Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
3.
Издержки государственной
Целями государственной молодежной политики являются:
-
содействие социальному,
-
недопущение дискриминации
-
создание условий для более
полного включения молодежи в
социально-экономическую,
-
расширение возможности
-
реализация инновационного
4.
Рост семейного неблагополучия (конфликты
в семье, разводы, плохие
Криминологические исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях.
Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных семьях, в 4 – 5 раз выше, а у тех, где царит агрессивность и жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
В последние время все большее беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре мотивов, механизме самоконтроля в поведенческих стереотипах, что, в свою очередь, ведет к противоправному поведению.
5.
Недостатки воспитательной
-
недостатки в организации
-
ошибки, связанные с безграмотным
педагогическим подходом к
- ошибки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем ряда учителей, факты проявления бестактности, несдержанности учителей, оскорбляющих достоинство подростка;
-
неумение наладить правильные
взаимоотношения с родителями, проявление
грубости по отношению к
-
неумение наладить правильное
взаимодействие с другими
6.
Слабая материально-
7.
Несоблюдение права на труд, проблема
трудоустройства выпускников
8.
Невыполнение положения
9.
Социальная и физиологическая
незрелость подростков, особенности
формирующегося организма.
Подростковый возраст – это прежде всего стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи остается либо переходить на позицию избегания неудач, т.е. становиться на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.
Таким
образом, изучив теории девиации и рассмотрев
сущность его понятия, мы выяснили что
возникновению девиации у детей и подростков
способствует достаточно много факторов.
Они обусловлены, прежде всего, нестабильностью
социально-экономического положения общества
в котором живет и развивается молодое
поколение.
1.2 Особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы
Рассмотрев теории девиции и дав общую характеристику понятия девиантного поведения подростков, и причины его возникновения мы переходи к рассмотрению сужения границ девиации в системе социальной нормы.
Понятие нормы является исходным для изучения любых двиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм.
В целом понятие норма является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельность и отношений.
Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.
При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.
Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства – от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.
В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы не относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.
Социальные
нормы могут иметь
По
сфере регулируемых отношений выделяют
следующие основные группы социальных
норм: духовно-нравственные, морально-этические,
правовые, политические, организационно-
Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общественные ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации. Духовность в целом связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказание помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.
В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.
Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка – основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения рассматривается как один из наиболее опасных для общества.
Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).
Организационно-
В настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы – индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.