Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     3. Издержки государственной молодежной  политики. Подход к государственной  молодежной политике должен состоять, прежде всего, в признании ее  как части общей социальной  политики государства. Последняя  может быть эффективной только  в случае ее адресованности  и адекватности запросам молодежи  как особой социально-демографической  группы.

     Целями  государственной молодежной политики являются:

     - содействие социальному, культурному,  духовному и физическому развитию  молодежи;

     - недопущение дискриминации молодых  граждан по мотивам возраста;

     - создание условий для более  полного включения молодежи в  социально-экономическую, политическую  и культурную жизнь общества;

     - расширение возможности молодого  человека в выборе своего жизненного  пути, достижения личного успеха;

     - реализация инновационного потенциала  молодежи в интересах общественного  развития и развития самой  молодежи.

     4. Рост семейного неблагополучия (конфликты  в семье, разводы, плохие бытовые  условия и т.д.). Существует непосредственная  связь между девиантным поведением  подростков и неблагополучием  в семье. Дефекты семейного  воспитания – часто первопричина  искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношении к обществу, труду, другим людям и т.п. Решающее значение приобретает общая нравственная позиция семьи.

     Криминологические исследования показывают, что среди  несовершеннолетних правонарушителей значительным остается число лиц, проживающих  в неблагополучных семьях.

     Риск  правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных  семьях, в 4 – 5 раз выше, а у тех, где царит агрессивность и  жестокость, в 9 – 10 раз выше, чем  у тех, кто растет в педагогически  сильных и устойчивых семьях.

     В последние время все большее  беспокойство вызывают семьи с неправильной педагогической позицией. Воспитание в таких семьях приводит к возникновению  у подростка деформаций в ценностных и жизненных ориентациях, в структуре  мотивов, механизме самоконтроля в  поведенческих стереотипах, что, в  свою очередь, ведет к противоправному  поведению. 

     5. Недостатки воспитательной системы  народного образования, слабая  материальная база учреждений  образования. В качестве таких  недостатков прежде всего отмечаются  следующие:

     - недостатки в организации воспитательной  работы в школе: заорганизованность, формализм и однообразие внеклассной  и внешкольной воспитательной  работы, слабая материально-техническая  база, затрудняющая организацию  учебно-воспитательной работы и  т.д.;  

     - ошибки, связанные с безграмотным  педагогическим подходом к учащимся. Неправильно, без учета возрастных  и индивидуально-психологических особенностей личности, организована индивидуально-воспитательная работа с учащимися, и в первую очередь с трудновоспитуемыми;

     - ошибки, обусловленные невысоким  профессиональным уровнем ряда  учителей, факты проявления бестактности, несдержанности учителей, оскорбляющих  достоинство подростка; 

     - неумение наладить правильные  взаимоотношения с родителями, проявление  грубости по отношению к родителям,  злоупотребление публичными разбирательствами  проблем семейного воспитания, семейных  взаимоотношений, разбирательства  отдельных проступков и поведения  учащихся на родительских собраниях,  вызывающие негативное отношение  родителей к школе, учителю;

     - неумение наладить правильное  взаимодействие с другими социальными  институтами, занимающимися проблемами  воспитания и организации свободного  времени подростков.

     6. Слабая материально-техническая  база или отсутствие условий  для организации свободного времени  детей и подростков. Дефицит специально  предназначенных мест для общения,  условия для самореализации личности  в сфере досуга в рамках  традиционных общественных институтов  вызывает усиление деструктивных,  разрушающих культуру и личность  процессов, стимулирует интенсивное  развитие неинституциональных форм  жизни в сфере досуга, в которых  человек пытается восполнить  дефицит государственно-общественных  условий самореализации, провоцирует  асоциальные формы поведения,  субъективно воспринимаемые подростком  как способ личностного самоутверждения,  признания, самовыражения.

     7. Несоблюдение права на труд, проблема  трудоустройства выпускников школ. Сам труд в общественном производстве  во многом перестал выполнять  функцию развития личности и  реализации ее потенциала, утрачена его статусная и престижная функция, молодежь переходит из сферы производительного труда в товарно-спекулятивный сектор.

     8. Невыполнение положения конституции  о праве на жилище. Рост в  стране числа бездомных людей,  в том числе детей, подростков  и молодежи. По данным прокуратуры,  после выходя из детского дома  примерно 30% бывших воспитанников  превращаются в бомжей, 20% становятся  уголовниками, 10% кончают жизнь самоубийством.

     9. Социальная и физиологическая  незрелость подростков, особенности  формирующегося организма. Проявляются  они и в стремлении испытать  новые ощущения, и в недостаточной  способности прогнозировать последствия  того или иного действия.

     Подростковый  возраст – это прежде всего  стремление к успеху. Непонимание  окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы  социальной поддержки и поощрения  в педагогической практике представлены весьма слабо, и отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи  остается либо переходить на позицию  избегания неудач, т.е. становиться  на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия  для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.

     Таким образом, изучив теории девиации и рассмотрев сущность его понятия, мы выяснили что  возникновению девиации у детей и подростков способствует достаточно много факторов. Они обусловлены, прежде всего, нестабильностью социально-экономического положения общества в котором живет и развивается молодое поколение.  
 

     1.2 Особенности сужения  границ девиантного  поведения подростков, как отклонение  от социальной  нормы

     Рассмотрев  теории девиции и дав общую характеристику понятия девиантного поведения подростков, и причины его возникновения мы переходи к рассмотрению сужения границ девиации в системе социальной нормы.

     Понятие нормы является исходным для изучения любых двиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение – это  поведение, отклоняющееся от социальных норм.

     В целом понятие норма является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для  сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов  существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они  регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельность и отношений. 

     Социальная  норма закрепляет исторически сложившийся  в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения  людей, а также социальных групп  и организаций. В отличие от естественно-научной  социальная норма может соответствовать  и не соответствовать объективным  законам развития. В последнем случае аномальна сама норма и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

     При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма  является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны  всех людей и в любой ситуации.

     Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают  в индивидуальном сознании негативные чувства – от простого непонимания  до открытого протеста. Конфликт между  интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных  развитых государствах отмечается тенденция  усиления лояльности общества к проявлениям  индивидуальности.

     В целом, несмотря на относительность  и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они  создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного  общества в данное время, тем самым  ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать  поведение, прогнозировать его. Как  бы не относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют. 

     Социальные  нормы могут иметь разнообразные  формы и содержание. Нормы могут  быть формализованы – записаны в  виде законов, правил, инструкций. Но гораздо  чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно  взаимосвязаны.

     По  сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

     Носителями  нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общественные ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации. Духовность в целом связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказание помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу. 

     В ряде случаев нравственные нормы  сливаются в единое образование  с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

     Правовые  нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка – основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

     Политические  нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). 

     Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.  

     В настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы – индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения