Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Творчество обучающегося начинается там, где он стремится  внести в процесс работы что-то свое, направленное на повышение качества, производительности труда, облегчения в работе, применения оригинального способа.

Большие возможности  по формированию у ребят устойчивого  интереса к избранной профессии  и развитию творческих способностей дает внеклассная работа, как часть  воспитательного процесса, неразрывно связанного с учебной деятельностью.

Большое значение в работе профессионального училища  занимают вопросы организации занятий  по техническому творчеству во внеучебное время. К таким занятиям проводимым коллективом колледжа являются:

 
-работа кружка художественного творчества; 

 
-проведение конкурсов;

 
-пердметы, требующие творческого  подхода;

 
-привлечение учащихся к разработке, изготовлению пастижерных работ

Большую роль в  развитии интереса к избранной профессии  играют внутригрупповые и городские конкурсы профмастерства. Это своеобразный праздник, в котором участвуют все преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся.

Роль мастера  производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся.

В отличии от кружковых  занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у  всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств  личности у его воспитанников.

Как отмечал великий  русский педагог А.С. Макаренко: «  Поведение воспитателей имеет решающее значение – то что делают воспитатели  часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то что они ему  говорят».

Результативность  формирования творческих качеств у  воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения мастера  производственного обучения с первых занятий использовать различные  методы привлечения подростков к  творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний практических умений, а также жизненного опыта. В результате такого подхода  к производственному обучению на проверочных работах за первое полугодие  первого курса, как правило обучающиеся  группы полностью справляются с  производственным заданием. Такие результаты помогают вселить уверенность обучающимся  в свои творческие способности и  направляют их на путь развития профессиональных знаний, умений навыков.

Конечно же, не каждый обучающийся научится творчески  решать задачи, тем не менее необходимо стараться научить воспитанников  применять приемы и методы способствующие эффективному решению задач. Эффективность  производственной деятельности мастера  в целях творческого обучения задач во многом зависит от того, какие приемы и формы их решения использует мастер, обсуждает ли он вместе с обучающимися варианты или предложения или навязывает свое пути решения. 
 

 
1.3. Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса.

 

Развитие творческого  потенциала обучаемых можно отнести  к одной из наиболее актуальных задач  педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система  творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной  системы является поддержка и  развитие интеллектуально-творческого  потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых  учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального  и научно-технического прогресса, дальнейшего  развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить  будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности  и ремесленничества в их будущей  самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление  и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная  организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Программы урочной  и внеучебной работы отличаются высоким  уровнем насыщенности содержания, изучением  широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять  запросы конкретных учащихся, используя  потенциал их возможностей.

Выделены следующие  формы деятельности:

  • индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный  процесс включены диалогические, дискуссионные  формы работы, содействующие раскрытию  индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного  мира. Среди них:

  • групповая дискуссия;
  • форум;
  • деловая беседа;
  • турниры;
  • аукцион идей.

 

1.4. Продуктивные технологии в производственном обучении.

На сегодняшний  день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Организация производственного  обучения базируется на основных принципах  обучения:

  • обучение на уровне требований передовой техники производства;
  • обучение на основе производительного труда;
  • наглядность обучения;
  • систематичность и последовательность в обучении;
  • доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
  • прочность усвоения знаний и навыков.

 

В условиях рыночной экономики сельскому хозяйству  необходимы специалисты, мобильно реагирующие  на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать  творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного  обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется  приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской  деятельности.

Личностно ориентированное  обучение призвано обеспечить необходимые  условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Личностно ориентированное  обучение предполагает использование  разнообразных форм и методов  организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед мастером встают новые задачи:

создание атмосферы  заинтересованности каждого учащегося  в работе группы;

стимулирование  учащихся к высказываниям, использованию  различных способов выполнения заданий  без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование в  ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму  учебного содержания;

оценка деятельности учащегося не только по конечному  результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления учащегося находить свой способ решения  задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного  обучения, позволяющих каждому учащемуся  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного  самовыражения учащегося.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения  в динамических или статических  парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

Актуализируются полученные опыт и знания;

Каждый учащийся имеет возможность работать в  индивидуальном темпе;

Повышается ответственность  за результат коллективной работы;

Совершенствуются  навыки логического мышления, последовательного  изложения материала.

Игровая форма занятий  создается при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые позволяют  активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в  игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный  материал используется как средство для игры.

Большинству игр присущи  четыре главные черты:

Свободная развивающая деятельность;

Творческий, очень активный характер этой деятельности;

Эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность,  конкуренция; 

Наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь  развлечением, отдыхом, способна перерасти  в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в  течение определенного отрезка  времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским  методом обучения.

Информационные  технологии являются средством активизации  познавательной деятельности и творческого  потенциала учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные  модели поднимают процесс производственного  обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический  фактор: современному учащемуся намного  интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании  компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность  усвоения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при  групповой работе с использованием компьютера и других технических  средств. Обучающие программы и  компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций  как нельзя лучше подходят для  совместной работы пар или групп  учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или  заменяя друг друга, так и отдельные  этапы общей работы.

При выполнении заданий  в парах или группах не требуется  одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование  практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Информация о работе Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО