Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     Методы:

     - методика «Родительское собрание»;

     - психологический анализ дневниковых  записей.

     2. Коррекционный блок

     Цели:

     - преодоление внутрисемейного кризиса;

     - расширение сферы осознанности  мотивов воспитания;

     - снятие противоречий между конфронтирующими  мотивационными тенденциями;

     - изменение родительских установок  и позиций, обучение родителей  новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии  семейного воспитания.

     Методы:

     - методика групповой родительской  коррекции;

     - методика «Родительский семинар»;

     - методика совместных занятий  родителей с детьми.

     3. Блок оценки эффективности

     Цели:

     - оценка эффекта коррекционной  работы.

     Методы:

     - самоотчеты родителей.

     Рассмотрим  направления работы подробнее.

     1. Установочный блок психокоррекционного  комплекса

     Началу  собственно психокоррекционной работы должна предшествовать особая работа с семьями, создающая правильную установку для коррекции. Характеристики этой установки таковы:

     1. Некоторое ослабление психической  напряженности и ощущения дискомфорта.

     2. Переформулировка запроса и более  глубокое осознание мотивов обращения  за психологической помощью.

     3. Активизация родителей, на самостоятельную  психологическую работу.

     4. Построение доверительного, эмоционально  насыщенного контакта с психологом.

     Для создания такой установки используется специальная методика «Родительское  собрание». В консультацию приглашаются родители, прошедшие курс психологической  коррекции в разное время, и родители, прошедшие этап диагностики и  отобранные для дальнейшей психокоррекционной работы. После краткого вступления психолога, в котором разъясняется план собрания, слово предоставляется  родителям.

     По  ходу рассказов разрешается задавать вопросы, на которые отвечает не психолог, а бывшие участники психокоррекционной работы.

     Результаты  установочного блока анализируются  в соответствии с теми параметрами  установки, которую необходимо было создать. .Информацию о том, какие  изменения произошли после родительского  собрания, получают из дневниковых  записей родителей.

     2. Коррекционный блок психокоррекционного  комплекса

     Методика  «Родительский семинар» представляет собой специфическую психокоррекционную методику, в которой решается задача расширения знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологических законах развития ребёнка. Вместе с тем семинар - это  не только повышение информированности, но главное - изменение самого отношения  людей к собственной семейной жизни и задачам семейного  воспитания.

     На  семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление  о своем ребенке, расширяется  палитра педагогических приемов  воздействия, которые уже дома в  повседневной жизни апробируются родителями.

     Психологическое воздействие в методике родительского  семинара заключается в апелляции  к когнитивным и поведенческим  аспектам семейного взаимодействия.

     На  семинаре родители вовлекаются в  обсуждение и, главное, обдумывание  своих семейных отношений, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

     Тактика психолога на семинаре достаточно активна, он выступает здесь с позиции  специалиста, однако его роль не в  интерпретациях и ни в коем случае не в оценках, порицаниях или советах. Активность психолога сводится к  убедительному и аргументированному изложению некоторых психологических  вопросов; его основной задачей является также организация и проведение свободной дискуссии.

     Методы  и приемы

     Лекции. Психолог сообщает родителям важную психологическую информацию. Здесь  необходим специальный подбор лекционных тем применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара. Могут быть предложены следующие темы:

     «Законы супружеской гармонии», «Что такое  естественность в воспитании детей?», «Искусство хвалить», «Что такое семейный кризис и как он отражается на развитии ребенка?», «Трудный ребенок или  трудные взрослые» и т.д.

     Самым главным в изложении указанных  тем является простота, жизненность  и убедительность. Неуместно оперирование научной терминологией, но вместе с  тем не следует прибегать к  упрощениям и житейским понятиям.

     Групповая дискуссия. Наиболее целесообразно  использование дискуссий в двух формах: тематическая дискуссия, когда  происходит обмен мнениями по темам  лекций, или же дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Темы дискуссий второго типа определяются не темами лекций специалиста, а предлагаются самими родителями.

     Главная задача групповой дискуссии - повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых  проблем.

     Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных  для семинара книг, посвященных проблемам  семейной жизни и семейного воспитания.

     Анонимные трудные ситуации. Этот прием используется психологом для активизации групповой  дискуссии и для повышения  мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами. Суть его состоит в  том, что психолог предлагает обсудить случай из практики. Обычно это рассказ  о взаимодействии родителей со своим  ребенком, когда те или иные приемы никак не приводят к успеху.

     Простота  методики «Родительский семинар» лишь внешняя, кажущаяся. В действительности при неквалифицированном ведении  семинар может превратиться в  поучения психолога или советы «бывалых людей». Здесь очень важно найти  правильный тон, интонацию беседы, которые  задаются обдуманным и оригинальным содержанием обсуждаемых тем  и их значимостью для родителей.

     Коррекционная работа в родительских группах. Основной задачей психологической коррекции  в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, адекватизация стиля семейного  воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация  форм родительского воздействия  в процессе воспитания детей.

     В отличие от родительского семинара, где происходит реконструкция семейных отношений и взглядов на проблему воспитания, психологическая коррекция  в родительских группах предполагает реконструкцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, работу в  зоне бессознательных психических  явлений, в сфере неосознаваемых пластов супружеских и родительских отношений.

     Большое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания, созданию общего поддерживающего и тонизирующего  эффекта, повышающего уверенность  родителей в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, повышению способности родителей  к пониманию и вчувствованию  в эмоциональный мир друг друга  и в мир своего ребенка, повышению  взаимопонимания между супругами  при решении задач семейного  воспитания.

     Психокоррекционная  работа в родительской группе оказывает  позитивное воздействие на гармонизацию не только родительских, но и супружеских  отношений.

     Методы  и приемы

     Основной  метод - создание специфических групповых  форм и правил поведения, акцент на действие механизма обратной связи  при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

     Широко  используются игровые приемы: разыгрывание ситуаций взаимодействия с детьми в  семье, ситуации поощрения и наказания. Используются также приемы психогимнастики  и различные способы невербального  взаимодействия.

     Приводим  краткое описание примерного содержания одного цикла занятий.

     Занятие 1. Руководитель группы знакомит участников с основными правилами функционирования группы, члены группы представляются друг другу. В ходе занятия происходит уяснение и принятие групповых норм участниками. Делается первая попытка  обсуждения семейных проблем. Группа выполняет  психогимнастические упражнения, которые  направлены на уменьшение напряжения, активизацию и сближение группы, а также подготовку участников к  ролевым играм.

     Занятие 2. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия, индивидуальные цели участия в группе, цели группы. Отрабатываются первые впечатления  друг о друге (техника «горячий стул»), невербальные психогимнастические  приемы. Приводится также оценка эмоциональной  близости группы по отношению к некоторым  участникам - в качестве вариантов  открытой социометрии.

     Занятие 3. Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди, к толпе; о целях группы; о роли и тактике  психолога; о линиях притяжения и  отталкивания в группе; ролевые игры «Мостик через ущелье»; «Автобус в час пик». Психогимнастические  приемы: выражение своего отношения  к человеку, сидящему с закрытыми глазами, «узнавание на ощупь», глядение в глаза.

     Занятие 4. Обсуждение следующих тем: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении  к женщине и к мужчине (одинаково  ли оно?); о вежливости; о прошлых  обидах. Психогимнастика.

     Занятие 5. Психодраматическое разыгрывание конфликта  одной из супружеских пар (в своих  ролях, поменявшись ролями) - с целью  разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспитательные требования к детям; отношения к собственным  родителям.

     Занятие 6. Дискуссия: о конфликте между  привязанностью к мужу и родительской семье у женщины; о том, насколько  человек может принадлежать себе после вступления в брак; о «приходящей  жене (муже)»; о взаимоотношениях ребенка  с посторонними взрослыми. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены участника выполняют  по очереди все женщины группы,

     Занятие 7. Основные темы дискуссий: о поведении  детей в школе и дома; об изменениях в детях в последнее время; проблема «разных интересов»; непонимание  между поколениями; о женственности  и мужественности; о доминировании  и подчинении; как должна выглядеть  женщина дома; отношение к матери; отношение к браку. Невербальные приемы, направленные на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддержки  тем участницам, чьи проблемы обсуждались  в ходе занятия.

     Занятие 8. Психолог дает интерпретацию детско-родительских отношений в семьях участников группы и ряд рекомендаций по воспитанию. Разыгрывается конфликтная психодраматическая ситуация. Обсуждаются темы: проблема мужа-отца; должна ли жена встречать  мужа и др.

     Занятие 9. Дискуссии: о пользе занятий в  группе; проблема взаимопонимания между  супругами; проблема «вечной занятости»; о неуверенности в себе. Для  демонстрации неэффективности некоторых  форм поведения по отношению к  детям применяется вариант «зеркального»  метода с элементами драматизации.

     Занятие 10. Обсуждается необходимость эмоциональной  сдержанности в присутствии ребенка; важность для воспитания правильной женской позиции в супружеских  отношениях. Психогимнастическая разминка (напряжение-расслабление), игра в целях  укрепления групповой сплоченности. Каждый участник рассказывает, что  дала ему группа.

     Таким образом, основным содержанием групповых  занятий являются обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного  общения, супружеских отношений, включая  интимные, и взаимодействий с ребенком. Занятия включают также психогимнастические  приемы, ролевые игры и различные  варианты социометрических методик.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения