Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 06:39, курсовая работа
Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей.
Цель: определить особенности деятельности педагога по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Ход исследования:
В процессе наблюдения за воспитателем, экспериментатор фиксирует все проявления воспитателя по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Обработка результатов исследования:
Для решения второй задачи проведем анкетирование воспитателей старших групп детского сада.
Цель: определить особенности деятельности педагога по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Ход исследования: Составить анкету и предложить ее воспитателям [Приложение Д].
Обработка результатов анкетирование:
С 1 по 3 вопрос – выявить понимают ли воспитатели что такое величина, и необходимо ли развивать представления о величине в старшем дошкольном возрасте.
С 4 по 6 вопрос – выявить, какие средства и методы используют воспитатели в процессе развития представлений о величине в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Используют ли воспитатели палочки Кюизенера.
С 7 по 9 вопрос – выявить, какие методы используют воспитатели в процессе развития представлений о величине. Используют ли палочки Кюизенара.
С 10 по 12 вопрос – выявить, какие методы, по мнению воспитателя, наиболее эффективны в работе по развитию представлений о величине. Предлагают ли воспитатели организовать родителям работу с палочками Кюизенера.
Методика формирующего исследования
Для успешного развития представлений о величине, будет организована работа по использованию палочек Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста.
Педагог в ходе исследования:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера, подобранные в определенной последовательности;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и
дидактические игры с
Задания будут проводиться в три стадии в соответствии с гипотезой:
На первой стадии воспитатель отбирает упражнения согласно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Все задания и упражнения проводятся в игровой форме в порядке усложнения, они носят комплексный характер, что позволяет решать сразу несколько задач. Подбор упражнений будет вводиться от простых заданий, например, «Знакомство», «Отгадай-ка», к более сложным – «Лес»; «Лестница»; «Кораблик». Затем педагог предлагает детям подобные упражнения для самостоятельной деятельности, например, «По порядку стройся»; «Строим ворота»; «Печенье». В процессе работы воспитатель может усложнить или упростить какое-либо из заданий. Такого рода изменения будут зависеть от готовности детей выполнять то или иное упражнение. Для этого педагог располагает материалы перед детьми, в свободном доступе, предлагает детям рассмотреть палочки, подержать их в руках. Затем подводит детей к тому, что палочки можно сравнить одну с другой (для этого задает наводящие вопросы). Просит детей назвать цвета счетного материала, а также предлагает им сложить узор по своему замыслу. Важно, чтобы дети сами приходили к выводу о различиях палочек между собой (разные цвета, размер).
Следующим этапом на первой стадии эксперимента являются задания с палочками Кюизенера (Совместная деятельность взрослого с ребенком). Воспитатель предлагает простейшие упражнения «Знакомство», «Отгадай-ка» [Приложение Е], цель заданий познакомить детей с палочками Кюизенера и упражняться в измерении. Педагог, объясняет правила выполнения заданий, тем самым привлекая детей к рассуждению и использованию палочек Кюизенера в свободной деятельности. Воспитатель напоминает детям правила измерения условной меркой: вначале дети сами проговаривают правила, если они затрудняются с ответом, то воспитатель задает наводящие вопросы, подсказывает.
На второй стадии воспитатель предлагает детям выполнить более сложные задания. Такие, как «Кораблик», цель – учить детей измерять с помощью условной мерки; упражнять в моделировании по замыслу, например, задание «Лестница», цель – закреплять умения детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче», «шире», «уже», «выше», «ниже», «равные по длине», «ширине», «высоте». Задание «Лес», цель – упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек, сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки. На этой стадии воспитатель работает совместно с ребенком, выступает в роли, не только учителя, но и партнера, контролирует деятельность, объясняет правила выполнения заданий, следит за ходом работы детей. Если дети не справляются или испытывают трудности при выполнении заданий, то воспитатель помогает им, задает наводящие вопросы, предлагает выполнить задание вместе. Педагог объясняет, что нужно сделать, чтобы выполнить задание, которое вызвало затруднение. Воспитатель может упростить (усложнить) задания в случае, если большинство детей затрудняются.
На третей стадии воспитатель предлагает использовать задания и упражнения в самостоятельной деятельности. Для этого педагог оставляет палочки Кюизенера на столе для свободного использования и предлагает детям поиграть с материалом. Воспитатель наблюдает за деятельностью воспитанников, помогает только тогда, когда ребенку необходима его помощь. Затем воспитатель ставит перед детьми игровую задачу, например, испечь печенья для кукол в игре «Печенье», цель – упражнять детей в измерении с помощью условной мерки. Педагог предлагает детям несколько игровых задач, например, «Строим ворота», цель – упражнять в сравнении предметов по ширине и высоте, в обозначении словами результата сравнения («шире – уже», «выше – ниже», «равные по высоте»); умение пользоваться словами: «внутри», «снаружи». И наконец, игровое задание «По порядку стройся», цель – учить детей выстраивать сериационные ряды. Дети могут отказываются от заданий, предложенных воспитателем. Палочки Кюизенера предлагаются ребенку не только для выполнения заданий, но и для свободного использования, например, они могут выкладывать узоры, раскладывать палочки по цветам или длине, строить предметы, измерять что либо [Приложение Е].
Методика контрольного исследования
Для решения четвертой задачи мы проведем контрольное исследование.
Методика контрольного исследования будет проводиться по методике констатирующего исследования.
2.2 Уровень развития
представлений о величине
В данном параграфе представлен анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента.
На первом этапе констатирующего эксперимента провели наблюдение за детьми в процессе самостоятельной деятельности. При обработке результатов наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста мы определили уровень развития представлений о величине [приложение Б].
Все дети были разделены на три уровня развития: высокий, средний, низкий.
На высоком уровне дети самостоятельно и правильно устанавливали размерные отношения, систематизировали предметы, располагали их в порядке возрастания и убывания не допуская ошибок, с легкостью работали с условной меркой, без затруднений находили предметы на глаз. Придумывали новые упражнения и игры с палочками Кюизенера. Так, например, Арина М.,. выполняла все упражнения правильно: «Можно мне еще полоски пособирать?».
На среднем уровне дети допускали ошибки при устанавлении размерных отношений, просила воспитателя помочь ей поиграть. Затруднялись при расположении предметов в порядке возрастания и убывания. Так, например, Лиза Г., ошиблась в раскладывании полосок (А какую полоску положить после зеленой?), но когда воспитатель подсказала ей, исправила ошибку сама. Данил С., выполнял задания, но постоянно ходил за воспитателем и переспрашивал, задавал дополнительные вопросы (Я так делаю; а я забыл, как мерить ленты?).
На низком уровне развития дети не могли выполнить задания самостоятельно, не могли установить размерные отношения, затруднялись систематизировать предметы. Просили помочь расположить их в порядке возрастания, не смогли правильно определить величину предмета с помощью условной мерки, так как не знали правил выполнения измерения. Так, например, Леша Л., не хотел играть с детьми, потому что не понял правил: «Я не знаю, как выбрать коробочки, помогите мне».
Таблица 1 Результаты констатирующего исследования
Этап исследования Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Высокий |
1 |
7 |
1 |
7 |
Средний |
8 |
53 |
9 |
60 |
Низкий |
6 |
40 |
5 |
33 |
Данные представленные в таблице показывают, что большинство детей находится на низком и среднем уровне развития представлений о величине. При обработке результатов мы увидели, что детям трудно дается измерение условной меркой. Дети часто забывали правила измерения, а именно отмечать конец мерки и поэтому давали не правильный ответ. Также большинство детей не умеют строить сериационные ряды, им сложно понять алгоритм сравнения полосок. Многие дети без труда выстраивали полоски, которые сильно отличались по величине или ширине, но когда детям предлагались полоски близкие по размерам, дети начинали ошибаться.
На втором этапе констатирующего эксперимента детям предлагали диагностические задания, которые позволили определить уровень развития представлений о величине предметов [Приложение Г].
Проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы справляются с большинством заданий самостоятельно, но при выполнении некоторых заданий требовалась помощь, подсказка или дополнительный вопрос.
Дети допускали ошибки в установлении размерных отношений, не могли систематизировать предметы. Сложнее всего давалось сравнение двух предметов по величине с помощью условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Всех детей разделили на три группы по уровню развития представлений о величине: высокий, средний, низкий.
На высоком уровне дети отличались самостоятельностью при выполнении заданий, устанавливали размерные отношения без ошибок, систематизировали предметы, располагали их в порядке возрастания и убывания не допуская ошибок, с легкостью работали с условной меркой, без затруднений находили предметы на глаз. Так, например, Арина М., справилась со всеми заданиями быстрее всех. Особенно хорошо ей давались задания на построение сериационных рядов. Она предлагала помощь другим детям. В отличие от Арины М., Юлия П. затруднилась при выполнении заданий, задавала вопросы типа: «Я не поняла, как расставить детей по росту?», но после небольшой подсказки легко справилась с заданием.
Дети, отнесенные к среднему уровню, допускали ошибки, устанавливая размерные отношения, но исправляли их самостоятельно, или после подсказки воспитателя. Но многие из них затруднялись при расположении предметов в порядке возрастания и убывания. Так, например, Настя Б., ошиблась в раскладывании полосок, но когда воспитатель подсказала ей, исправила ошибку сама. Егор Р., выполнял задания, но постоянно задавал дополнительные вопросы: «Я так делаю; а как мерить ленты?». Часто смотрел по сторонам, что бы подсмотреть ответ у соседа. Не знал правил измерения условной меркой, поэтому затруднялся выполнить задания без помощи педагога.
Дети, отнесенные к низкому уровню развития представлений о величине, не могли выполнить задания самостоятельно, затруднялись в установлении размерных отношений, систематизации предметов. Обращались к воспитателю за помощью, когда выполняли задание на расположение предметов в порядке возрастания, могли правильно определить величину предмета с помощью условной мерки, путались в измерениях. Так, например, София К.: «Я не знаю, как это сделать, помогите мне». Каждое задание давалось ей с трудом. Лена Н., допускала ошибки во всех заданиях, исправляла их только с помощью воспитателя. Особенно сложным упражнением для нее стало определение роста детей на глаз: «А у меня не так; я не знаю».
Результаты,
полученные в контрольной
Таблица 2. Результаты констатирующего исследования
Этап исследования Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Высокий |
2 |
13 |
3 |
20 |
Средний |
8 |
53 |
8 |
53 |
Низкий |
5 |
34 |
4 |
27 |
Информация о работе Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста