Проблемы преподавания орфографии в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является исследование современных проблем преподавания орфографии в школе.
Задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2. определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся;
3. разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
4. сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы………………………….….……5
1.2. Понятие и типы орфограмм…………………………………….…..……7
2. Основные условия, способствующие формированию у школьников
орфографической грамотности.
2.1. Проблемы формирования орфографической зоркости…….…………12
2.2.Виды работ по орфографии……………………………………………..16
3. Методика системы работы по формированию орфографической
зоркости у учащихся…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………..………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Орфография. курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

   Заглавная буква в именах, фамилиях и т. п.

   Виды  заданий:

   1. Примеры написаны на карточках,  причем заглавные буквы заменены  строчными; требуется написать, где  нужно, большие буквы и объяснить  их необходимость.

   1) Серёжа Морозов не боится морозов. 2) Витя Васильков набрал букет васильков. 3) Иванова Поля возвращалась с поля. 4) Лева Скворцов сделал домик для скворцов. 5) Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы охотников и рыбаков. 6) Петя, Саня и Серёжа собирали берёзовые серёжки. 7) — Надежда, ты — наша надежда! 8) Гена Ростов поехал в Ростов. 9) Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта. 10) Толя Огурцов собрал больше всех огурцов.

   2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно  вставить подходящие слова и  объяснить употребление больших  букв.

   3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элементы соревнования — конкурс на лучший подбор таких примеров.

   Конкурсы: за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен — полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.

   Жюри  через установленное время проверяет  выполнение и определяет победителя.

   Подобным  же образом проводится конкурс на знание городов, рек, морей и т. д.

   Конкурс на подбор слов-омонимов, где было бы название, пишущееся с большой  буквы, например: город Клин (Московской области) — журавли летят клином. И т. д.

   Слитно или раздельно?

   Пословицы и поговорки («не» с глаголами):

   1. Не кичись, а учись.

   2. Не гони коня кнутом, а гони  его овсом.

   3. Не пугай, зима: скоро весна!

   4. Не барахтайся, грибок, полезай в  кузовок.

   5. Не светило, не горело, да вдруг  припекло.

   6. Не поднявшись на гору, не увидишь  равнины.

   7. Не угадаешь, где найдёшь, где  потеряешь.

   Предлоги

   Пословицы и поговорки:

   1. У каждой пичужки свой голосок.

   2. Со счастьем хорошо и по  грибы ходить.

   3. При ясном солнышке и ягода  краснеет.

   4. От копеечной свечки Москва  сгорела.

   5. На чужих руках мозолей не  видно.

   6. За семь верст комара искали, а комар на носу.

   7. В бочке мёду ложка дегтя. 

   8. Без кота мышам праздник.

   9. У ленивого Емели семь воскресений  на неделе.

   10. С лодырем поведёшься — горя наберёшься.

   11. С глупым водиться — что в крапиву садиться.

   Загадки:

   1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

   2. На поляне возле ёлок дом  построен из иголок. (Муравейник.)

   3. Что за коняшки — на всех  тельняшки? (Зебры.)

   4. Всех я вовремя бужу, хоть часов  не завожу. (Петух.)

   5.     В нашем доме под окошком   есть горячая гармошка:        

   Не  поёт и не играет — дом она обогревает. (Батарея.)

   6. Живёт мой братец за горой,  не может встретиться со мной. (Глаза.)

   «Хитрые сочетания»

   Задание: написать правильно, разобраться и  объяснить значения и правописание:

   подождём  под дождём            вход в (узкий) ход

   поднёс  поднос под (самый) нос      влез в лес 

   загорал за городом              наступил на ступеньку 

   замкнул замок на замок         замок совсем промок

   Омофоны:

   Лес—лез, занос—за нос, завой—за вой, сначала—с  начала, население — на селение, наклей — на клей, пропасть — про пасть, забег—за бег, направо—на право, забор—за бор, например—на пример, программы—про граммы, сосна—со сна, груздь, (на) окошке—о кошке, зарой—за рой, вдали—в дали, запечь — за печь.

   Таким образом, можно сделать вывод, что формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и  занимательный материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Проведя исследовательскую работу на предмет исследования современных проблем преподавания орфографии в школе, мы решили поставленные задачи, доказали выдвинутую гипотезу и пришли к следующим выводам.

     Орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.

   Реальная  грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, начиная с начальной школы.

   Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма.

   Руководствуясь фонемным принципом, можно получить большие возможности для создания у учащихся необходимой учебной мотивации в обучении правописанию, и при этом не только ставить перед детьми орфографические задачи, но и вооружать общим способом их решения.

   Ориентация  на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучения правописанию.

   Школьников  надо учить определять орфограммы при  различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый  этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились  бы осознавать наличие орфограммы в  слове.

   С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

   Работ по совершенствованию и развитию орфографической зоркости среди учащихся множество: письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в тексте; списывание текста и выделение орфограммы; исправление деформированного текста (текста с ошибками); письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм; классификация слов в соответствии с орфограммами; выбор слов из текста с заданной орфограммой; постановка пропущенных букв в места орфограмм.

     Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и  занимательный материал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1.Арямова  О.С. Обучение решению орфографических  задач, 1999 №4

2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне, 2002 - №2

3.БогоявленскийД.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1966

4. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. М.В. Гамезо – М.: Просвещение, 1991

5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М.: Просвещение, 1991

6. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний  и умений у школьников// Вопросы психологии,-  1983 - №5

7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография – М.: Просвещение, 1991

8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии – М.: Просвещение, 1982

9. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка – М.: Просвещение, 1982

10. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография, 1980

11. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1996

12. Розенталь Д.Э. Современный русский язык– М.: Высш.шк. 1991.

13. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/по ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989

14. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. -_Майкоп, 1996

15. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997.

16. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.Просвещение, 1982

17. Чернева Л.Г. Работа над предлогами, 1994. - №8

18. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок, 1997. №2

19. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками, 2001. №4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы преподавания орфографии в школе