Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно–ролевая игра способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку учит их задавать вопросы, отвечать на них, пояснять, а также обучает речевому этикету.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития диалогической речи у старших дошкольников;
2) описать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи старших дошкольников;
3) провести диагностику уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников.........................................................................................................7
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
феномен...................................................................................................................7
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников...11
1.3. Возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников……………………………….18
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по развитию диалогической речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.......................................................................................................................25
2.1. Описание методов диагностики уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста..............................................................25
2.2. Результаты диагностики уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте..........................................................................................28
2.3. Комплекс сюжетно–ролевых игр по развитию диалогической речи у старших дошкольников……………………………………………………...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, состоящими из вопроса, ответа, добавления, пояснения, возражения, реплики. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены повествовательные (сообщение, утверждение), побудительные (просьба, требование), вопросительные (вопрос) предложения с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия. [9, c. 12]
В процессе диалога ребенок учится высказываться произвольно, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания. Таким образом, в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо учить детей строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, подавать реплику, поддерживать), используя при этом различные языковые средства в соответствии с ситуацией. Для этого следует проводить беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок приобретает умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Следует у дошкольников развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, так как это является условием воспитания культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.[9, c. 12]
Из выше перечисленного можно заключить, что период дошкольного детства является исключительно важным для развития речи в целом, что обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются социальные связи ребенка, устанавливаются основы поведения в обществе, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей. Общение со взрослым является для ребенка образцом диалогической речи. Важнейшим показателем сформированности коммуникативных способностей у ребенка является общение со сверстниками.
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников
Овладение речью - важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Диалогическая речь является основой усвоения всех сторон речи для дошкольников.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Многие дети умеют правильно произносить все звуки родного языка, регулируют силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает значительный запас слов. Лексика продолжает обогащаться: происходит расширение словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком. Особое внимание уделяется качественной стороне лексики: увеличивается словарный запас синонимами, антонимами, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в целом завершается этап усвоения грамматической системы языка, являющийся важнейшим в развитии речи у детей. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается умение контролировать свою речь, появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам. Старшие дошкольники активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают более активно пользуются различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Однако следует отметить и другие особенности в речи дошкольников старшего возраста. Отдельные дети не умеют правильно произносить некоторые звуки родного языка (например, шипящие звуки). Не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. Многие дети не умеют правильно соединять слова в предложении, а также связывать предложения между собой при составлении связного высказывания.[11]
Главные основные недостатки в развитии связной речи относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Основной задачей в работе со старшими дошкольниками по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. Детей необходимо учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Им предлагается произносить скороговорки или двустишия не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания. [9, c.42]
В старшем дошкольном возрасте продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Детей следует учить обобщать, сравнивать, противопоставлять. Для этого можно использовать загадки, описание свойств, качеств предметов. Дети начинают соотносить слова с определенной ситуацией.
Сформировать умение подбирать разнообразные слова со сходным значением и использовать их в своей речи поможет работа с синонимами. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (мальчик грустный - печальный), к определенной ситуации (на празднике веселятся, радуются), дети учатся точно употреблять слова, связывая их с определенным контекстом. Составляя предложения со словами - синонимами, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), они осознают оттенки значений глаголов. [9, c.43]
Работа над антонимами занимает в развитии словаря старших дошкольников не менее важное место. В данном случае дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям: по величине, цвету, весу, качеству. Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям, к изолированным словам или заканчивают предложение, начатое взрослым.
Старшие дошкольники учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом, осваивая значения многозначных слов разных частей речи (солнце, река; играть, вязать; красивый, умный).
Подбирая синонимы, антонимы, многозначные слова, дети постепенно приобретают умение составлять связные высказывания, характеризовать предмет, явление, персонаж, их качества и действия.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи старших дошкольников. [6]
Дети старшего дошкольного возраста обучаются грамматическим формам, с усвоениями которых у них возникают сложности: согласование прилагательных и существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). В этом возрасте дошкольника нужно научить ориентироваться в типичных способах изменения слов и словообразования, а также воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю. У ребенка следует сформировать желание говорить правильно, критически относиться к своей и чужой речи. [11, c. 43]
В старшем дошкольном возрасте формируется умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; ребенок учится понимать разные смысловые оттенки слова: например, кукла – куколка. Понимание смысловых оттенков глаголов (рисовал – дорисовал) и прилагательных (красивый - красивейший) развивает умение правильно использовать эти слова в различных типах высказывания. Такие задания имеют непосредственную связь с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).
