Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
Методы:
-
методика «Родительское
-
психологический анализ
2. Коррекционный блок
Цели:
-
преодоление внутрисемейного
- расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
-
снятие противоречий между
-
изменение родительских
Методы:
-
методика групповой
-
методика «Родительский
- методика совместных занятий родителей с детьми.
3. Блок оценки эффективности
Цели:
- оценка эффекта коррекционной работы.
Методы:
- самоотчеты родителей.
Рассмотрим направления работы подробнее.
1.
Установочный блок
Началу собственно психокоррекционной работы должна предшествовать особая работа с семьями, создающая правильную установку для коррекции. Характеристики этой установки таковы:
1.
Некоторое ослабление
2.
Переформулировка запроса и
3.
Активизация родителей, на
4.
Построение доверительного, эмоционально
насыщенного контакта с
Для создания такой установки используется специальная методика «Родительское собрание». В консультацию приглашаются родители, прошедшие курс психологической коррекции в разное время, и родители, прошедшие этап диагностики и отобранные для дальнейшей психокоррекционной работы. После краткого вступления психолога, в котором разъясняется план собрания, слово предоставляется родителям.
По ходу рассказов разрешается задавать вопросы, на которые отвечает не психолог, а бывшие участники психокоррекционной работы.
Результаты
установочного блока
2.
Коррекционный блок
Методика
«Родительский семинар» представляет
собой специфическую
На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия, которые уже дома в повседневной жизни апробируются родителями.
Психологическое воздействие в методике родительского семинара заключается в апелляции к когнитивным и поведенческим аспектам семейного взаимодействия.
На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, обдумывание своих семейных отношений, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Тактика
психолога на семинаре достаточно активна,
он выступает здесь с позиции
специалиста, однако его роль не в
интерпретациях и ни в коем случае
не в оценках, порицаниях или советах.
Активность психолога сводится к
убедительному и
Методы и приемы
Лекции. Психолог сообщает родителям важную психологическую информацию. Здесь необходим специальный подбор лекционных тем применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара. Могут быть предложены следующие темы:
«Законы супружеской гармонии», «Что такое естественность в воспитании детей?», «Искусство хвалить», «Что такое семейный кризис и как он отражается на развитии ребенка?», «Трудный ребенок или трудные взрослые» и т.д.
Самым главным в изложении указанных тем является простота, жизненность и убедительность. Неуместно оперирование научной терминологией, но вместе с тем не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям.
Групповая дискуссия. Наиболее целесообразно использование дискуссий в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, или же дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Темы дискуссий второго типа определяются не темами лекций специалиста, а предлагаются самими родителями.
Главная
задача групповой дискуссии - повысить
мотивацию и вовлеченность
Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
Анонимные трудные ситуации. Этот прием используется психологом для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами. Суть его состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы никак не приводят к успеху.
Простота
методики «Родительский семинар» лишь
внешняя, кажущаяся. В действительности
при неквалифицированном
Коррекционная
работа в родительских группах. Основной
задачей психологической
В
отличие от родительского семинара,
где происходит реконструкция семейных
отношений и взглядов на проблему
воспитания, психологическая коррекция
в родительских группах предполагает
реконструкцию эмоциональных
Большое
внимание уделяется коррекции
Психокоррекционная работа в родительской группе оказывает позитивное воздействие на гармонизацию не только родительских, но и супружеских отношений.
Методы и приемы
Основной
метод - создание специфических групповых
форм и правил поведения, акцент на
действие механизма обратной связи
при общей эмоциональной
Широко
используются игровые приемы: разыгрывание
ситуаций взаимодействия с детьми в
семье, ситуации поощрения и наказания.
Используются также приемы психогимнастики
и различные способы
Приводим краткое описание примерного содержания одного цикла занятий.
Занятие
1. Руководитель группы знакомит участников
с основными правилами
Занятие 2. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия, индивидуальные цели участия в группе, цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «горячий стул»), невербальные психогимнастические приемы. Приводится также оценка эмоциональной близости группы по отношению к некоторым участникам - в качестве вариантов открытой социометрии.
Занятие 3. Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди, к толпе; о целях группы; о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталкивания в группе; ролевые игры «Мостик через ущелье»; «Автобус в час пик». Психогимнастические приемы: выражение своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами, «узнавание на ощупь», глядение в глаза.
Занятие 4. Обсуждение следующих тем: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и к мужчине (одинаково ли оно?); о вежливости; о прошлых обидах. Психогимнастика.
Занятие 5. Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями) - с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспитательные требования к детям; отношения к собственным родителям.
Занятие 6. Дискуссия: о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщины; о том, насколько человек может принадлежать себе после вступления в брак; о «приходящей жене (муже)»; о взаимоотношениях ребенка с посторонними взрослыми. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены участника выполняют по очереди все женщины группы,
Занятие 7. Основные темы дискуссий: о поведении детей в школе и дома; об изменениях в детях в последнее время; проблема «разных интересов»; непонимание между поколениями; о женственности и мужественности; о доминировании и подчинении; как должна выглядеть женщина дома; отношение к матери; отношение к браку. Невербальные приемы, направленные на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддержки тем участницам, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия.
Занятие
8. Психолог дает интерпретацию детско-
Занятие
9. Дискуссии: о пользе занятий в
группе; проблема взаимопонимания между
супругами; проблема «вечной занятости»;
о неуверенности в себе. Для
демонстрации неэффективности некоторых
форм поведения по отношению к
детям применяется вариант «
Занятие
10. Обсуждается необходимость
Таким образом, основным содержанием групповых занятий являются обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения, супружеских отношений, включая интимные, и взаимодействий с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.