Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     Для психологии важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интеоризируются во внутренний мир личности в течении всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка  в семье.

     В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме  социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» имеет различные формы.   

     Социальные  установки переживаются человеком  как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для  данной личности – его личностный смысл. Установки отражают связь  между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

     Социальные  нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют  социальные установки. Под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп, что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и субъективностью.

     Термин  «девиантное поведение» используется не только для обозначения действия конкретного человека, но и для  описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором –  о «социальном отклонении».

     Социальные  отклонения – это  нарушения социальных норм, которые характеризуются  определенной массовостью, устойчивостью и  распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

     Следует заметить, что между двумя полюсами – «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкой круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

     Социальные  отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминативность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью  и содержанием. Общество противопоставляет  социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

     Социальные  отклонения количественно и качественно  характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

     Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населении. Он зависит от совокупности фактов: социально-экономического, политического, нравственного и т.д. 

     Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления.

     Динамика  отклонения – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.

     Наряду  с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. В целом функциями  социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального  протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

     Несмотря  на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором – психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное явление и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена – геноцид, коррупция, бюрократизм.

     Таким образом, рассмотрев особенности социальной нормы, мы можем сделать вывод, что девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия. Но в рамках социальной нормы, мы должны постараться снизить уровень девиации в подростковом возрасте.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

     1.3 Теоретическая модель  регулирования поведение  подростков в соответствии  с социальной нормой

     В качестве снижения девиации в подростковом возрасте, в соответствии с социальной нормой, мы будем разрабатывать теоретическую модель регулирующую поведение подростков.

     Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в отношении несовершеннолетней молодежи можно условно разделить на четыре группы.

     Социальная  модель. Гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, нравственные гуманистические просоциальные ценности и установки на здоровый и трезвый образ жизни.

     Социально-педагогическая модель профилактики. Профилактическое воздействие оказывает основная учебная и воспитательная деятельность учреждений образования и социальной защиты. На территории организуются учреждения разных типов с нарастанием профилактического и коррекционного воздействия; несовершеннолетние могут перемещаться из одного в другое, и каждое следующее учреждение как своеобразный «фильтр» берет на себя работу с социально все более тяжелыми типами детей «группы риска».

     Психолого-педагогическая модель. Образовательное учреждение должно организовать основную образовательную и воспитательную деятельность таким образом, чтобы максимально эффективно обеспечить ребенку достижение задач возрастного психологического развития на каждом этапе онтогенеза личности, самореализации личности, ее социальной компетентности и социальной адаптации. Фактически образовательное учреждение признается основным в профилактической работе с несовершеннолетними. Применяются дифференцированные образовательные программы, вплоть до индивидуального обучения; внедряются так называемые здоровосберегающие педагогические технологии, совершенствуются педагогические стили преподавателей. Воспитательная работа признается рано значимой с образовательной деятельностью; в виде классной и внеклассной деятельности детей и их родителей она организуется м первого до последнего класса. Непрерывно отслеживается развитие личности детей и родительских семей. Если задача обеспечения нормы возрастного развития не достигается из-за нарушений здоровья, в даную модель включается индивидуальное, семейное и групповое консультирование и психокоррекция детей из «группы риска», психологическая помощь педагогическому составу, медицинская помощь (психотерапевтическая, наркологическая, другая).

     Медико-психологическая  модель. Признается высокая значимость нарушений здоровья детей (психического и др.) и нарушение в родительских семьях (начиная с дошкольного развития) – детей «группы риска» - в происхождении школьной дезадаптации и раннего девиантного поведения. Организуются медицинские службы для несовершеннолетних и их родительских семей, включающие работу в образовательном учреждении с первого до последнего класса. 

     Наиболее  перспективным для использования  в настоящее время является комбинация психолого-педагогической и медико-психологической моделей профилактики; подробная комбинация лежит в основе разработанной Министерством образования и науки РФ «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». (Приложение А).

     С точки зрения целей и технологий воздействия выделяют три уровня профилактики.

     Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся и их родительские семьи, в первую очередь здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска. Ее цель - обеспечить нормативное развитие личности детей и формировать просоциальные установки на здоровый образ жизни.

     Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска». К детям «группы риска» относят тех, которые имеют индивидуальные биологические (медицинские) и психологические, семейные и микросоциальные групповые факторы повышенного риска возникновения школьной и социальной дезадаптации и раннего (еще несовершеннолетним возрасте) девиантного поведения и употребления психоактивных веществ.

     Третичная профилактика включает психокоррекционную и реабилитационную работу с детьми, уже имеющими социально девиантное поведение и развивающуюся зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, одурманивающих, курения). 

     Системная модель профилактики, включающая содержание и технологическое обеспечение  предполагает описание задач каждого  школьного периода, характеристику факторов риска возникновения школьной дезадаптации и на ее основе – девиантного  поведения, содержание и технологии профилактики работы с детьми и взрослыми соответственно всех трех уровней профилактики.

     Таким образом, рассмотрев несколько моделей  девиантного поведения подростков, мы  выбрали одну, которая по нашему мнению является наиболее перспективной.

     В данной главе мы рассмотрели теории и концепции девиации, дали общую характеристику девиантного поведения, раскрыли особенности социальной нормы, и разработали теоретическую модель регулирования поведение подростков.

     2. Социально-педагогические  условия сужения  границ девиации  подростков при  соблюдении социальной  нормы.

     2.1 Школа как социально-нормативный институт социализации подростков

     Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей. Единство  воспитательной деятельности школы создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

     Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности.

     Школа – второй после родительской семьи  источник социализирующих воздействий  на ребенка. Это тот социальный институт, который, помимо развития интеллекта и  передачи знаний, формирует модели поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с миром. Именно в школе ребенок получает серьезное подкрепление своей ответственности. Но зачастую – и безответственности. И это тот социальный ресурс, с  которым он потом вступает во взрослый мир.

     В большинстве случаев современная  школа обеспечивает взрослеющего молодого человека только знаниями предметов, не заботясь о том, что ему необходимо состояться как личность, проявить творческую самобытность, что он нуждается  в определенном жизненном опыте, в моделях творческого освоения социального пространства. Школа  в настоящее время практически  не помогает молодежи стать эффективными в социальной среде, она не в состоянии, как прежде, дать те непротиворечивые социальные ориентиры и идеалы, с которыми молодой человек мог бы сопоставить свои потребности и ожидания. К старшим классам у современного школьника наблюдается снижение субъективной значимости школы как в личностном, так и в социальном аспектах.

     Система школьного образования до сих пор строится на авторитарности, отсутствии диалога между детьми и взрослыми. Язык, ценности и проблемы подростков в меняющемся мире все более становятся чуждыми для взрослых. Дистанция между учителями и учениками стремительно увеличивается. Учащиеся так же как и взрослые не готовы к диалогу. В школе положение ученика как воспринимающей стороны ставит его в зависимость от учителя – о  его умения, знания, настроения. Ученик не является равноправной стороной взаимодействия. Поэтому для педагога становится привычным действовать без учета «обратной связи». Педагоги не в состоянии оценить, как к ним относятся их ученики.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения