Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Задача является частью цели, её составляющей. Но выполнение задачи должно выполняться в контексте  цели, несмотря на то, что акт выполнения задачи автономен. В момент выполнения задачи, она, эта задача, выступает для субъекта целью, а значит, обрастает рядом других задач – уровнем ниже. Сохраняя контекст общей цели деятельности, педагог попадает в поле постоянных преобразований цели в задачи, задачи в цели. Если сохраняется контекст цели воспитания, то всё, что выдвигает и решает педагог, квалифицируется как задача. Как только общий целевой контекст исключен, и педагог работает и мыслит в узком контексте одной задачи, то именно эта задача приобретает значение цели и обретает свои необходимые задачи. Именно поэтому фраза «цель и задачи воспитания» равносильна фразе «цели и задачи воспитания» - одно и то же положение может иметь статус и цели и задачи.

 

3. Изучив  предложенную литературу, выделите совпадающие и несовпадающие позиции авторов. Объясните смысл выделенных позиций.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И.«Введение в  философию образования». В данной литературе понятие целей воспитания дается с нескольких точек зрения. Первая принадлежит самим авторам – цель – это осознанное предвосхищение результата деятельности. С консервативной т.з. – цель образования- приспособление не к жизни, а к нормам, непреходящим стандартам, вечным истинам. Образование направлено на сохранение цивилизации, культуры. С т.з. классического реализма цель образование – это искусство передачи истины, которое должно завладеть умом и сердцем ученика. Учитель должен направлять интересы ребенка на достойные объекты, в первую очередь – на постижение истины. С т.з. крайних консерваторов (эссенциалистов) – главное для образования – упорядоченность и глубокое содержание, последовательность и дисциплина. Эссенциалисты ставили учеников в позицию наблюдателей. Консерватизм подчеркивает особенности сохранения Культуры, порядка, управления по установленным стандартам. Либералы – накопление и осмысление собственного опыта. Но оба течения подчеркивают важность школы как социального института.

Макаренко А.С. «О воспитании молодежи». Автор подает здесь цель воспитания как воспитание поведения, характера, личных качеств. Необходимо найти метод воспитания, который даст возможность каждой личности развить свои способности и сохранить свою индивидуальность. Методы воспитания – воспитательное средство может быть выведено только из опыта. Воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов. Школа должна быть единым коллективом, а каждый отдельный член его должен чувствовать зависимость от него. Труд также является очень важным средством воспитания: «Под целью воспитания я понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера (характер внешних проявлений, внутренней убежденности, политического влияния)».

В.А.Сластенин считает, что цель воспитания – это гармоничное развитие личности, а П.И.Пидкасистый – подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе.

Н.Д.Никандров  в своей статье «Ценности как основа целей воспитания» (Педагогика,1998г., №3) говорит, цели воспитания должны соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. При этом он считает «более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания». Неизвестно, нужно ли «сплавлять» ценности различных государств и наций. Сегодня популярна идея политкультурности, сохранения многообразия культуры при принятии некоторых общих базовых ценностей. Автор называет это «мозаикой» ценностей, некоторые элементы которой – «факультативны», а другие – обязательны для общества. 

Метелягтн. Воспитание на традициях русской  культуры.

Автор статьи предлагает перестроить внеклассную работу на основе ознакомления учащихся с  русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями, танцами, промыслами, ремеслом. Это связано с

-)мировоззренческой  пустотой ( в наше время царит  власть денег, культ богатства). Современный педагог призван  приобщить учеников к  высочайшему  идеалу тысячелетней русской  культуре, идеалу преображению души  на службе Отечественной Русской  культуры. Все это позволяет прививать нравственный иммунитет.

–)обращение  учителя к традиционным ценностям  русской культуры связано с вопросом о существовании русской цивилизации

-)без знания  основ народной жизни, родной  культуры невозможно воспитать  интерес и уважение к культуре других народов. А Россия-это многонациональное государство.

В связи со всеми  поставленными целями вводятся новые  уроки- создаются внеклассные школьные объединения, клубы, организуются школьные праздники, вечера, обзоры различной  литературы по данным вопросам.

 

4. На  какие ценности, с Вашей точки  зрения, важнее ориентироваться  в воспитании (общечеловеческие, национальные, индивидуальные, религиозные)?

Я считаю, что  при воспитании необходимо уделять  внимание различным качествам личности, но особое внимание нужно уделять именно общечеловеческим ценностям. Сегодня деятельность человека довольно обширна и круг его общения не ограничен. Зная необходимые языки, мы путешествуем в различные страны, разговариваем с разными людьми и должны осознавать, что в данной стране условия жизни, а значит и мысли могут быть совершенно, иными, чем в России. Конечно, они могут быть сходными с нашими, и тогда мы быстро найдем общий язык, но они могут и резко отличаться от нашего мнения, и тогда важно «не потерять свое лицо», отстаивая свои взгляды, в то же время не умалив мнения собеседника, приняв его во внимание. Тем самым мы покажем свое уважение не только к данной личности, но и к его соотечественникам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4.

Содержание  процесса воспитания. Деятельностный подход к содержанию воспитания. Виды воспитывающих деятельностей.

1. Представьте  в структурном виде направления  воспитательной работы по нравственному,  трудовому, эстетическому воспитанию.

Нравственное  воспитание.

