Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
Для психологии важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интеоризируются во внутренний мир личности в течении всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье.
В
соответствии с общими психологическими
представлениями нормы
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности – его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.
Социальные
нормы создают установки
Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действия конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором – о «социальном отклонении».
Социальные отклонения – это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Следует заметить, что между двумя полюсами – «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкой круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Социальные
отклонения имеют следующие признаки:
историческая детерминативность; негативные
последствия для общества; относительно
массовый и относительно устойчивый
характер во времени. Социальные отклонения
характеризуются
Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.
Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населении. Он зависит от совокупности фактов: социально-экономического, политического, нравственного и т.д.
Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления.
Динамика отклонения – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.
Наряду
с уровнем и динамикой
Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором – психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное явление и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена – геноцид, коррупция, бюрократизм.
Таким
образом, рассмотрев особенности социальной
нормы, мы можем сделать вывод, что девиантное
поведение выступает и как индивидуальный
акт, и как элемент социального бытия.
Но в рамках социальной нормы, мы должны
постараться снизить уровень девиации
в подростковом возрасте.
1.3 Теоретическая модель регулирования поведение подростков в соответствии с социальной нормой
В качестве снижения девиации в подростковом возрасте, в соответствии с социальной нормой, мы будем разрабатывать теоретическую модель регулирующую поведение подростков.
Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в отношении несовершеннолетней молодежи можно условно разделить на четыре группы.
Социальная модель. Гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, нравственные гуманистические просоциальные ценности и установки на здоровый и трезвый образ жизни.
Социально-педагогическая модель профилактики. Профилактическое воздействие оказывает основная учебная и воспитательная деятельность учреждений образования и социальной защиты. На территории организуются учреждения разных типов с нарастанием профилактического и коррекционного воздействия; несовершеннолетние могут перемещаться из одного в другое, и каждое следующее учреждение как своеобразный «фильтр» берет на себя работу с социально все более тяжелыми типами детей «группы риска».
Психолого-педагогическая модель. Образовательное учреждение должно организовать основную образовательную и воспитательную деятельность таким образом, чтобы максимально эффективно обеспечить ребенку достижение задач возрастного психологического развития на каждом этапе онтогенеза личности, самореализации личности, ее социальной компетентности и социальной адаптации. Фактически образовательное учреждение признается основным в профилактической работе с несовершеннолетними. Применяются дифференцированные образовательные программы, вплоть до индивидуального обучения; внедряются так называемые здоровосберегающие педагогические технологии, совершенствуются педагогические стили преподавателей. Воспитательная работа признается рано значимой с образовательной деятельностью; в виде классной и внеклассной деятельности детей и их родителей она организуется м первого до последнего класса. Непрерывно отслеживается развитие личности детей и родительских семей. Если задача обеспечения нормы возрастного развития не достигается из-за нарушений здоровья, в даную модель включается индивидуальное, семейное и групповое консультирование и психокоррекция детей из «группы риска», психологическая помощь педагогическому составу, медицинская помощь (психотерапевтическая, наркологическая, другая).
Медико-психологическая модель. Признается высокая значимость нарушений здоровья детей (психического и др.) и нарушение в родительских семьях (начиная с дошкольного развития) – детей «группы риска» - в происхождении школьной дезадаптации и раннего девиантного поведения. Организуются медицинские службы для несовершеннолетних и их родительских семей, включающие работу в образовательном учреждении с первого до последнего класса.
Наиболее
перспективным для
С точки зрения целей и технологий воздействия выделяют три уровня профилактики.
Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся и их родительские семьи, в первую очередь здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска. Ее цель - обеспечить нормативное развитие личности детей и формировать просоциальные установки на здоровый образ жизни.
Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска». К детям «группы риска» относят тех, которые имеют индивидуальные биологические (медицинские) и психологические, семейные и микросоциальные групповые факторы повышенного риска возникновения школьной и социальной дезадаптации и раннего (еще несовершеннолетним возрасте) девиантного поведения и употребления психоактивных веществ.
Третичная профилактика включает психокоррекционную и реабилитационную работу с детьми, уже имеющими социально девиантное поведение и развивающуюся зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, одурманивающих, курения).
Системная модель профилактики, включающая содержание и технологическое обеспечение предполагает описание задач каждого школьного периода, характеристику факторов риска возникновения школьной дезадаптации и на ее основе – девиантного поведения, содержание и технологии профилактики работы с детьми и взрослыми соответственно всех трех уровней профилактики.
Таким
образом, рассмотрев несколько моделей
девиантного поведения
В данной главе мы рассмотрели теории и концепции девиации, дали общую характеристику девиантного поведения, раскрыли особенности социальной нормы, и разработали теоретическую модель регулирования поведение подростков.
2. Социально-педагогические условия сужения границ девиации подростков при соблюдении социальной нормы.
2.1 Школа как социально-нормативный институт социализации подростков
Школа
является важнейшим социальным институтом,
прямо и непосредственно
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности.
Школа
– второй после родительской семьи
источник социализирующих воздействий
на ребенка. Это тот социальный институт,
который, помимо развития интеллекта и
передачи знаний, формирует модели
поведения ребенка, его ценности,
систему взаимоотношений с
В
большинстве случаев
Система школьного образования до сих пор строится на авторитарности, отсутствии диалога между детьми и взрослыми. Язык, ценности и проблемы подростков в меняющемся мире все более становятся чуждыми для взрослых. Дистанция между учителями и учениками стремительно увеличивается. Учащиеся так же как и взрослые не готовы к диалогу. В школе положение ученика как воспринимающей стороны ставит его в зависимость от учителя – о его умения, знания, настроения. Ученик не является равноправной стороной взаимодействия. Поэтому для педагога становится привычным действовать без учета «обратной связи». Педагоги не в состоянии оценить, как к ним относятся их ученики.