Предмет «Технология» в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на целый ряд проведённых научно – практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятие «качество образования» до сих пор и не имеет чёткого определения. Хотя многие учёные полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, белорусской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально – экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. К этому можно добавить, что внешние мотивы, не связанные с содержанием учебной работы (долга, обязанности, стремления к успеху, изучения ради отметки, из – за страха наказания), способствует включению ученика в учебный труд при условии, если у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей оценки – цели его познавательных усилий.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мто разметка.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

 

  1. Предмет «Технология» в современной школе.

 

     В современном  мире заметно возрастает значение  качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества.

     Несмотря на целый  ряд проведённых научно – практических  конференций самого разного уровня  и значительное число публикаций, понятие «качество образования»  до сих пор и не имеет  чёткого определения. Хотя многие учёные полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, белорусской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально – экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. К этому можно добавить, что внешние мотивы, не связанные с содержанием учебной работы (долга, обязанности, стремления к успеху, изучения ради отметки, из – за страха наказания), способствует включению ученика в учебный труд при условии, если у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей оценки – цели его познавательных усилий.

     Если ученик не  видит смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает  и не принимает задачи, поставленные  учителем, то он учится по принуждению,  и знания его становятся формальными,  а работа педагога обречена на безнадёжный формализм. В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), полученная путём усвоения содержания учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Учителю важно создать условия на уроке, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый. Предлагая учащимся познавательную задачу, учитель отправляет их в увлекательное путешествие за интересными находками. Методы, используемые на таких занятиях, основываются на партнёрских отношениях, диалогическом общении учителя с учащимися, самостоятельном открытии ими знаний, критическом отношении к информации, уважительном отношении к мнению других и т.п.

     Итак, в  разработанной технологии личностно  адаптированного обучения была  обоснована такая организация  учебной деятельности, при которой  осуществляется сотрудничество  учителя и учащихся, создающее атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития участников учебного процесса. Изменения в личностном развитии сопровождаются повышением успеваемости, особенно учащихся с низким уровнем мотивации учения.

     Введение  в программу средней школы образовательной области «Технология» требует аксиологической направленности в подготовке будущих учителей. Трудовое воспитание — одна из центральных общешкольных задач. Решением ее должен заниматься весь педагогический коллектив как на уроках по всем предметам, так и во внеклассной и внешкольной работе любого направления. Наиболее благоприятные условия для трудового воспитания складываются на занятиях трудового обучения. Объясняется это не только спецификой самого предмета, но и активным включением учащихся в общественно полезный, производительный труд.

Трудовое  обучение имеет целью не только дать учащимся соответствующие знания, умения и навыки, но и воспитать у них сознательное отношение к труду, общественной и личной собственности, к коллективу и отдельным его членам, готовность трудиться для общей пользы. В процессе трудового обучения школьников приучают к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружают умением планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, в труде у человека расширяется круг восприятий и представлений, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

          Хотя и «Технология» теряет своё значение как один из необходимых предметов, но, не смотря на это, решает всё те же задачи, что и раньше:

  • осуществление в комплексе идейно-политического, трудового и нравственного воспитания;

 

  • формирование у школьников готовности трудиться в сфере материального производства, а также качеств, присущих передовым труженикам социалистического производства,— коллективизм, общественно-трудовая активность, культура труда;

 

 

  • расширение политехнического кругозора учащихся;

 

  • знакомство учащихся с трудовым процессом, содержанием труда рабочих на производстве и соответствующей отраслью промышленности;

 

 

  • вооружение учащихся первоначальными знаниями и умениями по обработке различных материалов (IV—IX классы);

 

  • включение учащихся в процессе обучения в общественно полезный, производительный труд при оптимальном сочетании исполнительного и творческого компонентов;

 

 

  • вооружение учащихся знаниями и первоначальными навыками труда по избранной профессии (IX классы);

 

  • развитие у школьников творческих способностей;

 

 

  • осуществление профессиональной ориентации учащихся и подготовка их к труду в сфере материального производства.

 

 

  1. Политехническая направленность в трудовом обучении.

 

     В условиях современного научно – технического прогресса, когда с каждым годом стремительно нарастает объем знаний, процесс обучения приходится строить так, чтобы создавался максимум предпосылок для самостоятельного приобретения выпускниками школ новых знаний, умений, навыков в процессе их практической деятельности. Для этого знания, умения и навыки должны быть не только прочными, но и гибкими в том смысле, что учащиеся должны уметь применять их в новых производственных условиях.

Это достигается благодаря политехническому направлению в обучении, когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки на фоне общего представления об основах современного производства. Этому содействует также формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности.

В условиях трудового  обучения прочность знаний, умений и навыков достигается, прежде всего, за счет эффективного изложения нового учебного материала. Большое значение для обеспечения прочности умений и навыков имеет постановка упражнений и применение технических средств обучения. Трудовое обучение – один из элементов общей системы политехнического образования учащихся. Учащихся подводят к пониманию того, что при внешнем разнообразии различные производственные процессы содержат много общего, родственного.

Политехнический принцип требует так строить трудовое обучение, чтобы у учащихся формировались знания по общим научным основам современного производства, и они приобретали обобщенные умения, применяемые во многих областях производственно-технической деятельности. Иначе говоря, надо показать учащимся универсальность технических знаний и умений, которые они приобретают в процессе занятий в мастерских; показать, что эти знания и умения нужно уметь использовать в новых производственных условиях.

Овладение трудовыми  приёмами происходит в процессе трудового  обучения и на внеклассных занятиях по науке и технике. Связь обучения основ наук с трудом в учебных  мастерских выступает основным определяющим средством реализации политехнического принципа. Использование знаний по математике и черчению, химии и физике не выступает как искусственное дополнение к трудовому заданию, а служит его составной частью. Творческий труд на базе получения политехнических знаний – это предвестник проявления учащимися мастерства будущего работника.

Углубление  и расширение политехнического кругозора  учащихся обеспечивается политехнической  направленностью учебного процесса. Которая достигается правильным отбором учебного материала и  соответствующим его анализом в процессе изучения.

Для обеспечения  политехнической направленности учебного процесса требуется создание такой дидактической ситуации, при которой на примере отдельных конкретных производственных процессов познаются общие основы современного промышленного или сельскохозяйственного производства. Содержание учебной программы должно быть подвергнуто политехническому анализу. Цель его – связать изучаемые объекты и процессы, как звенья, в цепочки, показывающие основы современного производства в разных ракурсах.

Очень важно, чтобы на занятиях в мастерских подростки  применяли и совершенствовали ряд  политехнических умений, которые  они приобрели в младших классах. Не мене важно с точки зрения политехнического образования показать преемственность  трудовых приёмов (операций) различных профессий.

С целью политехнизма важно выбрать для рассмотрения объекты и процессы, с максимальной полнотой дающие представление об основах современного производства.

Программа трудового  обучения, предусматривающая занятия в учебных мастерских, включает в себя четыре основных раздела: обработку древесины, обработку металла, электротехнические работы и ремонтные работы в быту. Причем последний раздел по сути представляет собой те же виды работ, что и в первых трех разделах, только сгруппированные вокруг определенных объектов труда.

Все названные  в программе виды труда в современном производстве занимают большое место. Они встречаются в подавляющем большинстве предприятий как составляющие если не главных, то вспомогательных производственных процессов. Поэтому через эти виды труда учащиеся получают представление о материальном производстве в целом.

Содержание  учебной программы должно быть подвергнуто каждым учителем политехническому анализу. Цель его—связать изучаемые объекты и процессы, как звенья, в цепочки, показывающие основы современного производства в разных ракурсах. Достраивать такие цепочки учащиеся будут в процессе последующей практической деятельности.

     Таким образом, на занятиях  в мастерских каждый технический объект, производственный процесс должен рассматриваться не сам по себе, а в связи с другими аналогичными объектами, другими процессами, составляющими вместе с ним звенья одной цепочки, характеризующей в каком – либо аспекте основы современного производства.

 

 

 

  1. Роль учителя в подготовке юношей к жизни.

 

     Из курса педагогика известно, что в учебном процессе учитель  играет руководящую роль. Тот факт, что основное время в трудовом обучении (до 80 %) занимают самостоятельные практические работы учащихся, ещё больше повышает роль учителя, так как самостоятельность учащихся в работе становится возможной тогда, когда учителем всё наперёд хорошо спланировано и продумано.

     На фоне бывшего трудового обучения технологию выгодно отличает разнообразие изучаемых школьниками сфер человеческой деятельности. «Технология» расширила свои рамки и основной акцент делается на технологическую подготовку учащихся, а также проводится активная подготовка учащихся к общественной жизни по окончании школы. В силу этого возникает необходимость подготовки учителя – новатора, творца, способного к полноценной реализации содержания технологического образования в школьной практике, что само по себе не представляется возможным без формирования у него системы профессионально – ценностных ориентаций. Таким образом, на формирование ценностных ориентаций учащихся оказывают влияние не только содержание дисциплин, но и человеческие качества преподавателя, ведущего данный предмет,  ведь он является центральной фигурой в трудовом обучении и воспитании учащихся.

Учителю труда  должны быть присущи:

  1. любовь к своей профессии.
  2. профессионально – педагогическая культура, включающая в себя духовную, нравственную, этическую культуру общения, поведения, деятельности;
  3. неординарность, самобытность, уникальность его личности (это будет способствовать развитию творчества студентов, привитию интереса к предмету и к самому преподавателю);
  4. сформированность ценностей и ценностных ориентаций;

Осуществляя руководство  коллективной работой, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях учащихся и на этой основе добиваться развития их положительных качеств, способностей.

В ряде случаев в целях  оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, волевых и нравственных качеств.

Необходимое условие правильного осуществления  индивидуального подхода к учащимся — это систематическое и всестороннее изучение учителем каждого из них путем проведения бесед и наблюдений за их трудовой и учебной работой, за поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях, на производственной практике, в ученических бригадах и т. д.

Информация о работе Предмет «Технология» в современной школе