Цель – формирование у воспитанников нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Рассматривается как система ценностных ориентаций к:

Моральным нормы                       Правила                      Идеалы, принятые в обществе

Обычаи                                              Этика                           Нравственность

Правила                                             Привычка                    Правила

Традиции                                           Этикет                        Доброта 

Убеждения                              Общественный долг            Порядочность

Порядок взаимоотношений                                                 Честность

 с другими  людьми                                                                Правдивость

 Взаимоуважение                                                                  Справедливость

 Самобытные  представления                                               Трудолюбие

                                                                                                 Дисциплинированность

                                                                                                 Образец нравств. Поведения

 

 

 

 

Трудовое  воспитание

 

Цель  – школьное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду.

 

Учебный труд                  Общественно полезный труд               Производственный труд

 Терпение                                           Уборка класса                                Профинтерес

Усидчивость                               Уход за насаждениями              Ученические мастерские

Привычка                              Уборка школьной территории

Работа в  приучебных         Изготовление подарков ветеранам

мастерских  и на при -                детям из детского дома и т.д.

школьном участке

Коллективизм

Взаимопомощь

Уважение к  людям 

и их деятельности

 

 

Эстетическое  воспитание

 

Цель-развитие способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

 

                 Учебный труд                                                       Мир искусства

Развивать видеть прекрасное в труде                            Художественное воздействие

Радоваться  труду                                                             Музыкальное воздействие

Принимать участие  в труде                                            Школьные праздники

Создавать праздничную  обстановку                              Кружки

трудовой деятельности                                                    Творческое объединение

Поддержание чистоты  и порядка

Гигиеническая культура

 

2. Сформулируйте  задачи по отдельному направлению  воспитательной работы (по выбору).

Физическое  воспитание:

1) Укрепление  здоровья, содействие правильному  физическому развитию школьников.

2) Овладение  физкультурно-спортивными знаниями.

3) Выработка  двигательных умений и навыков.

4) Развитие двигательных  качеств (силы, ловкости и др.)

5) Воспитание  нравственных качеств (смелости, дисциплинированности и др.)

6) Формирование  эстетических качеств (осанки  и др.)

7) Выработка  привычки к систематическим занятиям  физкультурой и спортом.

8) Формирование гигиенических умений и навыков.

Физическое  воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных  занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, вспомогательных помещений. Применяемые для занятий снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся.

 

3. Определите, в чем заключается взаимосвязь  процессов становления гражданской,  нравственной, деловой, эстетической  позиций личности.

Все направления  воспитательной работы образуют сложную  нелинейную систему: позиция интернационалиста, патриота, гражданина своей страны – это конкретизация не только гражданской, но и нравственной позиции. Сущностью воспитания правовой культуры школьников является не только принятие воспитанником закона как социальной ценности, но и формирование его дисциплинированности, его гражданской позиции, т.е. реализация целей, конкретизирующих гражданскую и нравственную позицию

воспитанника. Цель природоохранительного воспитания включает, наряду с формированием бережного отношения к природе как общенародной ценности, воспитание эстетического отношения к ней. Очевидно, что отношение к деятельности людей и своей собственной есть выражение нравственной и деловой позиций воспитанника, а его стремление к эстетическому идеалу отражает не только эстетическую, но и нравственную и гражданскую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5.

Методы  и приемы воспитания. Формы воспитательной работы. Методика КТД.

1. Проанализируйте  те методы и приемы воспитания, которые использовали и используют  педагоги в своей работе:

Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» - из данного произведения я взяла главу «Осадчий» (часть 1). В данной главе автор поднимает острую проблему, существующую на протяжении многих веков – проблему чувства национального превосходства. В данном случае идет речь о негативном, даже жестоком отношении некоторых воспитанников к таким же воспитанникам-евреям. Осадчий относился к первым, он «сделался главным инквизитором евреев», пишет автор. Дело дошло до того, что сам Макаренко не выдержал и вышел из себя, кинув в воспитанника тяжелую вещь, а после этого кинулся на него со стулом. К счастью, его вовремя остановили, и дело обошлось тем, что Осадчий четверо суток отсидел под замком на хлебе и воде. После этого он ушел из колонии. 

Конечно, действия Макаренко нельзя назвать глубоко педагогичными. Для педагога важны такие качества, как сдержанность, терпение, умение держать себя в руках. Но данный пример заставляет задуматься: всегда ли эти качества окажут нужное воздействие? Может иногда действительно стоит выйти из себя, дав волю эмоциям? По-моему, данный эпизод убеждает в этом, хотя при этом нельзя забывать, что автор на данном этапе как педагог ещё неопытен, и именно поэтому в его деятельности есть такие «промахи». В дальнейшем их будет все меньше и меньше.

 

Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина» - здесь я остановилась на главе «Умственное воспитание и образование подростка». Здесь я согласна с автором с тем, что ученику должна отводиться роль исследователя, который анализирует вещи и явления: «Исследовательский элемент обучения – очень важное условие возвеличивания человека… В добывании знаний есть одна очень важная черта: человек не только о чем-то узнает, но и что-то доказывает». Преподаватель должен правильно подвести ученика к исследованию, дать «толчок». Например, на уроках русского языка и литературы нужно беседовать с воспитанниками, обращаться к их мыслям, сердцам,  они должны призывать детей строить историю, будущее. При этом информация должна быть «четкой, ясной и не должна нарушать интенсивного умственного труда, необходимого для осмысления, систематизации знаний». Автор правильно считает, что нужно быть терпеливым, он даже предлагает давать детям разные задания с учетом их возможностей. Большое внимание необходимо уделять «ручной работе» (например, урокам труда), т.к. она дисциплинирует, развивает чувствительность мысли к точности, тонкости, красоте. Также я согласна с автором в том, что у каждого ребенка должна быть любимая книга, чтобы дети спорили о книгах, выражали свое мнение.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства