Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 00:29, курсовая работа
Цель работы:
Выявить наиболее удачных приемов для формирования лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе на основе анализа методической литературы и собственного опыта и подобрать упражнения по теме «»
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
определить роль и место лексического навыка в процессе формирования лингвистической компетенции;
изучить особенности формирования лексического навыка;
рассмотреть методы и приемы обучения иноязычной лексики;
изучить и проанализировать собственный опыт и опыт педагогов по данной теме;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной лексики. ….……5
Лингвистическая компетенция как часть коммуникативной компетенции…………………………… ………………..……………5
Характеристика лексического навыка как объекта изучения и особенности формирования лексических навыков говорения на иностранном языке.……………………………………………………7
1.3 Методические принципы обучения иноязычной лексике.
Классификация способов семантизации и автоматизации иноязычной
лексики……………………………………………………….....……..12
Глава 2. Практические основы обучения иноязычной лексики ………...16
2.1 Анализ опыта некоторых учителей по обучению
лексической стороне речи. …….…..………………………………….16
2.2 Анализ УМК “Enjoy English 6” Бибалетовой (на степень представленности в нем упражнений по предъявлению и закреплению лексики)………...………..……………………………………………………
2.3 Обобщение собственного опыта…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………...……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной лексики. ….……5
1.3 Методические принципы обучения иноязычной лексике.
Классификация способов семантизации и автоматизации иноязычной
лексики………………………………………………………..
Глава 2. Практические основы обучения иноязычной лексики ………...16
2.1 Анализ опыта некоторых учителей по обучению
лексической стороне речи. …….…..………………………………….16
2.2 Анализ УМК “Enjoy English 6” Бибалетовой
(на степень представленности в нем упражнений
по предъявлению и закреплению лексики)………...………..……………………………
2.3 Обобщение собственного опыта…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...……………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время современное общество сталкивается с проблемами, взаимовлияния различных культур и сохранения культурного многообразия планеты. Все больше осознается необходимость развития диалога культур, в связи с этим обучение иностранному языку должно стать подготовкой к межкультурному общению. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: письму и говорению (условно - коммуникативному или коммуникативному). Основным средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.
Анализ имеющейся литературы, учебно-методических разработок по теме выявил ряд противоречий: между большим количеством теоретических разработок по теме и сложностью их использования в практике обучения английскому языку в школе; система лексики недостаточно выявлена в лингвистике, в отличие от грамматики и фонетики, поэтому лексический материал представляет собой некое собрание единичных фактов, совокупность единиц, не имеющих системы. В связи с этим в обучении лексике существуют большие трудности; вызывает трудности и объем значения слов по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер сочетаемости одних слов с другими, употребление слова, связанное с объемом значения и определяемое конкретной ситуацией высказывания.
Поиск путей решения
Все вышеизложенное определило тему нашей работы:
Формирование
и совершенствование
Объект исследования: процесс обучения лексическим навыкам иноязычной речи.
Предмет исследования: формирование и совершенствование лексических навыков на среднем этапе.
Цель работы:
Выявить наиболее удачных приемов для формирования лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе на основе анализа методической литературы и собственного опыта и подобрать упражнения по теме «»
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
Методологической основой работы являются теоретические разработки в области формирования и совершенствования лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения как один из факторов формирования коммуникативной компетенции.
Источники написания работы:
Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта обучения в формировании совершенствовании лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения как один из факторов формирования коммуникативной компетенции.
Новизна работы заключается в том, в работе рассматривается формирование и совершенствование лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения как один из факторов формирования коммуникативной компетенции не только в теоретическом плане, но и с практической точки зрения.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в практике обучения в начальной школе учителями школ и студентами педагогических колледжей.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении представлены актуальность исследования, определены методы, цели и задачи. В первой главе мы говорим о теоретических основах обучения иноязычной лексике. Во второй главе рассматриваются практические основы обучения иноязычной лексике.
1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике
Сегодня каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетентнция — это способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.
Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
Остановимся для начала на
содержании обучения иностранному языку
в средней школе. Оно реализует
основные цели, направленные на развитие
у школьников культуры общения в
процессе формирования всех компонентов
иноязычной коммуникативной компетенции.
Данные компетенции предполагают формирование
как чисто лингвистических
При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма [5 С.12] .
Обучение ИЯ направлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
а) языковых знаний и навыков;
б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
Так определяется минимальный
уровень коммуникативной
Коммуникативная компетенция включает следующие составляющие:
- лингвистическая компетенция,
- социолингвистическая компетенция,
- дискурсивная компетенция,
- социокультурная компетенция,
- социальная компетенция,
- стратегическая компетенция,
- социальная компетенция.
Под лингвистической компетенцией понимается способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами английского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил образования грамматических форм, структурирования осмысленных фраз невозможна никакая вербальная коммуникация.
Лингвистическая компетенция является одним из основных компонентов коммуникативной компетенции. Ее содержание составляет способность человека правильно конструировать грамматические формы и синтаксические построения в соответствии с нормами конкретного языка.
Лингвистическая компетенция как один из основных компонентов коммуникативной компетенции делится на языковую и речевую компетенции.
Лингвистическая компетенция состоит из следующих видов:
Цель формирования коммуникативной компетенции - состоявшийся коммуникативный акт. Средства достижения этой цели - составляющие коммуникативной компетенции (языковые знания и навыки, речевые умения, лингвострановедческий компонент содержания обучения).
И каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция.
1.2 Характеристика лексического навыка как объекта изучения и особенности формирования лексических навыков говорения на иностранном языке
Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. Овладение устной речью (аудированием и говорением) и чтением «невозможно без речевых навыков». Особую значимость в этом процессе приобретают лексические навыки (приложение 1).
Навык - действие, с языковым явлением доведенное до автоматизма, в результате выполнения упражнений. Ведущая роль лексическому компоненту отводится в структуре содержания обучения иностранному языку в целом. В методической литературе лексический навык определяется как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [10 С.68].
Как видно из приведенного
выше определения, лексические навыки
продуктивных видов речевой деятельности
(говорение и письмо) носят «синтетико-
Информация о работе Практические основы обучения иноязычной лексики