Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Содержание

Введение………………….……………………...…………………………….…..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..……………………………………5

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14

Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...

2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………

2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...

2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..

Заключение……………………..……..…………..……………………………...


Список литературы………………....…………...…………………….…………


Приложения…………………..………………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

 

 Наиболее эффективными педагогическими  приемами в работе с младшими  школьниками с отклонениями в  развитии оказались следующие:  чуткое, внимательное, доверительное  от­ношение к ребенку, укрепление  у него веры в себя, в свои  силы, опора на положительные  качества личности, переключение  школьника на увлекательное, полезное  дело. В отдельных случаям при  разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к  первой группе испытуемых школьников  применялся педагогический метод  «взрыва». (38, 253-256.) Результативность  этого метода определяется уровнем  развития ребенка, его индивидуальными  особенностями, степенью педагогической  запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью  и другими факторами.

 

 В ходе индивидуальной работы  с трудновоспитуемыми младшими, школьниками была сделана попытка  определить наиболее важные условия  их перевоспитания. Они заключаются  в глубоком, всестороннем знании  личности трудновоспитуемого школьника,  установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога  с ребенком, в стимулировании  жизнедеятельности ребенка через  систему перспективных заданий,  налаживании правильных взаимоотношений  школьника с коллективом, вовлечении  его в общественно полезную  деятельность с учетом интересов,  склонностей и стремлений, в систематическом  одобрении положительных проявлений  ученика.

 

 Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в  поведении младших школьников  протекает наиболее успешно при  сочетании убеждений с упражнениями  детей в правильных действиях  и поступках. Индивидуальный подход  к школьнику осуществлялся в  процессе целенаправленных индивидуальных  бесед педагога с ребенком. Педагогически  целесообразными оказались и  групповые беседы: «Как себя вести?»,  «О культуре общения», «Я учусь  владеть собой». Эти беседы вошли  в коррекционно-развивающую программу,  которая была составлена нами  по результатам диагностики и  анализа ситуации. (См. приложение)

 

 Выбор тематики бесед обусловлен  основными причинами трудновоспитуемости  школьников: недостатками семейного  воспитания и психологическими  особенностями возраста. Характер  ребенка только складывается  и имеет некоторые особенности:  склонность незамедлительно действовать  под влиянием непосредственных  импульсов. Происходит функциональное  совершенствование мозга, постепенно  изменяются процессов возбуждения  и торможения: процесс торможения  становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс  возбуждения, и младшие школьники  в высокой степени возбудимы.

 

 Беседы были представлены  в виде разнообразных оценочных  ситуаций, раскрывающих те или  иные недостатки в поведении  школьника. Они вызывали определенный  интерес и активность у детей.  Создавались естественные и педагогически  продуманные ситуации, условия и  обстоятельства, которые заставляли  ребенка активно думать, принимать  этические решения, накапливать  положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий  в сочетании с высоким педагогическим  мастерством учителя приводит  к положительным результатам  в перевоспитании младшего школьника.

 

 Преодоление отклонений в  поведении детей второй группы  требовало больше времени и  усилий. В работе с ними, ведущим  средством является целенаправленное  включение ребенка в различные  виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного  нравственного опыта, разрушению  отрицательных привычек. Не менее  важно налаживание педагогически  целесообразного контроля за  поведением школьника со стороны  родителей и учителей.

 

 В работе с третьей группой  школьников на первое место  выступают разъяснение и убеждение,  направленные на обнажение отрицательных  черт их поведения, и соответствующие  упражнения в правильных действиях  и поступках. Выполнение режима  дня, единство требований к  ребенку со стороны учителей  и родителей обеспечивают положительный  исход в его перевоспитании.

 

 В результате исследования  можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в  поведении и нравственном развития  нуждаются в специальных педагогических  воздействиях, предусматривающих коррекцию  их поведения.

 

Заключение

 

 

 Кардинальные перемены, переживаемые  нашим обществом во всех сферах  политической и социально-экономической  жизни, не могут не распространяться  на превентивную и пенитенциарную  практику в области предупреждения  и коррекции отклоняющегося поведения  детей и подростков. Содержание  перестройки воспитательно-профилактической  системы, прежде всего, определяется  тем, что существовавшая ранее  «карательная» профилактика, основанная  на мерах социального контроля, общественно административного  и уголовного наказания, должна  быть заменена на охранно-защитную  профилактику, представленную комплексом  мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической  поддержки и помощи семье, детям,  подросткам, юношеству.

 

 Государство располагает разнообразными  средствами реализации политики  предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое  сдерживание, криминологическая  профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

 

 Достижение желаемого эффекта  в профилактике правонарушений  и рецидивной преступности, несовершеннолетних  возможно лишь при условии  привлечения к воспитательной  работе с ними педагогов-профессионалов.

 

 Анализ материалов исследования  показал, что причинами отклонений  в поведении младших школьников  являются: педагогическая неграмотность  родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью родителей, отрицательный  пример родителей, или аморальное  поведение, нарушение структуры  семьи.

 

 Это приводит к возникновению  у детей неправильных представлений,  привычек, потребностей.

 

 Наиболее эффективными педагогическими  приемами, используемыми в нашей  опытно – экспериментальной работе  являются: чуткое, внимательное, доверительное  отношение к ребенку, укрепление  у него веры в себя, в свои  силы, опора на положительные  качества личности.

 

 

 Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в  поведении младших школьников  протекает наиболее успешно при  сочетании убеждений с упражнениями  детей в правильных действиях  и поступках.

 

 В результате исследования  можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в  поведении и нравственном развитии  нуждаются в специальных педагогических  воздействиях, предусматривающих коррекцию  их поведения.

 

 Следовательно, преодоление  отклонений в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно  начинать в первые годы их  обучения в школе. В связи  с этим необходима специальная  коррекционная и профилактическая  работа педагогов с данной  категорией детей.

 

 

 

Список литературы

 

 

 Алемаскин М.А. Воспитательная  работа с подростками. – М.: Знание, 1979.

 

 Антонян Ю.М. Социальная среда  и формирование личности преступника  (неблагоприятные влияния на личность  в микросреде). – М., 1975.

 

 Арзуманян С.Д. Микросреда  и отклонения социального поведения  детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.

 

 Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая  характеристика возрастных параметров  правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные  особенности и проблемы правовой  ответственности. – М., 1994.

 

 Баженов В. Профилактическая  работа с несовершеннолетними  правонарушителями. – М., 1994.

 

 Башкатов И.П. Социально-психологические  методы изучения личности и  групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.

 

 Башкатов И.П. Социально-психологические  особенности развития криминогенных  групп подростков // Психология и  профилактика асоциального поведения  несовершеннолетних / Под ред. С.А.  Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.

 

 Беличева С.А. Парадоксы превентивной  теории и практики // Психологический  журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.

 

 Беличева С.А. Основы превентивной  психологии. – М., 1993.

 

 Белкин А.С. Отклонения в  поведении школьников. Свердловск, 1973.

 

 Бестужев-Лада И.В. Факторы  риска. – М., 1989.

 

 Богданова О.С. Роль нравственных  норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.

 

 Божович Л.Я. Личность и  ее формирование в детском  возрасте. – М., 1968.

 

 Борьба с групповыми правонарушениями  несовершеннолетних / Под ред. И.П.  Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.

 

 Букин В.Р. Научно-технологический  процесс и психология ведущего. – Л., 1973.

 

 Вигх Й. Некоторые вопросы  предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные  особенности и проблемы правовой  ответственности: Сб. науч. Тр./Отв.  Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.

 

 Ветров Н.И. Профилактика  правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

 

 Волков Б.С. Детерминистическая  природа преступного поведения.  – Каз., 1985.

 

 Данилин Е.М. Использование  системы А.С. Макаренко в деятельности  ВТК. – М., 1991.

 

 Долгова А.И. Социально-психологические  аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.

 

 Драгунова Г.О. Психология  подростка. – М., 1987.

 

 Жигарев Е.С. Криминологическая  характеристика несовершеннолетних  и организация их правового  воспитания. – М., 1990.

 

 Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная  работа с трудными учащимися.  – М., 1982.

 

 Игошев К.Е. Преступность  и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк.  – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.

 

 Игошев К.Е. Психология преступных  проявлений среди молодежи. –  М., 1982.

 

 Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные  аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.

 

 Калмыкова З. Проблемы преодоления  неуспеваемости глазами психолога. 1982.

 

 Карелова Г. Пусть будут  счастливы дети России.// Российская  газета, 1997, 23 Окт.

 

 Карпец И.И. Преступное общество. – М., 1974.

 

 Кле М. Психология подростка.  – М.:Педагогика, 1991.

 

 Колесов Д.В. Предупреждение  вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.

 

 Кочетов А.И., Верницкая Н.Н.  Работа с трудными детьми. –  М.: Просвещение, 1986.

 

 Криминология. – М., 2000.

 

 Крутецкий В.А. Психология  обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

 

 Кудрявцев В.Н., Миньковский  Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения  преступности. – М., 1989.

 

 Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая  характеристика антиобщественного  поведения – В кн.: Методологические  проблемы социальной психологии. – М., 1985.

 

 Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие  особенности несовершеннолетних  правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.

 

 Макаренко А.С. Сочинения  в 7 томах. – М., 1989.

 

 Миллз Т.М. О социологии  малых групп. – Американская  социология. – М., 1975.

 

 Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические  проблемы). – М., 1975.

 

 Мясищев В.Н. Трудные дети  в массовой школе. – Д., 1993.

 

 Новоселова А.С. Специфика  воспитательной работы с педагогически  запущенными подростками. – Пермь:  ПГПИ, 1982.

 

 Нравственное развитие младших  школьников в процессе воспитания. – М., 1987.

 

 Овчарова Р.В. Практическая  психология в начальной школе.  – М., 1998.

 

 Овчарова Р.В. Технологии  практического психолога образования.  – М., 2000.

 

 Семенов В.Д. Педагогика среды.  – Екатеринбург, 1993.

 

 Социально-психологические, социально-педагогические  и индивидуально-личностные проблемы  профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и  др. – М., 1980.

Информация о работе Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей