Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, для специалиста являются:
Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы.
В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. По поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования.
В группу специалистов входят:
а) педагоги учреждения образования
б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.)
в) инспектор по делам несовершеннолетних
г) медицинский работник
составляется индивидуальный план помощи
пострадавшему и
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка.
В рамках утвержденного
Только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются «карательные» меры.
Методические рекомендации для родителей, чьи дети подвергались жестокому обращению с их стороны, для того чтобы избежать повторения случаев насилия
1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал о жестоком обращении со стороны одного из родителей, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию со стороны одного из родителей в семье.
1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
5. Помогите определить основную трудность, проблему.
6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
7. Способствуйте повышению самооценки.
8. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
9. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
10. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
Оказание помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению в семье
Работа по профилактике жестокого обращения с детьми и несовершеннолетними — одно из важнейших направлений постоянной работы муниципальных социальных центров для молодежи.
Для оперативного оказания помощи детям, подвергшимся жестокому обращению разработан порядок действия всех заинтересованных служб: от социальных педагогов, работающих в подростково-молодежных клубах по месту жительства, до органов внутренних дел. Если специалисты социальных центров работают с детьми, организовывая патронат и психологическую помощь ребенку, то сотрудники полиции пристальное внимание обращают на семью, вплоть до привлечения виновных родителей к административному наказанию и изъятию детей из семьи.
Дальнейшие действия специалистов муниципальных социальных центров для молодежи, в случае подтверждения фактов насилия над детьми, определяются решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о профилактических действиях в отношении несовершеннолетнего. В работе задействуются все системы профилактики — полиция, здравоохранение, образование, социальные центры, органы опеки и попечительства и другие.
Профилактические мероприятия включают следующие виды реабилитации:
- медико-педагогическая — лечебные мероприятия, консультативная помощь;
- психолого-педагогическая — психолого-педагогическая коррекция с несовершеннолетним; социально-бытовое обследование семьи;
- социально-правовая — осуществление контроля по соблюдению законов и норм поведения;
- социально-трудовая — оказание мер социальной поддержки, содействие в организации досуга и (или) трудоустройстве несовершеннолетнего.
Работает служба экстренного реагирования, куда можно сообщить о жестоком обращении с несовершеннолетними по телефону.
При подтверждении заявления по названному адресу выезжает бригада, состоящая из сотрудников УВД, специалистов медико-социальной помощи с целью изъятия ребенка из семьи.
Специалисты подростково-молодежных клубов по месту жительства и муниципальных социальных центров для молодежи регулярно проводят беседы с подростками на тему «Правила поведения в критической ситуации, анонимные службы помощи». В ходе беседы обсуждаются способы предотвращения жестокого обращения и возможности получения помощи:
- правила бесконфликтного общения со сверстниками;
- жестокое обращение в семье;
- работа телефона доверия;
- медико-социальная помощь на базе детских городских поликлиник города;
- консультативная помощь психолога на базе школ и муниципальных социальных центров для молодежи;
- работа отделов по делам несовершеннолетних при УВД.
С целью выявления детей,
в отношении которых
В заключении еще раз отметим, что существуют основные рекомендации для специалистов, которые столкнулись с признаками жестокого обращения с ребенком в семье, для родителей, чьи дети подвергаются жестокому обращению со стороны двух родителей (одного из них), так же для детей, которые подвергаются жестокому обращению в семье.
Вывод по третей главе
В целом решение проблем жестокого обращения невозможно без четко
организованного взаимодействия медицинского персонала, юристов,
педагогов, психологов и работников социальной сферы.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг.
Поддержание социального
функционирования может обеспечиваться
социально-психологической
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп детского населения. Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие ребенком.
Одной из форм социальной работы с детьми, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Социологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесение до ребенка, его юридических прав.
Непосредственно помощь детям, подвергшимся насилию оказывают центры социального обслуживания населения. Кроме того, непосредственное участие в помощи жертвам насилия принимают Центры социальной помощи семье и детям.
Разработанная система мероприятий и рекомендаций для специалистов социальных служб и родителей, чьи дети подвергаются жестокому обращению в семье, при четком контроле и взаимодействии всех социальных сфер поможет в решении проблемы жестокого обращения с детьми в семье.
Заключение
В настоящее время глобальной
проблемой во всем мире стало жестокое
обращение с детьми родителей
и иных взрослых, их вербальная агрессия,
сексуальное, эмоциональное или
физическое насилие над
В нашей стране ситуацию усугубляет то, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, вся социокультурная жизнь подрастающего поколения.
Отличительной чертой насилия в отношении несовершеннолетних является его стремление к эскалации при отсутствии реакции и противодействия. Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.
В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб.
Однако зачастую усилия по
созданию эффективной системы
- ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность;
- отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы;
- игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей;
- отсутствие законодательных
норм и правоприменительной
- несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего;
- отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящее к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.
Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых, лично мало, кто заинтересован.
Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.
Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми