Вера Титова, Виолетта Жухимович, Лев Вайнштейн, Виктор Перевалов, Анатолий Подшивалов, Юрий Рычков, Александр Товстоногов, Вячеслав Голубков, Артур Исаев, Александр Кавалеров, Владимир Колесников, Алексей Догадаев, Вячеслав Романов
Республикой ШКИД назвали свою Школу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники - бывшие беспризорники, воры. Обезоруживающие доверие педагогов научило ребят достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени...
В-третьих,
после прослушанного и увиденного нужно
узнать об их культурном уровне. Это надо,
для того, чтобы иметь представление о
том, кто все таки может что то украсть.
И с кем следует проводить индивидуальные
беседы.
«Правила культуры поведения»
Что
такое культура поведения? ______________________________
Приведите пословицы, в которых говорится о культуре поведения. _________.
Как вы считаете: можно ли называть культурным человека, который не умеет вести себя в автобусе, в школе, в парке, в других общественных местах? Поясните свое мнение.
Как, по вашему, для того, чтобы считаться культурным человеком, достаточно только вести себя за столом, в кинотеатре, в метро, в парке?
Продолжите фразу «Культурный человек» - это человек __________________.
Составьте антирекламу безкультурному человеку (словесно в виде рисунка).
Составьте
словесный портрет Васи, оставившего свой
«автограф» на камне в саду Воронцовского
дворца в Алупке в Крыму (или в другом общественном
месте) ______________________________
Легко ли узнать культурного человека в толпе?
Каким из перечисленных качеств обязательно должен обладать человек: вежливость, сила, ловкость, любопытство, хитрость, лукавство, умение слушать, скромность, чувство юмора, мужество, болтливость.
Попробуйте
составить правила культуры поведения.
Если можете, иллюстрируйте их ______________________________
Объясните пословицы:
«Этикет надо соблюдать даже в дружбе» (японская).
«Следи за чужими манерами, исправляй свои» (японская).
«Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали» (казахская).
Согласны ли вы с высказыванием Ф. Бекона: «Грубость рождает ненависть»? подтвердите свои ответы примерами из книги кинофильмов.
Кому присущи следующие качества: вежливость, тактичность, деликатность?
Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.
По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, и захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. «Спасибо, тебе, ручей» - сказал дедушка. Мальчик засмеялся: «Ты зачем сказал ручью спасибо»? «Ведь ручей не живой и не услышит твоей благодарности». «Это так. Если бы пришел волк, он бы спасибо не смог сказать. А мы не волки - мы люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит спасибо». «Подумай, кому нужно слово?»
Мальчик
задумался. Времени у него было много.
Путь предстоял долгий…
Вопросы:
Для чего человек говорит «спасибо».
Какие еще привычные слова вы говорите каждый день?
Какие общие нравственные требования включены в простые нормы поведения у всех народов?
В-четвертых, следует ввести «день индивидуальных бесед» (еженедельно). Это будет закрытая форма общения. Ребенок или родитель по личной инициативе могут прийти к социальному педагогу и рассказать о своих отношениях и проблемах в семье. Так же если классный руководитель видеть, что ребенку нужна помощь, может направить его на консультацию. Это поможет лучше узнать о жизни семьи и найти более эффективные методы работы с такой семьей.
Проведение тематических родительских собраний, вместе с социальным педагогом.
Цель: выявить степень сформированности знаний о подростковом воровстве.
Здесь вся работа должна быть направлена на родителей. Составить список родителей, которые склонны к девиантному поведению и предложить посетить им «день индивидуальных бесед».
3 этап - заключительный.
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Составляется сравнительная таблица. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.
Содержание данной программы будет достаточного, для того чтобы подростки узнали о подростковом воровстве. Работа направлено не только на детей, но и на их родителей. Для исполнения программы привлечены социальный педагог, классный руководитель и инспектор по делам несовершеннолетних.
Вывод
по второй главе: исходя из содержания
второй главы, следует, что помощь подросткам
оказывается. Ведутся профилактические
работы в школах. Педагоги разрабатывают
программы профилактики. Конечно, эти
дети трудные, и помочь им очень трудно.
Во многих случаях мы просто проиграем,
поскольку они не захотят жить по-другому.
Это тяжелое сражение, трудная работа
- и для самих детей, и для людей, взаимодействующих
с ними. Известно, что нелегко поменять
уже сформировавшийся образ жизни, привычки,
стать социально адаптированным человеком.
Но необходимо стремиться к этому.