Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Формами выражения учебной проблемы наряду с проблемной задачей являются проблемный вопрос и проблемное задание. В отличие от информационного вопроса (задается с целью получения ответа, содержащего известные ученику знания, проблемный вопрос вызывает у учащихся интеллектуальное затруднение, так как у них нет готовой информации для ответа. В таком вопросе скрыто противоречие, он предполагает возможность неоднозначного ответа. Задание становится проблемным, если его выполнение требует сложной поисковой или творческой познавательной деятельности (изобретательство, эксперимент, сочинительство и т. п.).

Проблемное обучение характеризуется  не только наличием поиска и решения  проблемы, но и сочетанием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся с преобладанием одной из них. Основными уровнями проблемного обучения и одновременно путями его реализации являются: проблемное изложение материала преподавателем, частично-поисковая деятельность учащихся исследовательская деятельность учащихся.

Уровни проблемного обучения

Проблемное изложение материала

Учитель сам предлагает проблему, формулирует проблемную задачу и излагает пути ее решения, показывает результат. Проблема излагается и решается не в виде готовых знаний, а как поиск научной истины. Ученики при этом выдвигают свои предположения, формируют свое отношение к изучаемому материалу

Частично-поисковая деятельность учащихся

Учащиеся частично вовлекаются учителем в процесс решения проблемы. Проблему ставит и формулирует учитель, а ученики под его руководством ее решают. Они формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, делают выводы из проведенных опытов и т. п.

Исследовательская деятельность учащихся

Предполагает наивысшую активность учащихся в процессе обучения. Роль педагога сводится или только к постановке проблемы, или к общей организации и руководству (контролю). Ученики сами осознают проблему, формулируют и решают ее. Они самостоятельно проходят все этапы исследования: наблюдения, опыты, выдвижение и проверка гипотез, работа с теоретическими источниками, моделирование, статистические методы, логические рассуждения и выводы

Назовем этапы проблемного обучения с позиции учителя и с позиции  учащихся

N п/п

Этапы деятельности учителя

Этапы деятельности учащегося

0.

 

Обдумывает (находит) способ создания проблемной ситуации, проектирует возможные способы решения проблемной

задачи учащимися

 

1.

 

Предлагает учащимся проблему в  виде вопроса, опыта и т. п.; руководит усмотрением проблемы учащимися, уточняет формулировку проблемы

Осознает проблемную ситуацию, усматривает и формулирует проблему

2.

Организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися, в частности оказывает помощь учащимся в анализе условий, отделении известного от неизвестного

Размышляет над предложенной (усмотренной) проблемой, принимает проблему, анализирует  условия, отделяет известное от неизвестного, формулирует проблемную задачу

3.

Организует решение учащимися  проблемной задачи, их мыследеятелыюсть и овладение способами приобретения знаний,

в частности оказывает помощь в  выдвижении гипотез, выборе плана решения

Выдвигает гипотезы, высказывает возможные  варианты решения проблемной задачи, выбирает план решения на основе известных ему способов или поиска принципиально нового решения

4.

Консультирует учащихся в процессе

решения проблемной задачи, помогает

в нахождении способов самоконтроля

Реализует план решения проблемной задачи, приобретает новые знания, овладевает способами приобретения знаний, осуществляет поиск способов проверки правильности действий и результатов

5.

 

Обобщает полученное решение задачи,

организует общее обсуждение решения

проблемы, разбор индивидуальных ошибок

Обобщает новые знания и способы

их приобретения, участвует в  общем обсуждении решения проблемы, разбирает свои ошибки, если они были

6.

Организует закрепление и применение

усвоенных знаний для решения новых

задач

Закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения новых задач

7.

Осуществляет рефлексию деятельности

по организации проблемного  обучения

Рефлексирует свою деятельность по решению проблемной задачи


В педагогической литературе обобщен  опыт организации проблемного обучения и сформулированы технологические требования к его осуществлению. Планируя проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить его возможность и дидактическую целесообразность с учетом специфики и сложности содержания темы. Кроме того, важно выявить уровень знаний учащихся по изучаемой теме; уровень их интеллектуального развития. Затем разрабатывается система конкретных заданий, с помощью которых учитель сможет создать проблемную ситуацию, а учащиеся, соответственно, смогут обнаружить противоречие на пути движения от незнания к знанию. Существуют ограничения в применении технологии проблемного обучения, обусловленные следующими обстоятельствами:

применение технологии проблемного  обучения требует от учителя определенных знаний, педагогического мастерства, творчества;

проблемное обучение предполагает в качестве своего содержания материал высокого уровня значимости, допускающий неоднозначные, альтернативные подходы, толкования и оценки;

проблемное обучение приемлемо  тогда, когда у учащихся имеется необходимый уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области;

проектирование и реализация проблемного обучения требует значительных временных затрат.

Технология проблемного обучения реализуется на практике как самостоятельная, автономная или как проникающая, органичная часть других технологий обучения (игровых технологий, технологий кооперативного, проектного обучения и др.). Исследовательская технология обучения, или технология обучения как учебного исследования (М. В. Кларин) может рассматриваться как вариант технологии проблемного обучения или как самостоятельная технология, которая находится в тесной взаимосвязи и в одной группе педагогических технологий с проблемными и эвристическим обучением. Исследовательская технология обучения — система действий педагога по организации учебно-познавательной деятельности путем постановки и самостоятельного творческого решения учащимися познавательный и практических задач, в ходе которого учащиеся проходят все или большинстве этапов исследования. Д.Г. Левитес, обобщив теорию и практику реализации исследовательского подхода к обучению, предложил алгоритм обучения как учебного исследования.

1. Знакомство с литературой

2. Выявление, видение проблемы

3. Постановка (формулирование) проблемы

4. Прояснение неясных вопросов

5. Формулирование гипотезы

6. Планирование и разработка учебных действий

7. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств)

8. Анализ и синтез собранных данных; сопоставление данных и умозаключений

9. Подготовка и написание (оформление) сообщения

10. Выступление с подготовленным сообщением

11. Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы

12. Проверка гипотез

13. Обобщение, построение выводов, заключений, выдвижение новых проблем исследования


Важнейшим условием реализации исследовательской технологии обучения является подготовка учащихся к исследовательской деятельности. В этом плане представляет интерес методика поэлементного обучения исследованию через систему фрагментарных учебно-исследовательских заданий (практикумов) (по И.3. Гликману): подбор литературы по теме занятия или для рефератов и докладов; чтение; отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и предложением своих вариантов решения проблем, отличных от авторского; дискуссии по проблемным, слабо разработанным в науке темам; планирование ответа на учебный вопрос; составление плана выступления; конспектирование научной статьи или параграфа книги; разработка целей, задач, плана предстоящего исследования; разработка, оценка, защита гипотез; «мозговой штурм», посвященный решению той или иной научной или практической проблемы, как вариант исследовательской игры; научное наблюдение во время урока (семинара) или во внеурочное время с отчетом на следующем уроке (семинаре); научный опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование и т. п.), анализ его результатов; подготовка и проведение тестирования и шкалирования; подготовка, планирование эксперимента; теоретическое осмысливание собранного эмпирического и теоретического материала; составление таблиц и схем; иллюстрирование научных текстов (значки, символы, рисунки, фотоснимки и т. д.); выполнение целостного пробного исследования (сокращаются сроки исследования, упрощается оформление результатов); оформление результатов исследований; научное сообщение по одному-двум литературным источникам (мини-реферат).

Исследовательская технология обучения применима на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и уровня подготовленности учащихся.

 

Технология кооперативного обучения

Разработка технологии кооперативного обучения (совместного обучения в мална группах или обучения в сотрудничестве) в зарубежной педагогике (Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Э. Аронсон, Ш. Шаран и др.) началась в 1970-е годы. Существует несколько вариантов технологии кооперативного обучения: обучение в команде, «пила» или «мозаика», «учимся вместе», исследовательская работа в группах. Дадим им краткую характеристику.

1. Обучение в команде (Student Team Learning, STL). «Групповые цели» и успех всей группы могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над темой (проблемой, вопросом). Основные принципы технологии «обучение в команде»:

поощрение всей команды—группа (команда) за одно выполненное задание получает одну на всех ее членов «награду» в виде отметки (значка отличия, похвалы и др.

каждый ученик (член команды) несет  персональную ответственность за успех  или неуспех всей команды; команда  заинтересована в том, чтобы каждый ее член был готов к любой форме контроля, которая может быть предложена ему учителем вне группы;

каждый ученик приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем  улучшения своих собственных, ранее  достигнутых результатов; это дает равные возможности более успешным, менее успешным и отстающим учащимся в получении очков для своей команды, а также стимулирует их желание поднимать выше свою персональную «планку».

В образовательной практике реализуются  также модификации (разновидности) технологии «обучение в команде» («совместное обучение в малых группах», «обучение в командах на основе игры, турнира» и др.).

2. «Пила» (с англ. jigsaw — ажурная пила, машинная ножовка) или «мозаика». Учащиеся объединяются в группы по 4—6 человек и работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты (логические или смысловые части, блоки). Каждый член группы изучает материал своей части. Затем учащиеся из разных групп, но изучающие одну и ту же часть, встречаются и обмениваются информацией как «эксперты» по определенному вопросу («встреча экспертов»). Затем они возвращаются в группы и обучают других членов группы. Те, в свою очередь, обучают своей части задания. Изобразим схематично данную технологию (для трех групп из четырех человек).

1. Постановка цели и задач урока

2. Формирование групп по 4 человека

3. Работа групп над фрагментами материала

4. «Работа (встреча) экспертов»

5. Возвращение в группы и обучение каждым учеником других членов группы

6. Опрос любого ученика группы по любому вопросу всей темы. Выставление отметки группе


Для того чтобы изучить весь материал (все его фрагменты), необходимо внимательно слушать партнеров по команде, делать записи в тетради и т. п. Каждый в отдельности и вся команда в целом отчитываются по всей теме. На заключительном этапе учитель может попросить каждого члена группы ответить на любой вопрос по данной теме. Данная технология имеет модификации.

3. «Учимся вместе» («Learning together»). Класс делится на разнородном по уровню обученности группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общей темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Разработчики технологии обращают внимание учителей на необходимость комплектовать группы с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика. Важно также правильно разрабатывать задания для каждой конкретной группы. Внутри группы ученики самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Учитель контролирует не только успешности выполнения учебного задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, методы оказания необходимой помощи друг другу и т. п.

4. Исследовательская работа учащихся в группах. Учащиеся работают индивидуально или в группах по 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, намеченной на изучение всем классом. В рамках подтемы каждый ученик получает индивидуальное задание. Обсуждения, дискуссии в группах дают представление о работе любого ученика. Группа составляет общий доклад на основе заданий, выполненный каждым учеником. Этот доклад группа представляет перед всем классом.

На основе вышесказанного назовем  основные отличия работы в малых группах по технологии кооперативного обучения от других (традиционных) форм групповой работы: совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся в группе; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи других членов группы; взаимозависимость всех членов группы (команды); социализация деятельности учащихся в группах; обшая оценки работы группы (не всегда в баллах), включающая оценку собственно учебных результатов и оценку формы общения учащихся в группе.

Кооперативное обучение органично  интегрируется с технологией проектного обучения.  

 

Технологии дифференцированного  обучения

Дифференцированным  в дидактике называют такое обучение, для которого xapaктерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляя дифференцированное обучение, педагог работает с группами учащихся, составленными с учетом некоторых их общих качеств, значимых для учебного процесса. В понимании дифференциации (от лат. difference — разделение целого на различные части, формы, ступени) можно выделить три основных аспекта: учёт индивидуальных особенностей учащихся; группирование учеников на основами этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимальной развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержанием общего образования.

В педагогической литературе (3.И. Калмыкова, С.Е. Покровская и др.) различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации обучения. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностям; учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т. д. Во втором случае создают специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным составом учащихся. При этом преподавание предметов ведется по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся. В качестве видов «внешней» дифференциации традиционно выделяют: дифференциации по способностям (по общим или специальным способностям, по неспособностям) дифференциацию по интересам, дифференциацию по проектируемой профессии.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем