Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,понятие нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6
1.2.Особенности и условия эффективности нравственного воспитания…….12
1.3.Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у учащихся 2 и3 классов в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24 2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год …………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1.   НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.  Сущность  и природа нравственного воспитания,понятие  нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6

1.2.Особенности  и условия эффективности нравственного воспитания…….12

1.3.Содержание  воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств    школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  2.1. Диагностика  уровня сформированности нравственных  качеств у учащихся 2 и3 классов  в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24                    2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29

2.3. Динамика  развития нравственного опыта   у учащихся за 1 учебный год  …………………………………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41 
 
 
 
 

                                                ВВЕДЕНИЕ

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

       Во-первых, наше общество нуждается  в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих  не только знаниями, но и прекрасными  чертами личности.

       Во-вторых, в современном мире  маленький человек живет и  развивается, окруженный множеством  разнообразных источников сильного  воздействия на него как позитивного,  так и негативного характера,  которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект  и чувства ребенка, на еще  только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование  не гарантирует высокого уровня  нравственной воспитанности, ибо  воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном  поведении человека его отношение  к другим людям на основе  уважения и доброжелательности  к каждому человеку. К. Д. Ушинский  писал: «Влияние нравственное  составляет главную задачу воспитания». (29, с.431).

      В-четвертых, вооружение нравственными  знаниями важно и потому, что  они не только информируют  младшего школьника о нормах  поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления  о последствиях нарушения норм  или последствиях данного поступка  для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и  функция начальной школы в  системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  способностей учащихся к активно - деятельностному  взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного  отношения к окружающим, овладение  этическими, эстетическими и нравственными  нормами.

В научном обосновании  обновления содержания образования  начальной ступени положена современная  идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур  в соответствии со своими индивидуально-возрастными  особенностями.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных  работах А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко (18), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного  воспитания, указываются способы  дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному  воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов  начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить  свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Такие педагоги как Н.М.Болдырев (6), И.С.Марьенко (19), Л.А.Матвеева (20),  Л.И.Божович (5) и  многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач  нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи  с этим, целью нашего исследования является нравственное воспитание младших  школьников в практике начальной  школы.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Приступая к  исследованию, мы выдвигаем следующую  гипотезу:

нравственное  воспитание школьников будет осуществлено в  учебной деятельности в том  случае, если:

а) учащиеся действуют  целенаправленно при выполнении учебных заданий;

б) их действия приобретают  осознанный характер;

в) используют приобретенный  опыт для решения учебных задач.

          В соответствии с проблемой,  целью, объектом и предметом  исследования поставлены следующие  задачи:

1. Дать анализ  состояния проблемы нравственного  воспитания школьников в теоретической  литературе.

2. Выявить условия  нравственного воспитания в учебной  деятельности школьников.

3. Описать опыт  нравственного воспитания младших  школьников.

Новизна исследования и практическая значимость заключаются  в том, что педагогические условия  обеспечивают эффективность учебной  деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.

Данные исследования взяты из исследований, проведённых  преподавателем прогимназии №1706 г.Москвы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ   КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность и природа  нравственности

         В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено  к понятию мораль. «Мораль (латинское  mores-нравы) - нормы, принципы, правила  поведения людей, а так же  само человеческое поведение  (мотивы поступков, результаты  деятельности), чувства, суждения, в  которых выражается нормативная  регуляция отношений людей друг  с другом и общественным целым  (коллективом, классом, народом,  обществом).» (16 , с.191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести  человека».(9, с. 345) Он считал: «Нравственный  — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт  человека важнее быта вещественного.»  «Относящийся к одной половине духовного  быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним  духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с. 558).

С годами понимание  нравственности изменилось. У Ожегова  С.И. мы видим: «Нравственность —  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (23, с. 414).

      Мыслители разных веков трактовали  понятие нравственности по-разному.  Еще в древней Греции в трудах  Аристотеля о нравственном человеке  говорилось: «Нравственно прекрасным  называют человека совершенного  достоинства ... Ведь о нравственной  красоте говорят по поводу  добродетели: нравственно прекрасным  зовут справедливого, мужественного,  благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями  человека». (2, с. 360).

     А  Ницше считал: «Быть моральным,  нравственным, этичным - значит оказывать  повиновение издревле установленному  закону или обычаю» (22, с. 289).  «Мораль - это важничанье человека  перед ПРИРОДОЙ». (22, с .735).     В научной литературе указывается,  что мораль появилась на заре  развития общества. Определяющую  роль в ее возникновении сыграла  трудовая деятельность людей.  Без взаимопомощи, без определенных  обязанностей по отношению к  роду человек не смог бы  выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор  взаимоотношений людей. Руководствуясь  моральными нормами, личность  тем самым способствует жизнедеятельности  общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя  ту или иную мораль, тем самым  формирует личность в соответствии  со своим идеалом. В отличие  от права, которое также имеет  дело с областью взаимоотношений  людей, но опираясь на принуждение  со стороны государства. Мораль  поддерживается силой общественного  мнения и обычно соблюдается  в силу убеждения. При этом  мораль оформляется в различных  заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из  всего этого мы можем сделать  вывод, что взрослому человеку  порой трудно выбирать, как поступить  в той или иной ситуации  не «ударив лицом в грязь».

      В.А. Сухомлинский говорил о  том, что необходимо заниматься  нравственным воспитанием ребенка,  учить «умению чувствовать человека».  (26, с. 120)

      Василий Андреевич  говорил:  «Никто  не  учит  маленького  человека: «Будь равнодушным к  людям, ломай деревья, попирай  красоту, выше всего ставь свое  личное». Все дело в одной,  в очень важной закономерности  нравственного воспитания. Если  человека учат добру- учат умело,  умно, настойчиво, требовательно, в  результате будет добро. Учат  злу (очень редко, но бывает  и так), в результате будет зло.  Не учат ни добру, ни злу  - все равно будет зло, потому  что и человеком его надо  сделать».

     Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа  нравственного убеждения закладывается  в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь  и бесчестье, справедливость и  несправедливость доступны пониманию  ребенка лишь при условии яркой  наглядности, очевидности морального  смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (26, с. 170).

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет  нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена  научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (4, с.352).

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в  какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в  тех разнообразных отношениях, в  которые они вступают в различных  ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему  содержания, форм, методов и приемов  педагогических действий (6, с.102).

Информация о работе Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности