Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:03, реферат
Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение младших школьников является нелегкой задачей.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Введение 3
1. Сущность проблемного обучения 5
2. Основные цели, функции и признаки проблемного обучения 9
3. Виды и уровни проблемного обучения 14
4. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 17
5. Достоинства и недостатки проблемного обучения 22
Заключение 24
Список литературы 26
Теория проблемного обучения, как и всякая научная теория, имеет свой понятийный аппарат, который детально разработали в исследованиях Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и другие. В этих работах был выделен ряд основных понятий этой теории: проблемная ситуация, учебная проблема, проблемная задача, проблемный вопрос, способ разрешения проблемной ситуации, уровень проблемного обучения, где концентрированно выражены общие принципы функционирования системы проблемного обучения.
Основным источником развития творческих способностей в обучении выступает его проблемно представленное содержание.
Проблемная задача является объективным образованием, извне противостоящим мышлению учащихся. А.М. Матюшкин выделяет существенный показатель, характеризующий проблемную задачу: «Проблемная задача в отличие от обычных задач представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи, и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В проблемной задаче сам субъект включен в ситуацию задачи» [15].
Если задача проблемная, то условием ее решения является наличие связей между данными задачами и прежними знаниями ученика, между требованиями задачи и способностью ученика находить новые способы решения. Успешное решение проблем еще выше поднимает уровень мыслительных способностей ученика и понимается как новое состояние ученика.
Следующее базовое понятие теории проблемного обучения – это проблемный вопрос. Проблемными являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации [9].
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.
Вопрос становится проблемным только при следующих условиях:
- он должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации.
- содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного
- вызвать чувство удивления при сопоставлении нового и ранее известного, неудовлетворенность имеющихся запасов знаний, умений и навыков. Эта сторона вопроса особенно важна, поскольку связывает познавательные затруднения с интересом и эмоциональностью восприятия.
Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Но между ними есть и различия. Структуру проблемной задачи образуют три компонента: данные, требования и искомое. Вопрос же, с одной стороны, может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, с другой – выступать как относительно-самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания [11].
Проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – сложное психическое состояние, которое затрагивает как познавательную, так и мотивационно-эмоциональную сферу личности. Проблемная ситуация отражает субъективную неопределенность целей, условий, способов деятельности и проявляется в познавательном затруднении человека.
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия (Гурова Л.Л., 1976; аннотация).
В основе создания проблемной ситуации лежат следующие положения современной психологии:
Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:
В. Т. Кудрявцевым было выделено два общих типа проблемных ситуаций – первичные и вторичные: первичная проблемная ситуация возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, еще не осознает его, хотя и испытывает при этом недоумение, удивление, познавательный дискомфорт; вторичная проблемная ситуация – имеет место там, где проблема осознана и четко сформулирована, то есть видит, в чем состоит противоречие [11].
Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:
Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:
А) Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
Б) Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
В) Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
Г) В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Д) Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Е) Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты (Матюшкин А.М., 1972. С. 181-183) (Хрест. 8.3).
Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся.
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно «способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся» [13, с.14].
Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. В проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает школьников, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.
Проблемное обучение строится на основе теории, учитывающей закономерности не только памяти, но и мыслительной деятельности обучающегося, природы его познавательного интереса, духовных потребностей, мотивов учения.
Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определение ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического обоснования путей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Процесс развивающего обучения, который строится с учетом принципа проблемности, в сущности, и есть проблемное обучение. Оно включает в себя все ранее известные виды и способы активизации учебно-познавательной деятельности учащегося, так же как и способы их репродуктивной деятельности, без которой не может быть никакого творчества, никакой активности. Но центральным моментом проблемного обучения, основным условием развития мышления ученика является наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы.