Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
г)морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;
д) гражданский
— участие в общественно
е) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;
ж) индивидуально-творческий— средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.
Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.
Механизм воспитания. Исходным положением любой концепции воспитания является ответ на вопрос: где находится источник энергии, активности, обеспечивающий становление ребенка как человека культуры, личности и гражданина? В концепциях, возникших на основе так называемого объектного подхода, этот источник— вне личности ребенка, он — в активности воспитателя, в среде, в государстве, в так или иначе трактуемом Абсолюте и др. В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, — внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии.
Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни в целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, — ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Однако педагогическая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей «управления развитием ребенка», разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи «управления» обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей «идеальной форме», индивидуальной целостности, самобытности, а воспитания — как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Поэтому в контексте личностно-ориентированного воспитания культурологического типа есть смысл говорить только о поддержке, но не об управлении. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста, субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:
— изучение узловых событий жизни ребенка;
— педагогическая
интерпретация его
— эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;
— совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;
— адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;
— вовлечение его в педагогические и жизненные события;
— раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.
Критерии и показателя эффективности воспитательного процесса. Важным разделом концепции Е.В. Бондаревской является обоснование критериев и показателей оценки результативности личностно-ориентированного воспитания. Не отвергая полностью традиционного подхода, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявляемым на основе определенного «набора» качеств, соответствующих социальным требованиям, автор концепции считает его не соответствующим самому духу воспитательного процесса, ориентированного на свободное саморазвитие, самоактуализацию природных задатков, способностей и многогранного духовного потенциала ребенка. Адекватными подобному типу воспитания она считает такие критерии воспитанности, как:
1) уровень ценностно-смыслового
развития и самоорганизации
2) способность к нравственной саморегуляции поведения,
3)мера педагогической
помощи, которая необходима учащемуся
в самостроительстве собственн
Традиционный
подход в оценке уровня воспитанности
ориентирует воспитателя на внешне
заданные параметры, а не на внутренние,
потенциальные возможности
3.Дисциплина, конфликты, работа с трудными детьми.
С каждым годом
растет детская безнадзорность, беспризорность,
преступность, наркомания, прослеживается
тенденция увеличения числа детей
с девиантным поведением. Отклонения
в поведении ребенка это
К семьям, которые создают, условия повышенного риска для отклоняющегося поведения ребенка относятся:
1.Неполная семья;
2.Конфликтная семья, в которой существует напряженность, отсутствует взаимопонимание;
3.»Асоциальная
семья» - преобладают антиобщественные
тенденции, паразитический
4.Формальная
семья – отсутствует уважение
между членами семьи, нет
5.Алкогольная семья;
6.Семья, в
которой имеются
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:
1.Безнадзорность – ребенок лишен внимания, любви, заботы;
2.Скрытая безнадзорность – формальное выполнение обязанностей родителями, при котором создается видимость интереса к делам ребенка;
3.Потворствующая
безнадзорность-сочетание
4.Эмоциональное
отвержение-ребенок чувствует,
5.Воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку
6.Воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и жестокие наказания за проступки;
7.Воспитание
по типу «кумира семьи»- чрезмерное
восхищение ребенком и
Также не надо забыть, что неправильное влияние может оказывать и школа. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе, недостаточная связь с семьей поддерживают формирование запущенности, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Подавляющее большинство школьников, имеющие отклонения от норм поведения, учатся плохо. Отношение таких детей к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к конфликтам с родителями, учителями, классом.
Методико-биологические факторы, т.е. связанные с наследственностью:
1.Наследование
умственной недостаточности,
2.Наследование
аномальных черт характера,
3.Наследственность,
обусловленная алкоголизмом
Также имеет
значение и биологическая
Особую роль
в возникновении нарушений
Психические факторы:
1.Реакции активного
протеста – агрессивное
2.Реации пассивного протеста – это стремление избавиться от трудностей, сопровождающее чувством обиды, утратой эмоционального контакта и проявляется в уходе из дома, бродяжничества;
3.Реакции отказа-уклонения от контакта с окружающими;
4.Реакции имитации - подражание формам поведения окружающим, которые пользуются авторитетом у подростков;
5.Реакции компенсации
и гиперкомпенсации – в основе
многих поступков лежит
6.Реакции эмансипации
- повышенное стремление
7.Реакции увлечения - влечение, наклонности, интересы личности в удовлетворении каких-либо потребностей;
8.Реакции группирования
- стремление организовать
9.Реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным
Только на основе анализа и учета основных причин отклонения подростков от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.
Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков:
1.Работа с
подростками, допускающими
Существенное значение имеет изучение личностных особенностей учеников. К каждому конкретному случаю необходим индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы, взрослых в сочетании с их требовательностью.
Следует выделить 4 группы педагогически запущенных подростков.
Первая группа
- «случайные нарушители». Их предшествующее
поведение характеризуется
1.Необходимо их включать в деятельность коллектива, внеклассные занятия;
2.Воспитательная работа должна строиться на положительных примерах, разъясняя ошибки их поведения;
3.Помогать в подготовке к урокам;
4.Установить
постоянный контроль над
5.Важно помочь им найти друзей.
Вторая группа - подростки, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода, но ранее уже имеющие отклонения от норм поведения (уход из дома, употребление спиртного):
1.Необходимо установить над ними контроль со стороны взрослых;
2.Обеспечить
постоянное положительное
3.Надо поощрять
положительные моменты,
Третья группа - подростки, совершившие преступления, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (нарушение дисциплины, лживость, грубость).
1.Контроль над их поведением должен быть жестким, систематическим и всесторонним
2.Надо их изолировать от отрицательного влияния;
3.Поощрять только тогда, когда данное задание выполнено до конца.
Четвертая группа - подростки, характеризующиеся устойчивой антиобщественной направленностью. К их числу относятся те подростки, которые уже не в первый раз совершали преступления и получили наказание. Они обычно не хотят учиться, работать. Нередко они являются руководителями неформальных организаций. С ними трудно сразу установить контакт, они грубы и даже враждебны: