Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
3.
Блок оценки эффективности
Для оценки эффективности коррекционной работы используются отчеты родителей об изменениях в супружеских и детско-родительских отношениях.
Субъективный отчет родителей получают из дневниковых записей, проективных сочинений, самоотчетов, проективных опросов на темы: «Что дали занятия в группе нашей семье?», «Я как родитель», «Мои отношения с ребенком» и др.
К
концу занятий чаще всего происходят
большие изменения в характере
семейных отношений. Атмосфера в
семье становится более спокойной;
супруги осознают значимость родительских
ролей; отношения между супругами
улучшаются, основываются на понимании
и взаимном доверии; резко улучшаются
отношения между родителями и детьми,
исчезают многие проблемы во взаимоотношениях
между ними; происходит в целом существенная
гармонизация семейных отношений.
Приложение Г
Анкета для специалистов, работающих с детьми, имеющими девиантное поведение
Уважаемые коллеги!
Просим,
вас принять участие в
От вашего заинтересованного и искреннего участия во многом будет зависеть отработка эффективных программ по профилактике и коррекции отклоняющегося от нормы поведения молодежи, которые могут оказаться полезными и для вашей работы.
Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее даны варианты ответов. Выберите, пожалуйста, те из них, которые в наибольшей степени отражают ваше мнение, и обведите соответствующую им цифру или впишите свой вариант ответа в свободную строчку. В других вопросах предлагается оценить каждый ответ по шестибалльной системе. Обведите, пожалуйста, соответствующую цифру справа (0, 1, 2, 3, 4 или 5) в каждом ответе.
Уверены, что обращение к вашему опыту позволит сделать помощь детям более эффективной, и заранее благодарим вас за участие.
1.
Оцените, насколько
0 - совсем не встречаются
1 - встречаются очень редко
2 - встречаются редко
3 - встречаются иногда
4 - встречаются часто
5 - встречаются очень часто
1.1 нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) 0 1 2 3 4 5
1.2 побеги из дома 0 1 2 3 4 5
1.3 грубость, сквернословие 0 1 2 3 4 5
1.4 употребление алкоголя, пьянство 0 1 2 3 4 5
1.5 курение 0 1 2 3 4 5
1.6 раннее начало половой жизни 0 1 2 3 4 5
1.7 хулиганство 0 1 2 3 4 5
1.8 унижение других 0 1 2 3 4 5
1.9 воровство 0 1 2 3 4 5
1.10 неподчинение, критика взрослых 0 1 2 3 4 5
1.11 ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений 0 1 2 3 4 5
1.12.
отрицательное отношение к
1.13
драки, нанесение телесных
1.14 употребление наркотиков 0 1 2 3 4 5
1.15
что-то еще____________________
2.
С какими группами детей с
отклоняющимся от нормы
вы испытываете наибольшие трудности в работе?__________________
_________________________
Почему?__________________
3.
Какие виды отклонений в
_________________________
4.
Оцените по шестибалльной
4.1 стремление получить сильные впечатления 0 1 2 3 4 5
4.2 заболевания ребенка 0 1 2 3 4 5
4.3
повышенная возбудимость детей,
4.4
неблагополучная ситуация в
4.5
стремление к
4.6
недостаток знаний родителей
о том, как справляться с
трудными педагогическими
4.7 отставание в учебе 0 1 2 3 4 5
4.8
пренебрежение со стороны
4.9
непонимание взрослыми
4.10
недостаточная уверенность
4.11
отрицательная оценка
4.12. стрессовые жизненные ситуации 0 1 2 3 4 5
4.13
напряженная социально-
4.14
примеры насилия, жестокости, безнаказанности,
получаемые через средства
4.15
чрезмерная занятость
4.16 конфликты с родителями 0 1 2 3 4 5
4.17 обилие запретов со стороны родителей (педагогов) 0 1 2 3 4 5
4.18 постоянные нарекания, брань в семье 0 1 2 3 4 5
4.19
слабость интеллектуальной
4.20
повышенная коммуникативность
4.21
низкий уровень эмоционально-
4.22
одиночество, непонятость
4.23 излишний контроль, авторитарный стиль родителей (педагогов) 0 1 2 3 4 5
4.24
неспособность детей
4.25.
генетическая
4.26
неравномерность
4.27
что-то еще____________________
5.
Какие цели вы ставите при
организации профилактико-
_________________________
6.
Какие меры профилактики и
коррекции девиантного
6.1
разработка индивидуальных
_________________________
6.2.
включение трудных детей в
работу школьных кружков,
_________________________
6.3
включение детей в интересную,
напряженную деятельность (укажите
какую)________________________
_________________________
6.4
посещение семьи, где
6.5
проведение родительских
_________________________
6.6
обучение трудных детей по
индивидуальным планам (сколько
человек)______________________
6.7
проведение классных часов,
_________________________
6.8
индивидуальные беседы с
_________________________
6.9
проведение педагогических
_________________________
6.10
проведение консультаций для
подростков (укажите, по каким
проблемам)____________________
6.11
проведение групповых занятий
с детьми и подростками (
6.12
выявление групп риска и
6.13
создание групп взаимопомощи
детей и подростков, волонтерских
групп (укажите возраст и
_________________________
6.14
что-то еще____________________
_________________________
7.
Какие из используемых вами
мер профилактики являются
_________________________
8.
На какие положительные
8.1 активность
8.2 независимость
8.3 упорство
8.4 разнообразие интересов
8.5 самостоятельность
8.6 опыт встречи с жизненными трудностями
8.7 смелость
8.8 нестандартность
8.9
что-то еще____________________