У старших дошкольников следует формировать умение строить как простые распространенные, так и сложные предложения разных типов.
Итак, развитие у детей связной речи, обслуживающей главную функцию речи (коммуникативную) является наиболее важной задачей в старшем дошкольном возрасте. Связность речи отражает адекватность речевого оформления мысли говорящего, поэтому от нее зависит взаимопонимание общающихся людей.
Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. Многие исследователи считают, что для нормального развития связной речи детей, а также для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению. [9, c. 44]
Первоначально, по мнению педагогов и психологов, усваивается диалогическая речь, являющаяся наиболее ситуативной и примитивной. Речевые умения детей усложняются путем перехода ситуативной речи к контекстной, наиболее развернутой и полной, а затем переходом диалогической речи к различным формам монологической речи. Монологическая речь, как речь более произвольная, более организованная нуждается в специальном обучении. Ее усвоение - это показатель речевого развития дошкольников. [1, c. 28]
Не смотря на то, что связная речь не равна диалогической, многие известные педагоги и психологи развитие речи у дошкольников рассматривали именно с данной формой общения.
Ян Коменский отмечал, что ребенка до трех лет следует учить правильно произносить слова, а после трех - учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения.
Жан-Жак Руссо указывал, что нельзя торопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всего задать вопрос в другой форме, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу.
И.Г. Песталоцци подчеркивал, что важным средством развития речи ребенка является разговор с матерью.
Отечественные педагогики также уделяли особое внимание проблеме развития диалогической речи у дошкольников. К.Д. Ушинский считал, способом развития речи у детей является беседа об окружающем мире. Л. Н. Толстой учебные занятия в крестьянской школе строил в форме свободных бесед учителя с учениками. [1, c. 29]
Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи у старших дошкольников сложились в работах Е.И. Тихеевой. Семья, по ее мнению, играет важную роль в развитии диалогической речи, так как в кругу близких у ребенка формируется культура речевого общения. Исходя их этого, исследователь рекомендовала постоянно вовлекать детей в общение с детьми и взрослыми. Возможность ребенка общаться с детьми, играть, обмениваться с ними мыслями и чувствами также является условием развития диалогической речи. [8, c. 22].
Е.И. Тихеева отмечала, что ребенку присуща потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями. Она указывала, что дошкольника тяжело приучить придерживаться темы: детская мысль бежит от одного ассоциативного звена к другому. Педагог в данном случае должен проявить мастерство и научить детей соблюдать порядок в изложении мыслей, не уклоняясь от основной темы. [8]
Задачи речевого развития нашли свое отражение уже в первых программных документах по дошкольному воспитанию. В Программе детского сада 1932 года среди видов работы назывался разговор, беседы.
Программа 1934 года ставила задачу следить за правильным развитием речи ребенка. Указывалось, что ребенок овладевать речью должен сам, общаясь с воспитателем и другими детьми.
Активные поиски содержания дошкольного образования связывается с выходом «Руководства для воспитателя детского сада» (1938 г.). В теории и практике дошкольного воспитания стали выделятся речевые задачи по разным разделам, среди которых особое место занимает развитие связной речи, в том числе и диалога. Основными методами и приемами при решении данных задач рассматривались беседы воспитателя с детьми. [1, c. 32]
Новым этапом становления отечественной методической науки следует считать «Типовую программу обучения и воспитания в детском саду» (1984 г.). В специальном разделе «Развитие речи» были сформулированы речевые задачи на основе возрастного подхода. Вместо общих бессодержательных формулировок были поставлены четкие и конкретные задачи для каждой возрастной группы.
Более уточненное содержание работы по развитию диалогической речи было представлено в программе «Детство» (1995) и ее переизданных вариантах. Эта программа предусматривает развитие умений детей задавать вопросы, сообщать об значимых эмоциональных фактах, выражать элементарные формы побуждения, начиная с третьего года жизни.
В некоторых программных документах указываются основные цели работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста. Одна и главных - научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.[1, c. 33]
О. А. Бизикова выделяет следующие важнейшие задачи работы по обучению дошкольников диалогу:
- способствовать развитию умений, понимать различные инициативные обращения, например, сообщения, вопросы, побуждения; выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;
- учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;
- формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- развивать умения следовать правилам ведения диалога. [5, c. 8]
О. А. Бизикова указывает следующие правила ведения диалога: соблюдать в разговоре очередность; не перебивая, выслушивать собеседника; не отвлекаться, поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; использовать литературную лексику.