Профилактика жестокого обращения в семье с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 132.43 Кб (Скачать файл)

- плохие взаимоотношения  ребенка с родителями, особенно  с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- ребенок долгое время  жил без родного отца;

- мать имеет хроническое  заболевание или инвалидность  и подолгу лежит в больнице;

- родители (или один из  них) являются алкоголиками, наркоманами,  токсикоманами;

- родители (или один из  них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась  сексуальному насилию.

Итак, мы рассмотрели традиционные виды и формы жестокого обращения с детьми в семье, а  так же выделили основные проявления присущие определенному виду насилия над детьми.

2.3. Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье

 

Познакомившись с основными видами семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах, необходимо обратится к особенностям поведения детей подвергающихся любым из видов насилия, а так же рассмотреть характер повреждений свидетельствующих о том, что ребенок подвергается жестокому обращению в семье [8].

  1. Распознание фактов физического насилия над ребенком

Характер  повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы  от ударов ремнем, укусов, прижигания  горячими предметами, сигаретами, располагающиеся  на лице, теле, конечностях;

- ожоги горячими жидкостями  кистей и ног в виде перчатки  или носка (от погружения в  горячую воду), а также на ягодицах;

- повреждения и переломы  костей, припухлость и болезненность  суставов;

- выбитые и расшатанные  зубы, разрывы или порезы во  рту, на губах;

- участки облысения, кровоподтеки  на голове;

- повреждения внутренних  органов;

- "синдром сотрясения" у грудных детей.

На  случайный характер травм указывает:

- множественность повреждений,  различная степень давности (свежие  и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера  повреждений и объяснений, которые  дают взрослые;

- наличие других признаков  жестокого обращения (отставание  в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

- появление травм после  выходных и праздничных дней.

 

Возрастная  специфика:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей  или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и  травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

- противоречивые, путаные  объяснения причин травм у  детей;

- обвинение в травмах  самого ребенка;

- позднее обращение или  не обращение за медицинской помощью;

- отсутствие эмоциональной  поддержки и ласки в обращении  с ребенком;

- неспровоцированная агрессия  по отношению к персоналу;

- большее внимание собственным  проблемам, нежели имеющимся у  ребенка повреждениям [10, с. 63].

  1. Распознание фактов моральной жестокости по отношению к ребенку

Внешние проявления:

- утомленный сонный вид,  бледное лицо, опухшие веки;

- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

- одежда неряшливая, не  соответствует сезону и размеру  ребенка;

- нечистоплотность, несвежий  запах.

Физические  признаки:

- отставание в весе  и росте от сверстников;

- педикулез, чесотка;

- запущенный кариес;

- отсутствие надлежащих  прививок;

- задержка речевого и  психического развития.

Особенности поведения детей:

- постоянный голод и  жажда: может красть пищу, рыться  в отбросах;

- неумение играть;

- постоянный поиск внимания/участия;

- частые пропуски школьных  занятий;

- крайности поведения:  инфантилен или принимает роль  взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

- склонность к поджогам, жестокость к животным [10, с. 56].

  1. Распознание фактов эмоционального (психологического) насилия.

Физические  признаки:

- задержка психического развития;

- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- эмоциональные нарушения  в виде агрессии, гнева (часто  обращенных против самого себя), подавленное состояние;

- избыточная потребность  во внимании;

- депрессия, попытки суицида;

- неумение общаться со  сверстниками (заискивающее поведение,  чрезмерная уступчивость или агрессивность);

- ложь, воровство;

- нервно-психические и  психосоматические заболевания:  неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастная  специфика:

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

Группы  риска детей по эмоциональному насилию:

- дети от нежеланной  беременности, похожие на нелюбимых  родственников жены или мужа;

- дети раннего возраста;

- дети-инвалиды, дети с  наследственными заболеваниями  или другими особенностями;

- дети из семей с  деспотичным, авторитарным, контролирующим  стилем воспитания и взаимоотношений;

- дети из семей, где  внутрисемейное насилие является  стилем жизни;

- дети, родители (или один  из родителей) которых употребляют  алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

- дети, в семье которых  много социально-экономических и  психологических проблем [10, с. 72]

Особенности поведения взрослых, совершающих  эмоциональное насилие:

- не утешают ребенка,  когда тот в этом нуждается;

- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

- сравнивают с другими  детьми не в его пользу, постоянно  сверхкритично относятся к нему;

- обвиняют его во всех  своих неудачах, делают из ребенка  "козла отпущения" и пр.

  1. Распознание фактов сексуального насилия над ребенком.

Характер  травм и заболеваний:

- повреждения генитальной,  анальной областей, в том числе  нарушение целостности девственной  плевы;

- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов,  бедер;

- наличие заболевания,  передающегося половым путем;

- беременность;

- недержание кала, энурез;

- нервно-психические расстройства;

- психосоматические расстройства. 

2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье

 

Многие дети, которые подвергались жестокому обращению в детстве, уже во взрослой жизни они начинают жестоко обращаться и со своими детьми. Более того, такие дети могут начать совершать очень жестокие преступления, например многие заключенные, подвергались жестокому обращению в семье.

Обратимся к основным причинам жестокого обращения с детьми

Российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:

1. исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, несопоставимые с зарубежными странами. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, например, в сельских семьях сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;

2. разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности;

3. социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в том числе на детей и стариков;

4. неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации, отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;

5. вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.

6. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

Таким образом, в целом можно выделить четыре теории возникновения причин семейного насилия над детьми.

  1. Сторонники социологической модели подчеркивают влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства.
  2. Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.
  3. С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством.
  4. Принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

На этом фоне логичным представляется утверждение некоторых зарубежных ученых (Р. Джиллес, М. Страус) об отсутствии единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины домашнего насилия, поскольку специалисты исходят из собственных профессиональных убеждений.

Поэтому насилие можно  трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием

а) личностных особенностей родителей и ребенка;

б) внутрисемейных процессов;

в) социально-экономических  условий.

Рассмотрев основные причины  жестокого обращения, важно обратится  к последствиям жестокого обращения над детьми в семье.

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым  разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми:

Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми