Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
2.
Анкета для педагогов и
(порядок ответа, как и в предыдущей анкете).
3. Анкета для родителей (Приложение Е), (порядок ответа, как и в предыдущей анкете).
Необходимо
прочитать вопросы и
Также в работе представлен «Дневник педагогического наблюдения (примерное содержание)» (Приложение Ж), который заполняется на отдельного ребёнка.
Одна из форм текущего учёта систематических данных, характеризующих облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности. Записи должны фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Главное требование к дневнику – не запускать фиксацию наблюдений. Записи следует делать в дневнике сразу после того, как что-то произошло, или, во всяком случае, в тот же день. Периодичность записей: раз в одну – две недели. Дневник предназначен для наблюдения за отдельным ребёнком. Может использоваться учителем, социальным педагогом в работе с подростками девиантного поведения.
Таким
образом, из проведённой нами работы
можно сделать вывод, что профилактическая
и коррекционно-педагогическая деятельность
являются составной частью того социально-педагогического
процесса, который направлен на выявление
девиантных подростков, диагностику
причин и условий их отклонений в развитии
и поведении, определение своеобразия
формирования их личности и особенностей
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
на разработку общепедагогических мероприятий
и специальных мер по предупреждению и
преодолению негативных тенденций в развитии
и формировании личности подростка.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при проведении работы с подростками девиантного поведения.
Мы дали общую характеристику девиантного поведения подростков. Так же мы рассмотрели, каковы особенности социально-педагогической работы учителя с подростками, имеющими отклонения в поведении, каковы причины и факторы появления отклоняющегося поведения у подростков.
Отклоняющееся
поведение предстаёт как
В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. В каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире несовершеннолетнего может оказать помощь учителю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт — это правильно сформированное мировоззрение. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в поведении направлена на то, чтобы определить особенности сужения границ девиации в соответствии с социальной нормой. Поставить отклоняющееся поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм отклоняющегося поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.
В
качестве регулирования поведения
подростков нами была разработана теоретическая
модель в соответствии с социальной
нормой, которая может помочь педагогу
в регулировании поведения
Таким
образом, рассмотрены сущность, содержание
отклоняющегося поведения подростка
и причины его появления, а
также основные направления социально-
Таким
образом, работа учителя с детьми
подросткового возраста, имеющими отклонения
в поведении должна основываться
как на симптоматическом подходе (работа
с конкретными симптомами отклонений),
так и каузальном, т.е. профилактическом
подходе (снятие причин, факторов и
условий, их провоцирующих). Особое значение
в силу возрастной динамики отклоняющегося
поведения приобретает ранняя профилактика
и коррекция девиантного
Список использованных источников
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с.
2. Змановская Е.В. Деваинтология: (Психоогия отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
4. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. – 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).
5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник длч студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сластенин, И.Ф исаев, Е.Н Шинянов; под ред. В.А. Сластенина. – 8-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
6. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 280 с.
7. Вера Иванова Профилактика отклоняющегося поведения подростков // Социальная педагогика. – 2009. - № 1. – с. 52-55.
8. Ирина Протасова Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика. – 2008. - № 3. – с. 70-79.
9. Нелидова А.Л., Щелина Т.И. Система профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе // Вкестник. – 2010. - № 1. – с. 49-64.
10. Татьяна Баранова Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // Социальная педагогика. – 2006. - № 4. – с. 47-54
www.narcozona.ru
Приложение А
О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
Министерство
образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 28.02.2000 N 619
В соответствии с решением коллегии
от 08.02.2000 "О концеп- ции профилактики
злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления
психоак- тивными веществами в образовательной
среде (далее - Концепция) (приложение 1)
и план мероприятий Минобразования России
по реализации концепции профилактики
злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде на 2000-2001 годы
(далее - План) (приложение 2).
2. Управлению социально-педагогической
поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой)
совместно с заинтересованным структурными
подразделениями Минобразования России
обеспечить исполнение Плана.
3. Рекомендовать руководителям органов
управления образованием субъектов Российской
Федерации осуществить комплекс мер по
разработке и реализации региональных
программ профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной
среде с соответствии с Концепцией.
4. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на заместителя Министра
Е.Е.Чепурных.
Министр В.М.Филиппов
Приложение
1 к приказу Минобразования России
от 28.02.2000 N 619
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ
Москва 2000 г.
Концепция разработана по заказу Минобразования
России при консультативной поддержке
Минздрава России авторским коллективом
в составе:
- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения
Института наркологии Минздрава России;
- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель
отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии
им. В.П.Сербского, советник Минобразования
России;
- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист
Минобразования России;
- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской
реабилитации и коррекции личности;
- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный
сотрудник Института философии РАН.
Под общим руководством начальника Управления
социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей Минобразования России
Г.Н.Тростанецкой.
Приложение Б
Процедура "Снежный ком"
Цель
упражнения: знакомство участников, разряжение
обстановки
Участники по очереди называют свое имя
с каким-нибудь прилагательным, начинающимся
на первую букву имени. Следующий по кругу
должен назвать предыдущих, затем себя;
таким образом, каждый следующий должен
назвать предыдущих, затем себя; таким
образом, каждый следующий должен будет
называть все больше имен с прилагательными,
это облегчит запоминание и несколько
разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр
прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный,
Наташа независимая и т.д.
Приложение В
Психокоррекционный комплекс, направленный на работу с супружескими парами
Психологическая
коррекция понимается как перестройка,
реконструкция психологических
факторов риска у ребенка, как
воссоздание гармоничных
Психокоррекционный комплекс направлен на все составляющие психологических факторов риска: нормализацию психологического климата в семье, особенностей супружеского взаимодействия и супружеской коммуникации, реконструирование родительских позиций, расширение осознания родителями мотивов семейного воспитания, гармонизацию межличностных отношений в семье.
Психологическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков у родителей, формирование новых форм взаимодействия с детьми.
Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов.
1. Установочный блок
Цели:
— снятие тревожного состояния в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;
-
повышение уверенности
- создание активной установки на психокоррекционную работу.