Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     3. Блок оценки эффективности психологической  коррекции

     Для оценки эффективности коррекционной  работы используются отчеты родителей  об изменениях в супружеских и  детско-родительских отношениях.

     Субъективный  отчет родителей получают из дневниковых  записей, проективных сочинений, самоотчетов, проективных опросов на темы: «Что дали занятия в группе нашей семье?», «Я как родитель», «Мои отношения  с ребенком» и др.

     К концу занятий чаще всего происходят большие изменения в характере  семейных отношений. Атмосфера в  семье становится более спокойной; супруги осознают значимость родительских ролей; отношения между супругами  улучшаются, основываются на понимании  и взаимном доверии; резко улучшаются отношения между родителями и детьми, исчезают многие проблемы во взаимоотношениях между ними; происходит в целом существенная гармонизация семейных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  Г

     Анкета  для специалистов, работающих с детьми, имеющими девиантное поведение

     Уважаемые коллеги!

     Просим, вас принять участие в исследовании, посвященном изучению детей и  подростков с отклоняющимся от нормы  поведением.

     От  вашего заинтересованного и искреннего участия во многом будет зависеть отработка эффективных программ по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения молодежи, которые  могут оказаться полезными и  для вашей работы.

     Вашему  вниманию предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее  даны варианты ответов. Выберите, пожалуйста, те из них, которые в наибольшей степени  отражают ваше мнение, и обведите соответствующую  им цифру или впишите свой вариант  ответа в свободную строчку. В  других вопросах предлагается оценить  каждый ответ по шестибалльной системе. Обведите, пожалуйста, соответствующую  цифру справа (0, 1, 2, 3, 4 или 5) в каждом ответе.

     Уверены, что обращение к вашему опыту  позволит сделать помощь детям более  эффективной, и заранее благодарим вас за участие.

     1. Оцените, насколько распространены  следующие формы отклоняющегося  от нормы поведения в тех  группах детей, с которыми вам  приходится работать, по шестибалльной  шкале:

     0 - совсем не встречаются

     1 - встречаются очень редко

     2 - встречаются редко

     3 - встречаются иногда

     4 - встречаются часто

     5 - встречаются очень часто

     1.1 нарушение правил поведения в  школе (срывы уроков, прогулы,  отказ от выполнения заданий) 0 1 2 3 4 5

     1.2 побеги из дома 0 1 2 3 4 5

     1.3 грубость, сквернословие 0 1 2 3 4 5

     1.4 употребление алкоголя, пьянство 0 1 2 3 4 5

     1.5 курение 0 1 2 3 4 5

     1.6 раннее начало половой жизни  0 1 2 3 4 5

     1.7 хулиганство 0 1 2 3 4 5

     1.8 унижение других 0 1 2 3 4 5

     1.9 воровство 0 1 2 3 4 5

     1.10 неподчинение, критика взрослых 0 1 2 3 4 5

     1.11 ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений 0 1 2 3 4 5

     1.12. отрицательное отношение к учебе  0 1 2 3 4 5

     1.13 драки, нанесение телесных повреждений  0 1 2 3 4 5

     1.14 употребление наркотиков 0 1 2 3 4 5

     1.15 что-то еще_______________________________________ 0 1 2 3 4 5

     2. С какими группами детей с  отклоняющимся от нормы поведением

     вы  испытываете наибольшие трудности  в работе?__________________

     _______________________________________________________________________________________________________________________________

     Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     3. Какие виды отклонений в поведении  детей и подростков (исходя из  вашего личного опыта) имеют  тенденцию к росту?_______________________

     _______________________________________________________________________________________________________________________________

     4. Оцените по шестибалльной системе  роль различных причин негативных  отклонений в поведении детей  и подростков:

     4.1 стремление получить сильные  впечатления 0 1 2 3 4 5

     4.2 заболевания ребенка 0 1 2 3 4 5

     4.3 повышенная возбудимость детей,  неумение контролировать себя 0 1 2 3 4

     4.4 неблагополучная ситуация в семье  0 1 2 3 4 5

     4.5 стремление к самостоятельности  и независимости 0 1 2 3 4 5

     4.6 недостаток знаний родителей  о том, как справляться с  трудными педагогическими ситуациями 0 1 2 3 4 5

