Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Воспитание – это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической.
Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание – определенное, целенаправленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю (Большая Советская энциклопедия).
Воспитание – внедрение определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработку определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие физических свойств и т.п. (Большая Российская энциклопедия).
Воспитание – целенаправленное создание условий для развития личности и ее соответствие ценностям и интересам общества (Малая Российская энциклопедия).
Воспитание – исходное значение слова обусловлено корневой частью слова : «воспитание» - это выкармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Первоначально это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Затем термин переосмыслялся, расширяя свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего думают о «питании», а если имеют ввиду это значение, то в его широком духовном значении. Задолго до научного осмысления складывалось, практиковалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общественное мнение. Воспитательная практика была такой нехитрой, что считалось, будто здравого смысла вполне достаточно, чтобы воспитывать детей. В 19 веке К.Д.ушинский говорил, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспитании знает все. Термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, но нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание 3 существенных признака:
1 – целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира
2 –
соответствие хода процесса
3 –
присутствие определенной
Ян Амос Каменский( 16 век) понимал воспитание как познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу. Характеризуется гуманизмом и паснофичностью (познание всего и всеобщего знания).
Джон Локк (17 век) – воспитание джентльмена. Джентльмен это человек умеющий вести свои дела толково и предусмотрительно, а также это физическое, умственное, нравственное воспитание. Он призывал воспитывать ребенка дома.
Жан Жак Руссо (18 век) – естественное и свободное воспитание без принуждения. Призывал воспитывать добрые чувства, добрые суждения и добрые поступки. К этому же веку относится Иоганн Фридрих Гербарт, он развивал концепцию технократического воспитания. Воспитание-это управление детьми («Важно удержать резвость»). Главное условие формирования дисциплины- наказание. Таким образом его концепция является авторитарной. Его заслуга в том что он первым очень систематично изложил воспитание как процесс.
Лев Николаевич Толстой ( 19 век) проанализировал все эти концепции и сделал вывод, что воспитание это насилие над личностью.
К.Д.Ушинский считал, что воспитание-это целеустремленные, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности, «воспитание-это посредник между школой, наукой и жизнью». Один из ведущих принципов-принцип природосообразности: логика природы- это логика развития человека. В 20-е годы XXвека появляется наука педология(наука о ребенке) здесь ребенок это объект воспитания, т.е. осуществляется не взаимодействие, а воздействие на личность (Бродский П.П. ). К конце 50-х -60-х годов начинает разрабатываться теория гуманистического воспитания: Маслоу, Скиннер, Роджерс и И.П.Иванов.
В 70-е годы XX века Ю.К.Бабанский попытался объединить гуманистическую и авторитарную концепцию. По этой концепции воспитание-это целенаправленный процесс воздействия в целях формирования всесторонне и гармонично развитой личности, но это недостижимый идеал.80-е годы воспитание стало пониматься как целеноправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Цель – формирование личности нужной и полезной обществу. Пути: воспитание как двусторонний процесс (учитель-ученик); равноправие школы; субъект-субъектные отношения. В 90-е годы воспитание отходит на второй план. В 1999 году была разработана программа развивающего обучения :воспитание-это целенаправленная деятельность, осуществляющаяся в системе образования, ориентированна на ;1. Создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;2.на оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении.; 3.Создание условий для самореализации личности.
Е.В.Бондаревская предлагает отказаться от термина «формирование», т.к. он предполагает законченный результат. А в отношении личности это не гуманно. Личность продолжает самовоспитываться и самообразовываться. В конце 90-х и до сих пор школа включалась в инновационную деятельность, т.е. появляется большая самостоятельность в выборе программ воспитания и образования.
2. Существует ли, с Вашей точки зрения, разница в понятиях "воздействие" и "взаимодействие"?
Большой Русский Энциклопедический словарь:
Воздействие – это действие, оказываемое кем-либо или чем-либо на кого-либо или что-либо; влияние параллельно действию, направленные на кого-либо с целью добиться, достичь определенного результата.
Взаимодействие – взаимная связь предметов и явлений, их обусловленность и согласованность действий.
Т.о., первое понятие представляет собой влияние одной стороны на другую (например – учителя на ученика), а второе – влияние друг на друга, взаимодействие (например, учителя с учениками при выполнении каких-либо заданий).
3. Есть
ли, с Вашей точки зрения, специфическая
особенность воспитания как
«Приобщение к социальным ценностям» - это одно из понятий, входящих в состав другого, более широкого понятия – «культурный опыт человечества». Их главное различие в том, что «социальные ценности» - это термин, применимый для данного времени, а «культурный опыт человечества» - для целой эпохи. В этом и есть особенность воспитательного процесса – нужно, чтобы воспитание строилось таким образом, чтобы социальные ценности становились стимулами, ориентировали, а затем и личностными ценностями человека. Культурный опыт человечества при этом особо значимой роли не играет. Воспитание в социальном плане можно определить как социально обусловленный, специально организованный, целенаправленный процесс приобщения подрастающего поколения к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры.
4. Охарактеризуйте
воспитательную ситуацию как
момент взаимодействия
Воспитательная
ситуация-это элемент
Соотнесенность понятия "воспитание" с конкретной практической
деятельностью педагога выводит на понятие "воспитательная работа",
которая, в свою очередь, отождествляется с заботами конкретных субъек-
тов (учитель, воспитатель, вожатый, член семьи и др.) о полноценном раз-
витии личности ребенка, на которого направлено их воспитательное влия-
ние. Воспитательная работа осуществляется через определенную систему
приемов, форм организации жизнедеятельности детей.
Как
сложный педагогический
тывающуюся во времени систему воспитательных отношений, в которой
осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре
связи между ребенком, детским сообществом, малой социальной группой
и воспитателем или всей совокупностью людей, так или иначе оказываю-
щих воспитательное влияние на этого ребенка, детское сообщество, соци-
альную группу. В этом случае воспитание охватывает пространство жиз-
недеятельности конкретного ребенка, детского сообщества, социальной
группы.
Воспитательное
влияние в каждом случае
взрослый прямо или косвенно раскрывает смысл социальных идей, отра-
жающих те или иные ценности, побуждает их к самостоятельному откры-
тию этих идей, отражающих те или иные ценности, их мысленной или
опытной проверке, и накоплению личного опыта поведения в соответствии
с этими идеями. На основе обратной информации он судит об эффективно-
сти воспитательной деятельности; при успешной реализации воспитатель-
ных замыслов у него возникает удовлетворенность собственной деятель-
ностью, что укрепляет его педагогическую позицию; в противном случае
воспитатель решает, какие ошибки допустил, чего не учел, делает выводы
на будущее. Поэтому в процессе воспитания происходят изменения не
только в личности воспитанников - изменяется и сам учитель, причем не
только в своей профессиональной деятельности, но и как личность. Таким
образом, основу воспитательных отношений составляет взаимодействие
воспитателя и воспитанников, в котором поведение одних обусловливает
определенные действия других (взаимодействие - система взаимообуслов-
ленных действий
людей, связанных причинной
стью, при которой действия каждого из партнеров по взаимодействию яв-
ляются одновременно и причиной и следствием для действия другого).
Необходимо отметить, что названные грани педагогического понятия
"воспитание"
тесно взаимосвязаны.
ля существует в рамках педагогического процесса, как системы воспита-
тельных отношений, которые, в свою очередь, подчинены ходу социально-
исторических событий, развивающихся в обществе и неминуемо отра-
жающих их противоречивость.
Подводя итог сказанному, воспитание можно определить как социаль-
но обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия вос-
питателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников
к системе социальных
ценностей для дальнейшего
и преобразование мира человеческой культуры.
В свою очередь, определение процесса как закономерной, последова-
тельной, непрерывной смены следующих друг за другом моментов разви-
тия чего-либо, по-видимому, должно быть отражено при раскрытии поня-
тия процесса воспитания.
При рассмотрении данного вопроса очень значим ситуационный под-
ход (Б.П.Битинас, М.М.Кашапов, Ю.Н.Кулюткин, В.Лешли, Д.Магнуссон,
Г.С.Сухобская, Э.Фромм).
В
частности, Б.П.Битинас
общественном процессе, теория предсказывает только среднее состояние, в
конкретных случаях отклонения от них могут быть существенными.
Если их не контролировать и не принимать мер для коррекции процес-
са, это может привести (и на практике приводит) к результатам, далеким от
желаемого. Отсюда можно заключить, что воспитательный процесс содер-
жит некоторую последовательность коррекции, каждая из которых направ-
лена на восстановление его оптимального течения. Это приводит к мысли,
что под основным
элементом воспитательного
его часть, заключенную между двумя коррекциями. Этот элемент Битинас
назвал воспитательной ситуацией.
В
ряде случаев ситуация
ловий и обстоятельств. Ее понимают в качестве некоторой объективной
совокупности элементов среды, оказывающей стимулирующее, обуслов-
ливающее и корректирующее воздействие на субъекта, т.е. доминирующей
его активность и одновременно задающей пространственно-временные
границы ее реализации. При такой трактовке ситуации приоритет явно от-
дается внешним событиям, существенно принижается роль самого субъек-
та в образовании и развитии ситуации.
При
другом подходе ситуация
менее активного взаимодействия субъекта со средой. Это взаимодействие
приводит к выделению из объективной реальности совокупности событий,
которые организовываются
в некоторое целостное
связи с актуальной позицией самого субъекта в окружающем мире. В этом
случае ситуация выступает способом организации субъектом явлений внеш-
него мира.
При
таком подходе ситуация
ние элементов не только объективного, но и субъективного характера.
Субъективными элементами ситуации являются межличностные отноше-
ния, групповые нормы, цели, ценности и т.д. Сам субъект представлен в
условиях ситуации системой внутренних побуждений, своими индивиду-
ально-психологическими и личностными свойствами, деятельностными
характеристиками. Он выступает в качестве системообразующего фактора