Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа
Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.
Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения...........5
1.1 Характеристика зрительных нарушений у детей…….5
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского сада с детьми с нарушением зрения…13
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21
Министерство образования и науки
ГОУ ВПО « Красноярский государственный педагогический университет им В.П.Астафьева»
Кафедра коррекционной педагогики
Контрольная работа
Дисциплина: « Основы тифлопедагогики»
Тема: Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением
Выполнила: студентка 3 курса,по
Специальности «Олигофренопедагогика»
План
Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические
1.1 Характеристика
зрительных нарушений у детей……
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21
Введение
Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.1
В России, по данным
Министерства здравоохранения,
При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное)
восприятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее развития, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.
Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.
Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
Для предупреждения появления
возможных отклонений в
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
1.Психолого-педагогические
особенности детей с
1.1. Характеристика зрительных нарушений
Как известно, зрение играет важную
роль при ориентации человека
в окружающей действительности
и осуществлении многих сторон
его жизнедеятельности. Именно
с помощью зрительного
Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
К детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией; - дети с косоглазием и амблиопией.
Слабовидящие дети - дети, страдающие
значительным снижением
При всех глазных патологиях
чаще всего поражается
предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия.
Различают врожденные
и приобретенные формы глазной
патологии. При этом наблюдаются
и наследственные заболевания глаз.
При заболевании глаз с рождения
ребенка осложняется
Нарушение зрения определяет
слабое развитие психомоторной
сферы, запаздывает
По степени
сохранности остаточного зрения
различают абсолютную (тотальную) и
практическую слепоту. При абсолютной
слепоте на оба глаза полностью
выключены зрительные ощущения. При
практической слепоте наблюдается
остаточное зрение, при котором сохраняется
Светоощущение или форменное
зрение. Светоощущение позволяет
отличать свет от тьмы. При остаточном
форменном зрении имеется возможность
сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать
свет, цвета, контуры, силуэты предметов
на близком расстоянии. Остаточное
зрение (по определению А.И. Каплан)
- это своеобразное свойство глубоко
поврежденного зрения в зависимости
от различных клинических
Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других
зрительных функций, таких как: цветовое и периферическое зрение, а, прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.
У детей с врожденной
Слабовидение
- это значительное снижение
Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенной формой является миопия, затем гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.
Одной из причин слабовидения
является также астигматизм -
аномалия преломляющей
Таким образом, слабовидение
В отличие
от остаточного зрения
Одной из распространенных глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Термин «косоглазие»
Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению: косит чаще один глаз или оба глаза поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.
Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией.
Поэтому принято считать, что
не корригированная
Расходящееся
косоглазие сопровождается примерно в
60 % случаев близорукой рефракцией.
Есть основание полагать, что близорукость
может быть одним из факторов, способствующих
возникновению расходящегося
соглазие бывает односторонним (монолатеральным) - косит постоянно один глаз - и двусторонним (альтернирующим) - попеременно косят оба глаза.
При альтернирующем
косоглазии зрение, как правило,
достаточно высокое и
Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.
Успех в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного лечения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для получения положительных результатов, что, однако удается сделать весьма нечасто потому, что сами родители не в состоянии заметить дефект. Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.
Термином
«амблиопия» обозначают такие формы
понижения зрения, которые не имеют
видимой анатомической или
Информация о работе Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением