3.Проблемная
ситуация легко возникает в
том случае, если имеется противоречие между теоретически
возможным путем решения задачи и практической
неосуществимостью избранного способа.
4.Проблемная
ситуация возникает тогда, когда
имеется противоречие между практически
достигнутым результатом выполнения
учебного задания и отсутствием у учащихся знаний
для его теоретического обоснования.
Возможности управления
процессом учения состоит в том, что проблемная
ситуация в своей психологической структуре
имеет не предметно-содержательную, но
и мотивационную, личностную сторону (интересы ученика, его желания,
потребности, возможности и т.д.).
Создание проблемных
ситуаций в учебном процессе преследует
следующие дидактические
цели:
- привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность;
- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
- помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Способы
создания проблемных ситуаций
На основании
обобщения передового опыта можно указать
несколько основных способов создания
проблемных ситуаций.
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам.
- Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
- Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
- Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.
- Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Правила
создания проблемных ситуаций
- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
- Проблемными заданиями могут быть:
- усвоение;
- формулировка вопроса;
- практические здания.
Проблемное
задание может привести к проблемной ситуации только в случае
учета вышеупомянутых правил.
- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Например: “Вы не могли построить треугольник с 3 известными углами, т.к. в этом задании было нарушено одно из важных правил, касающихся треугольников”.
Подготовленность
ученика к проблемному учению определяется
прежде всего его умением увидеть выдвинутую
учителем (или возникшую в ходе урока)
проблему, сформулировать ее, найти пути
решения и решить эффективными приемами.
Всегда ли ученик
сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает
практика, из проблемной ситуации может
быть 4 выхода:
- Учитель сам ставит и решет проблему;
- Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
- Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
- Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Многие учителя понятие “проблема” отождествляют с
понятием “вопрос” и “задача”, проблему
в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном
ее значении.
Учебная проблема
– форма реализации принципа проблемности
в обучении. Учебная проблема – явление
субъективное и существует в сознании ученика в идеальной
форме, в мысли, так же как любое суждение,
пока оно не станет логически завершенным.
Задача – явление объективное, для ученика
она существует с самого начала в материальной
форме, и превращается задача в субъективное
явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами
учебной проблемы являются “известное”
и “неизвестное” (нужно найти “связь”,
“отношение” между известным и неизвестным).
В условиях задачи обязательно содержатся
такие элементы, как “данное” и “требования”.
Учебная проблема
– форма проявления логико-психологического
противоречия процесса усвоения, определяющее
направление умственного поиска, пробуждающее
интерес к исследованию (объяснению) сущности
неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа
действия.
Основные
функции учебной проблемы:
- Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
- Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой
проблеме нужно предъявить несколько
требований. Если хоть одно из
них не выполнить, проблемная
ситуация не будет создана.
- Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
- Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
- Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
- Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Знание учителем
основных требований к учебной программе является одним
из важнейших условий успешной постановки
проблемы и организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся.
Постановка
учебной проблемы осуществляется в несколько
этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности
затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка
проблемы.
Учебная проблема
не является проблемой для учителя. Учитель
ставит перед учениками проблемный вопрос
или проблемную задачу. Такая постановка
ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником
проблемы, сформулированной и поставленной
учителем.
Процесс постановки
учебной проблемы должен осуществляться
с учетом основных логических и дидактических
правил:
- отделение (ограничение) известного от неизвестного,
- локализация (ограничение) неизвестного,
- определение возможных условий для успешного решения,
- наличие в формулировке проблемы неопределенности.
Процесс
решения учебной проблемы
Решение любой
проблемы начинается с ее правильной и
четкой формулировки. Процесс формулировки означает,
что ученик уже понимает возникшую перед
ним задачу и в известной мере видит, “нащупывает”
пути ее решения, то есть, составляет план
решения, затем осуществляет план и “оглядывается
назад” (изучение полученного решения).
Существует три
вида решения проблемы в зависимости от
наличия у решающего определенного опыта
в отношении данного класса проблемных
задач.
Первый вид решения.
Сюда относится случаи решения таких задач,
относительно которых у решающего нет
никакого прежнего опыта. В этих случаях
субъект идет путем проб и ошибок до тех
пор, пока одна из проб более или менее
случайно не приведет к решению проблемы.
Второй вид решения. Сюда
относятся ситуации, относительно которых
у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение
происходит здесь в форме узнавания в
предложенной ситуации одной из имеющихся
схем.
Третий вид решения
проблем заключается в том, что
у человека имеется некоторый
опыт, но опыт этот во всей его совокупности
не позволяет человеку решить данную проблему.
Решение здесь состоит в том, что создаются
на основе анализа условий задачи специально
для данного случая новая, не имевшаяся
ранее схема действий.
Существенной
чертой процесса решения проблем
является сбор информации о признаках и свойствах элементов,
составляющих проблемную ситуацию.
Логика
решения учебной проблемы:
а) составление плана
решения проблемы (обязательно план
включает в себя выбор вариантов
решения),
б) выдвижение предположения
и обоснование гипотезы, (возникает в результате “мысленного
забегания вперед”);
в) доказательство гипотезы
(осуществляется путем выведения
из гипотезы следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы
(сопоставление цели, требования задачи
и полученного результата, соответствие теоретических выводов
практике);
д) повторение и анализ
процесса решения.
Решение учебной
проблемы есть результат преодоления
противоречий учебного процесса
вообще и основного противоречия
познавательной проблемы в частности,
есть результат активного мыслительного процесса,
при котором отбрасываются неверные гипотезы
и выбираются правильные, обоснованные.
Решение учащимися проблемы, пишет польский
дидакт В.Оконь, имеет огромное преимущество
перед простым заучиванием готовой информации.
Преимущество заключается в том, что при
решении проблемы учащийся активно мыслит.
А это приводит не только к прочности и
глубине знаний, приобретенных самостоятельно,
но и к ценнейшему качеству ума – умению
ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно
находить пути решения любой проблемы.
Факторы,
препятствующие успешному решению
проблемы
Какие помехи стоят на
пути решения проблемы? Начав с
этого, ученик может успешнее вести
поиск, а учитель управлять процессом
поиска.
Во-первых,
надо выяснить, не мешает ли функциональная фиксированность.
Как только она будет обнаружена, ученик
увидит новые возможности решения.
Во-вторых,
важно избегать завышенной оценки определенного
способа решения проблемы как помехи развитию
поиска, т.е. целесообразна постановка вопроса: “А нет ли другого, более
рационального способа действия?”
В-третьих,
часто одно и то же правило, один и тот
же прием или способ решения входит как
бы в навык и механически применяется
учеником при решении разнотипных задач
и проблем. (Иногда вспомнить прежнее решение –
это значит пойти по ложному пути).
В-четвертых, учитель
должен раскрыть перед учениками и такой
метод, при котором ученики должны уметь
отбрасывать отдельные признаки, пренебрегать
некоторыми условиями задачи (механизм анаксиоматизации). Важно выделить существенное
путем отбрасывания несущественного.