Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,понятие нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6
1.2.Особенности и условия эффективности нравственного воспитания…….12
1.3.Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у учащихся 2 и3 классов в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24 2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год …………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Рассмотрим полученные результаты:
Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта во 2-х и 3-х экспериментальных классах. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.
В то же время изменился их количественный состав. Так во 2-х экспериментальных классах количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%.
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В целом 44% испытуемых
2 экспериментальных классов
В 3-х экспериментальных
классах картина
Выборка разделилась таким образом: с низким уровнем – 13%, со средним –52%, с высоким – 35%. В сравнении с результатами первого этапа исследования 21% учащихся с низким уровнем нравственного опыта попали в группу со средним уровнем, и 24% из группы со средним уровнем – в группу с высоким.
В целом выборки
3-х экспериментальных классов
– 45% испытуемых попали в группы с
более высоким уровнем
Помимо количественного
изменения, у некоторых испытуемых
2-х, 3-х экспериментальных классов
отмечались и некоторые качественные
особенности нравственного
В контрольных
классах, каких – либо изменений,
как качественных, так и количественных
обнаружено не было (в сравнении
с результатами первого этапа
эксперимента). Это позволяет сделать
вывод о том, что приращение нравственного
опыта у испытуемых во 2-х, 3-х экспериментальных
классах произошло в результате
целенаправленного формирования учебной
деятельности.
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год
Также мы провели диагностику сформированности нравственного воспитания учеников 2 « Б» класса прогимназии 1706.
Диагностика включает в себя 3 пункта:
1. Метод ранжирования (данные I и II замера)
2. Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер).
3. Метод диагностической ситуации «Эксперимент»
Для сравнения
Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный». Результаты данной анкеты мы видим в таблице 1.
Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам 1-ого замера главным качеством человека учащиеся выбрали «честность» - 52 балла, затем следуют: «культурный» - 68 баллов, «умный» - 72 балла, «справедливый» - 80 баллов, «веселый» - 93 балла, «нарядный» - 104 балла, «модный»- 116 баллов. Выбор, главным качеством человека — честность, мы объясняем тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступили к главной деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.
На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.
Во 2-ом замере, спустя год, главным
качеством человека было
А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».
Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 8 человек.
А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 2 человека, высокий уровень - 18 человек.
Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий - 3, средний - 8, высокий - 10.
2 метод диагностики
«Работа над ошибками». Смысл
этой диагностики заключался
в следующем: детям был
Текст: «
Елена Николаевна объясняет
- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?
Ошибок мы выделили 5:
1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.
2. Надо постучаться и спокойно войти.
3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .
4. Тихо приготовиться и начать заниматься.
5. О встрече
друга рассказывать на
1-й замер был
произведен в 1 классе, когда дети
только начали привыкать к
правилам поведения в школе.
Поэтому был получен довольно
низкий результат. Нашли мало
ошибок. Низкий уровень - 4 человека,
средний уровень - 13 человек, и
только 4 человека смогли сразу
найти все ошибки (высокий уровень).
Зато через год результат
Такой резкий скачок
Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.
3 пункт диагностики
- «Диагностическая ситуация».
«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса) , который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.»
Варианты ответов (поступков детей):
1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.———— 0 баллов.
2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —————————————————1 балл
3. Первый ученик отдал обе
4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» ——————3 балла.
Для чистоты
эксперимента мы проводили разыгрывание
сценки во время урока, исключив при
этом возможность нахождения монеток
другими учениками школы. Наблюдали
за реакцией детей и собирали данные
ученики 11 класса, чтобы дети не чувствовали
«морального давления»
Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти) дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.
Средний уровень выявлен в
9 случаях (1 замер). Здесь дети
больше хотели обратить
Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая, но есть (+4).
Анализируя данные всех 3-х пунктов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень сформированности нравственности у младших школьников в 2000-2001 учебных годах». (См. табл. 4).
Как видно из данной таблицы динамика роста нравственности у учащихся очевидна. Ко 2 полугодию 2 класса на низком уровне не осталось ни одного человека. На среднем уровне было - 14 человек, стало - 5 человек. А на высоком уровне стало 16 человек, хотя в 1 классе учащихся с высоким уровнем нравственности было лишь 5 человек.
Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы
видим, что работу
по формированию нравственности надо
продолжать.
Проблему нравственного
На основе результатов
Проведенные мероприятия дали
динамику развития
Опытная работа в прогимназии
1706 г. Москвы показала
Этой работой мы подтвердили
«закономерность нравственного
воспитания, которую сформулировал
В.А. Сухомлинский: «Если человека
учат добру - …в результате
будет добро». Только учить надо
постоянно, требовательно,