Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,понятие нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6
1.2.Особенности и условия эффективности нравственного воспитания…….12
1.3.Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у учащихся 2 и3 классов в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24 2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год …………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность
и природа нравственного
1.2.Особенности
и условия эффективности
1.3.Содержание
воспитательной работы учителя по формированию
нравственных качеств школьников
в учебной деятельности………………………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика
уровня сформированности
2.3. Динамика
развития нравственного опыта
у учащихся за 1 учебный год
………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Во все века
люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Глубокие социально- экономические
преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют нас размышлять
о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время смяты
Во-первых, наше общество нуждается
в подготовке широко
Во-вторых, в современном мире
маленький человек живет и
развивается, окруженный
В-третьих, само по себе
В-четвертых, вооружение
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами
проблема нашла отражение в
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашего
исследования является создание педагогических
условий для нравственного
Такие педагоги как Н.М.Болдырев (6), И.С.Марьенко (19), Л.А.Матвеева (20), Л.И.Божович (5) и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является нравственное воспитание младших школьников в практике начальной школы.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
В соответствии с проблемой,
целью, объектом и предметом
исследования поставлены
1. Дать анализ
состояния проблемы
2. Выявить условия
нравственного воспитания в
3. Описать опыт
нравственного воспитания
Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
Данные исследования
взяты из исследований, проведённых
преподавателем прогимназии №1706 г.Москвы.
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(9, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с. 558).
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (23, с. 414).
Мыслители разных веков
А
Ницше считал: «Быть моральным,
нравственным, этичным - значит оказывать
повиновение издревле
В.А. Сухомлинский говорил о
том, что необходимо
Василий Андреевич говорил:
«Никто не учит маленького
человека: «Будь равнодушным к
людям, ломай деревья, попирай
красоту, выше всего ставь
Сухомлинский
считал, что «незыблемая основа
нравственного убеждения
Школа является
основным звеном в системе воспитания
подрастающего поколения. На каждом
этапе обучения ребенка доминирует
своя сторона воспитания. В воспитании
младших школьников, считает Ю.К.
Бабанский, такой стороной будет
нравственное воспитание: дети овладевают
простыми нормами нравственности, научатся
следовать им в различных ситуациях.
Учебный процесс тесно связан
с нравственным воспитанием. В условиях
современной школы, когда содержание
образования увеличилось в
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (6, с.102).