Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

1.Необходим  систематический, всесторонний контроль  за деятельностью подростка, за  кругом его общения;

2.С начального  этапа воспитательной работы  надо добиваться, чтобы подросток  накапливал положительный опыт;

3.Если же  они не поддаются воспитательному  воздействию, то следует поставить  вопрос о его направлении в  специальное учебное учреждение.

Социально – психокорректирующие мероприятия  в работе с подростками с патологическим отклоняющимся поведением:

В беседе с ребенком возбудимого и злопамятного склада личности необходимо уделить внимание на социально положительные черты характера (бережливость, аккуратность) подчеркивая, что именно это поможет, им в жизненном благополучии. Следует помнить об них неустойчивой эмоциональностью, в результате чего они могут оказаться в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой центральной  нервной системой характерны эмоциональная  взрывчатость и неумение управлять  собой. Оказать помощь также могут  медикаментозные препараты.

Внимание в  работе с неустойчивыми в поведении  подростками должно быть направлено на организацию контроля учебными и  другими видами деятельности. Только создание четкой и постоянной системы  наблюдения за ними приведет к улучшению  поведения.

В беседах с подростками отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания  демонстративных подростков, им следует  разъяснять, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчества. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения. Необходимо использовать живые яркие примеры.

Работа с  подростками необщительного типа. Сложность  в том, что они не пускают в  свой сложный мир. В беседе с ними недопустимо грубое воздействие.

Кроме индивидуальной коррекционной работы необходимы также  общемедицинские мероприятия. Также  можно включить осмотр специалиста  из инспекции по делам несовершеннолетних и проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.

Девиантное  поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного  поведения:

1.Делинквентное  поведение - направленное на нарушение  социально-нравственных норм, но  не являющиеся уголовно-наказуемыми;

2.Аддиктивное  поведение,  характеризующееся стремлением  к уходу от реальности (токсикомания  алкоголизм страсть к азартным  играм);

3.Скрытые формы  неблагополучия ребенка - пассивное  поведение, повышенная тревожность. 

Самая сложная задача учителя и родителей - это найти ключик к пониманию трудного ребенка.

Как вести себя с агрессивным ребенком?

-) запрет и  ор только усугубят проблему;

-)не надо  допускать самим грубость, агрессию;

-) чаще используйте  прикосновения;

-) не переходите  на личности, не оскорбляйте его достоинства;

-)попытайтесь  ликвидировать агрессивные формы  поведения среди близких, окружающих  ребенка;

-) учитывайте  возможности ребенка;

-)пытайтесь  направить интерес ребенка в  нужное вам русло;

-)дайте понять  ребенку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

-) пытайтесь  объективно оценивать ситуацию, не делайте поспешных выводов;

-) не обсуждайте  проблемное поведение при ребенке;

-) иногда не  следует вмешиваться в споры  детей, а лучше наблюдать;

-) не ссорьтесь  с другими взрослыми в присутствии ребенка;

-) помните, что  внимание необходимо каждому  в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребенком?

-) выясните причину  тревожности;

-) не используйте  ярлыки;

-) не проецируйте  свои негативные эмоции на  ребенка;

-) не требуйте  невозможного5. не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных возможностей, упущенных в прошлом;

-) если необходимо, то обратитесь к специалисту;

-) будьте терпеливы.

  Как вести себя с застенчивым  ребенком?

-) не давите  на ребенка собственным авторитетом;

-) не упрекайте  по мелочам, не используйте  авторитарные методы воспитания;

-) отмечайте  успехи, пусть даже они и не  значительны;

-) подчеркивайте  достоинства и не фокусируйте  внимание на недостатках;

-) поговорите  об ошибках позитивно;

-) спрашивайте совета у ребенка;

-) старайтесь  повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя;

-) хвалите его,  делайте комплементы. Акцентируйте  внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки;

-) наметьте совместный  план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку;

-) не отвергайте  ребенка и не разочаровывайтесь  в нем, не критикуйте вслух,  не создавайте случаев, где  бы ребенок мог стать объектом  насмешек.

Как вести себя с упрямым ребенком?

1.прежде чем  перевоспитывать убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании право полушария у детей очень часто развито упрямство.

2.не делайте  ребенка жертвой собственных  конфликтов.

3. задумайтесь,  что мучает ребенка? поймите  ребенка и проявите чуткость.

4. переключите  упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забывайте похвалить, если он выполнил ваше задание.

5. если нет  реальных поводов для упрямства,  то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

Как вести себя с аутичным  ребенком?

-) пытайтесь  научить ребенка испытывать радость  от эмоционального общения со  всеми окружающими;

-) дозируйте  общение с ребенком, не оставляйте  его наедине с самим собой;

-) внушайте ему  уверенность в себе;

-) помогите ему  освоить бытовые навыки и навыки  самообслуживания;

-) заинтересуйте  ролевыми играми;

-) учите замене  монологов диалогами;

-) ищите причины  страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте  его;

-) не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают;

-) в момент  агрессии переключите его внимание;

-) стремитесь  сделать свою деятельность целенаправленной  и своевременной, помогая ему  приспособиться к действительности.

Как вести себя с нервным ребенком?

-) найдите причины  нервности и пытайтесь сглаживать  их;

-) не ущемляйте  достоинства ребенка, не управляйте  им, словно роботом, не требуйте  невыполнимого и не разжигайте  ревность к  другим детям;

-) не злоупотребляйте  «нельзя» и «можно»;

-) вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны;

-) помните, что  таких детей нельзя ставить  в ситуацию, требующую быстрого  ответа. По возможности спрашивать  в начале урока, в начале  дня. Лучше предлагать ответы  в письменной форме, давая достаточно времени;

-) чаще поощряйте,  в случае неудачи деликатно  объясняйте, что это не повод  для отчаяния.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив.

-) .выясните  причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции;

-) уменьшите  расторможенность и отвлекаемость  ребенка.  Продумайте вместе с  ним режим дня и стремитесь  следовать ему;

-) главное лекарственное  средство-игра;

-) находите ему  разрядку в подвижных играх,  спорте;

-) поощряйте старание ребенка, ограничьте шумные компании;

-) учите сдерживать  бурные эмоции и не выплескивайте  на ребенка свои;

-) будьте последовательны  в наказаниях и поощрениях. Создавайте  ситуации, где необходима вынужденная  неподвижность. 

Если  ребенок «устраивает сцены»?

-) не создавайте  сами опасных прецедентов;

-) не утешайте  ребенка запретными вещами;

-) умейте переключать  внимание ребенка;

-) запреты всех  взрослых должны быть одинаковы;

-) гасите воинственность  спокойствием. Успокойте сюрпризом;

-) требования должны быть эмоционально привлекательными;

-) чаще говорите  «можно». 

Как вести себя с невнимательным ребенком?

Нарушение внимания диагностируется тогда, когда ребенок  часто переспрашивает, легко отвлекаем  внешними раздражителями, путает детали, не заканчивает то, что начинает, слушает, но кажется, что не слышит.

-) хвалите ребенка,  особенно тогда, когда деятельность  требовала концентрации внимания;

-) говорите сдержанно,  спокойно, мягко;

-) давайте ребенку  только одно задание на определенный  отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

-) пользуйтесь  зрительной стимуляцией.

Как вести себя с инертным ребенком?

Для инертных учащихся главная проблема - трудности при  включении в деятельность, поэтому  им НЕЛЬЗЯ:

-) предлагать  часто и быстро меняющиеся задания;

-) требовать  быстрого ответа на неожиданный  вопрос;

-) их нельзя  спрашивать в начале урока;

-) от них нельзя  требовать ответа по новому, только  что усвоенному материалу и  отвлекать от работы;

-) для успешной  деятельности необходимо создавать  спокойную обстановку.

Ребенка учит то, что его окружает.

Если  ребенка часто критикуют - он учится ненавидеть.

Если  ребенку часто демонстрируют  враждебность - он учится агрессивности.

Если  ребенка часто высмеивают - он становится замкнутым.

Если  ребенка часто позорят - он учится жить с чувством вины.

Если  к ребенку часто бывают, снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если  к ребенку часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если  ребенка часто хвалят - он учится быть благодарным.

Если  с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если  ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить в людей.

Если  ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если  ребенок живет в атмосфере  дружбы и чувствует себя нужным - он вырастет добрым и уверенным в себе.

 

Таким образом, школа как социальный институт, обязана  быть воспитывающей. Воспитание есть процесс  социальный в самом широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего  и больше всего- люди. Хочется вспомнить слова Белинского ; «Воспитание! Оно везде, куда не посмотри, и его нет нигде, куда не посмотри!». Еще А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка. Поэтому у каждого ребенка необходимо выявлять положительные стороны характера и на этой основе укреплять в них веру в собственные силы и возможности. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Для осуществления  индивидуального подхода необходимо установить со школьниками психологический контакт. Отношения должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверие. Познание, общение, творчество - на этом строятся самые эффективные воспитательные системы. Необходимо ходить от упреков и нравоучений к вовлечению учащихся в различные виды деятельности: труд, спорт, занятия по интересам, творчество, уборка учебных классов, благоустройство территорий  тем самым способствовать саморазвитию  и самовоспитанию. Необходимо направлять деятельность на профилактику вредных привычек и правонарушений, привитие здорового образа жизни и культуры поведения. Также наряду с учителями в работе с трудными детьми должны принимать участие психологи и социальные педагоги.

 

Для организации  работы по предупреждению и преодолению  трудновоспитусмости важную роль играет психолого – педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного ребенка.

Поэтому первый этап диагностики трудного ребенка  – это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить  и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие  параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

 При проведении  анкеты недопустимо специальное  выискивание недостатков и подчеркивания  отрицательного в поведении ученика.

Анкета  №1

1.Интересно  ли тебе на уроках? 
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам? 
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно? 
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки? 
5.Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания? 
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки? 
7.Сам ли стираешь себе рубашки? 
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса? 
9.Помогаешь ли дома по хозяйству? 
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс? 
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом? 
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе? 
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки? 
14. Куришь ли ты? 
15. Приходилось ли убегать из дома?

Анкета  №2

1.Приходилось  ли тебе пропускать уроки без  уважительной причины? 
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами? 
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным? 
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе? 
5.Случалось ли быть участником драки в школе? 
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия? 
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий? 
8.Пытался ли избегать общественных поручений? 
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д. 
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? 
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам? 
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса? 
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? 
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь? 
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства