Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 20:22, курсовая работа
целью данной работы является исследование современных проблем преподавания орфографии в школе.
Задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2. определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся;
3. разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
4. сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы………………………….….……5
1.2. Понятие и типы орфограмм…………………………………….…..……7
2. Основные условия, способствующие формированию у школьников
орфографической грамотности.
2.1. Проблемы формирования орфографической зоркости…….…………12
2.2.Виды работ по орфографии……………………………………………..16
3. Методика системы работы по формированию орфографической
зоркости у учащихся…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………..………………28
Заглавная буква в именах, фамилиях и т. п.
Виды заданий:
1.
Примеры написаны на карточках,
1)
Серёжа Морозов не боится
2.
Примеры написаны с пропусками,
школьники должны
3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элементы соревнования — конкурс на лучший подбор таких примеров.
Конкурсы: за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен — полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.
Жюри
через установленное время
Подобным же образом проводится конкурс на знание городов, рек, морей и т. д.
Конкурс на подбор слов-омонимов, где было бы название, пишущееся с большой буквы, например: город Клин (Московской области) — журавли летят клином. И т. д.
Слитно или раздельно?
Пословицы и поговорки («не» с глаголами):
1. Не кичись, а учись.
2. Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
3. Не пугай, зима: скоро весна!
4. Не барахтайся, грибок, полезай в кузовок.
5. Не светило, не горело, да вдруг припекло.
6. Не поднявшись на гору, не увидишь равнины.
7. Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Предлоги
Пословицы и поговорки:
1. У каждой пичужки свой голосок.
2. Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
3. При ясном солнышке и ягода краснеет.
4. От копеечной свечки Москва сгорела.
5. На чужих руках мозолей не видно.
6. За семь верст комара искали, а комар на носу.
7. В бочке мёду ложка дегтя.
8. Без кота мышам праздник.
9.
У ленивого Емели семь
10. С лодырем поведёшься — горя наберёшься.
11. С глупым водиться — что в крапиву садиться.
Загадки:
1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
2. На поляне возле ёлок дом построен из иголок. (Муравейник.)
3. Что за коняшки — на всех тельняшки? (Зебры.)
4. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)
5. В нашем доме под окошком есть горячая гармошка:
Не поёт и не играет — дом она обогревает. (Батарея.)
6. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)
«Хитрые сочетания»
Задание: написать правильно, разобраться и объяснить значения и правописание:
подождём под дождём вход в (узкий) ход
поднёс поднос под (самый) нос влез в лес
загорал за городом наступил на ступеньку
замкнул замок на замок замок совсем промок
Омофоны:
Лес—лез, занос—за нос, завой—за вой, сначала—с начала, население — на селение, наклей — на клей, пропасть — про пасть, забег—за бег, направо—на право, забор—за бор, например—на пример, программы—про граммы, сосна—со сна, груздь, (на) окошке—о кошке, зарой—за рой, вдали—в дали, запечь — за печь.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
формированию орфографической зоркости
подчинена и система работы над ошибками.
Немаловажное значение для успешной организации
этой работы имеет исправление ошибок
учителем в момент проверки тетрадей.
Для работы по формированию орфографической
зоркости можно использовать разнообразные
виды упражнений и занимательный материал.
Заключение.
Проведя исследовательскую работу на предмет исследования современных проблем преподавания орфографии в школе, мы решили поставленные задачи, доказали выдвинутую гипотезу и пришли к следующим выводам.
Орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.
Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, начиная с начальной школы.
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма.
Руководствуясь фонемным принципом, можно получить большие возможности для создания у учащихся необходимой учебной мотивации в обучении правописанию, и при этом не только ставить перед детьми орфографические задачи, но и вооружать общим способом их решения.
Ориентация
на фонематический принцип коренным
образом перестраивает
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Работ по совершенствованию и развитию орфографической зоркости среди учащихся множество: письмо под диктовку, определение орфограмм на слух и выделение их в тексте; списывание текста и выделение орфограммы; исправление деформированного текста (текста с ошибками); письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм; классификация слов в соответствии с орфограммами; выбор слов из текста с заданной орфограммой; постановка пропущенных букв в места орфограмм.
Формированию орфографической зоркости
подчинена и система работы над ошибками.
Немаловажное значение для успешной организации
этой работы имеет исправление ошибок
учителем в момент проверки тетрадей.
Для работы по формированию орфографической
зоркости можно использовать разнообразные
виды упражнений и занимательный материал.
Список использованной литературы.
1.Арямова
О.С. Обучение решению
2. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне, 2002 - №2
3.БогоявленскийД.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1966
4. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. М.В. Гамезо – М.: Просвещение, 1991
5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М.: Просвещение, 1991
6. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 - №5
7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография – М.: Просвещение, 1991
8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии – М.: Просвещение, 1982
9. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка – М.: Просвещение, 1982
10. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография, 1980
11. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1996
12. Розенталь Д.Э. Современный русский язык– М.: Высш.шк. 1991.
13. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/по ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989
14. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. -_Майкоп, 1996
15. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997.
16. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.Просвещение, 1982
17. Чернева Л.Г. Работа над предлогами, 1994. - №8
18. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок, 1997. №2
19. Ясова
А. Самостоятельная работа учащихся над
орфографическими ошибками, 2001. №4
Информация о работе Проблемы преподавания орфографии в школе