     4.7 отставание в учебе 0 1 2 3 4 5

     4.8 пренебрежение со стороны сверстников  0 1 2 3 4 5

     4.9 непонимание взрослыми трудностей  детей 0 1 2 3 4 5

     4.10 недостаточная уверенность ребенка  в себе 0 1 2 3 4 5

     4.11 отрицательная оценка взрослыми  способностей детей 0 1 2 3 4 5

     4.12. стрессовые жизненные ситуации 0 1 2 3 4 5

     4.13 напряженная социально-экономическая  ситуация в жизни ребенка (плохая  обеспеченность, безработица родителей  и т. д.) 0 1 2 3 4 5

     4.14 примеры насилия, жестокости, безнаказанности,  получаемые через средства массовой  информации 0 1 2 3 4 5

     4.15 чрезмерная занятость родителей  0 1 2 3 4 5

     4.16 конфликты с родителями 0 1 2 3 4 5

     4.17 обилие запретов со стороны  родителей (педагогов) 0 1 2 3 4 5

     4.18 постоянные нарекания, брань в  семье 0 1 2 3 4 5

     4.19 слабость интеллектуальной сферы  ребенка 0 1 2 3 4 5

     4.20 повышенная коммуникативность детей  0 1 2 3 4 5

     4.21 низкий уровень эмоционально-волевого  контроля у детей 0 1 2 3 4 5

     4.22 одиночество, непонятость другими  0 1 2 3 4 5

     4.23 излишний контроль, авторитарный  стиль родителей (педагогов) 0 1 2 3 4 5

     4.24 неспособность детей сопротивляться  вредным влияниям 0 1 2 3 4 5

     4.25. генетическая предрасположенность  0 1 2 3 4 5

     4.26 неравномерность психофизического  развития и полового созревания 0 1 2 3 4 5

     4.27 что-то еще____________________________________________ 0 1 2 3 4 5

     5. Какие цели вы ставите при  организации профилактико-коррекционной  работы? _____________________________________________

     ___________________________________________________________

     6. Какие меры профилактики и  коррекции девиантного поведения  детей и подростков вы используете  чаще всего в своей работе:

     6.1 разработка индивидуальных программ  развития и воспитания (укажите,  пожалуйста, на что они направлены) __________________________

     _____________________________________________________________

     6.2. включение трудных детей в  работу школьных кружков, секций, объединений (укажите каких)_________________________________________

     _____________________________________________________________

     6.3 включение детей в интересную, напряженную деятельность (укажите  какую)____________________________________________________

     _______________________________________________________________________________________________________________________________

     6.4 посещение семьи, где воспитываются  трудные дети (сколько семей)_______________________________________________________________________________________________________________________________

     6.5 проведение родительских собраний, посвященных проблеме девиантного  поведения (укажите тематику)________________________________________

     _____________________________________________________________

     6.6 обучение трудных детей по  индивидуальным планам (сколько  человек)_____________________________________________________________________________________________________________________________

     6.7 проведение классных часов, посвященных  проблемам отклоняющегося от  нормы поведения (укажите тематику)_______________________________

     _____________________________________________________________

     6.8 индивидуальные беседы с родителями  трудных детей (укажите основные  темы)_____________________________________________________

     _____________________________________________________________

     6.9 проведение педагогических советов-консилиумов  по проблемам коррекции девиантного  поведения кого-то из детей  (укажите тематику)_____

     _____________________________________________________________

     6.10 проведение консультаций для  подростков (укажите, по каким  проблемам)__________________________________________________________________________________________________________________________

     6.11 проведение групповых занятий  с детьми и подростками (укажите  каких)_______________________________________________________________________________________________________________________________

     6.12 выявление групп риска и проведение  диагностического отслеживания  поведения детей в этих группах  (по каким качествам)___________________________________________________________________________________________________________________________

     6.13 создание групп взаимопомощи  детей и подростков, волонтерских  групп (укажите возраст и количество  детей в группах)____________________

     _____________________________________________________________

     6.14 что-то еще________________________________________________

     _____________________________________________________________

     7. Какие из используемых вами  мер профилактики являются наиболее  эффективными с вашей точки  зрения (выпишите соответствующие  номера ответов из шестого  вопроса)?_________________________________________

     _____________________________________________________________

     8. На какие положительные качества  детей с отклоняющимся от нормы  поведением вы бы посоветовали  опираться при организации воспитательной  работы?

     8.1 активность

     8.2 независимость

     8.3 упорство

     8.4 разнообразие интересов

     8.5 самостоятельность

     8.6 опыт встречи с жизненными  трудностями

     8.7 смелость

     8.8 нестандартность

     8.9 что-то еще_________________________________________________

Информация о работе Профилактика девиантного поведения