Наиболее эффективными педагогическими
приемами в работе с младшими
школьниками с отклонениями в
развитии оказались следующие:
чуткое, внимательное, доверительное
отношение к ребенку, укрепление
у него веры в себя, в свои
силы, опора на положительные
качества личности, переключение
школьника на увлекательное, полезное
дело. В отдельных случаям при
разрушении таких качеств личности,
как эгоизм, или таких привычек,
как воровство, драчливость, к
первой группе испытуемых школьников
применялся педагогический метод
«взрыва». (38, 253-256.) Результативность
этого метода определяется уровнем
развития ребенка, его индивидуальными
особенностями, степенью педагогической
запущенности, психическим состоянием,
эмоциональной восприимчивостью
и другими факторами.
В ходе индивидуальной работы
с трудновоспитуемыми младшими,
школьниками была сделана попытка
определить наиболее важные условия
их перевоспитания. Они заключаются
в глубоком, всестороннем знании
личности трудновоспитуемого школьника,
установлении тесного контакта,
доверия и взаимопонимания педагога
с ребенком, в стимулировании
жизнедеятельности ребенка через
систему перспективных заданий,
налаживании правильных взаимоотношений
школьника с коллективом, вовлечении
его в общественно полезную
деятельность с учетом интересов,
склонностей и стремлений, в систематическом
одобрении положительных проявлений
ученика.
Материалы исследования показали,
что преодоление отклонений в
поведении младших школьников
протекает наиболее успешно при
сочетании убеждений с упражнениями
детей в правильных действиях
и поступках. Индивидуальный подход
к школьнику осуществлялся в
процессе целенаправленных индивидуальных
бесед педагога с ребенком. Педагогически
целесообразными оказались и
групповые беседы: «Как себя вести?»,
«О культуре общения», «Я учусь
владеть собой». Эти беседы вошли
в коррекционно-развивающую программу,
которая была составлена нами
по результатам диагностики и
анализа ситуации. (См. приложение)
Выбор тематики бесед обусловлен
основными причинами трудновоспитуемости
школьников: недостатками семейного
воспитания и психологическими
особенностями возраста. Характер
ребенка только складывается
и имеет некоторые особенности:
склонность незамедлительно действовать
под влиянием непосредственных
импульсов. Происходит функциональное
совершенствование мозга, постепенно
изменяются процессов возбуждения
и торможения: процесс торможения
становится более сильным, но,
по-прежнему, преобладает процесс
возбуждения, и младшие школьники
в высокой степени возбудимы.
Беседы были представлены
в виде разнообразных оценочных
ситуаций, раскрывающих те или
иные недостатки в поведении
школьника. Они вызывали определенный
интерес и активность у детей.
Создавались естественные и педагогически
продуманные ситуации, условия и
обстоятельства, которые заставляли
ребенка активно думать, принимать
этические решения, накапливать
положительный нравственный опыт.
Соблюдение названных условий
в сочетании с высоким педагогическим
мастерством учителя приводит
к положительным результатам
в перевоспитании младшего школьника.
Преодоление отклонений в
поведении детей второй группы
требовало больше времени и
усилий. В работе с ними, ведущим
средством является целенаправленное
включение ребенка в различные
виды общественно полезной деятельности,
способствующие накоплению положительного
нравственного опыта, разрушению
отрицательных привычек. Не менее
важно налаживание педагогически
целесообразного контроля за
поведением школьника со стороны
родителей и учителей.
В работе с третьей группой
школьников на первое место
выступают разъяснение и убеждение,
направленные на обнажение отрицательных
черт их поведения, и соответствующие
упражнения в правильных действиях
и поступках. Выполнение режима
дня, единство требований к
ребенку со стороны учителей
и родителей обеспечивают положительный
исход в его перевоспитании.
В результате исследования
можно сделать вывод, что младшие
школьники с отклонениями в
поведении и нравственном развития
нуждаются в специальных педагогических
воздействиях, предусматривающих коррекцию
их поведения.
Заключение
Кардинальные перемены, переживаемые
нашим обществом во всех сферах
политической и социально-экономической
жизни, не могут не распространяться
на превентивную и пенитенциарную
практику в области предупреждения
и коррекции отклоняющегося поведения
детей и подростков. Содержание
перестройки воспитательно-профилактической
системы, прежде всего, определяется
тем, что существовавшая ранее
«карательная» профилактика, основанная
на мерах социального контроля,
общественно административного
и уголовного наказания, должна
быть заменена на охранно-защитную
профилактику, представленную комплексом
мер адекватной социально-правовой,
медико-технологической и социально-педагогической
поддержки и помощи семье, детям,
подросткам, юношеству.
Государство располагает разнообразными
средствами реализации политики
предупреждения преступности несовершеннолетних.
К их числу могут быть отнесены:
социальная профилактика, правовое
сдерживание, криминологическая
профилактика, виктимологическая профилактика,
правовое предупреждение и др.
Достижение желаемого эффекта
в профилактике правонарушений
и рецидивной преступности, несовершеннолетних
возможно лишь при условии
привлечения к воспитательной
работе с ними педагогов-профессионалов.
Анализ материалов исследования
показал, что причинами отклонений
в поведении младших школьников
являются: педагогическая неграмотность
родителей, безнадзорность, вызванная
занятостью родителей, отрицательный
пример родителей, или аморальное
поведение, нарушение структуры
семьи.
Это приводит к возникновению
у детей неправильных представлений,
привычек, потребностей.
Наиболее эффективными педагогическими
приемами, используемыми в нашей
опытно – экспериментальной работе
являются: чуткое, внимательное, доверительное
отношение к ребенку, укрепление
у него веры в себя, в свои
силы, опора на положительные
качества личности.
Материалы исследования показали,
что преодоление отклонений в
поведении младших школьников
протекает наиболее успешно при
сочетании убеждений с упражнениями
детей в правильных действиях
и поступках.
В результате исследования
можно сделать вывод, что младшие
школьники с отклонениями в
поведении и нравственном развитии
нуждаются в специальных педагогических
воздействиях, предусматривающих коррекцию
их поведения.
Следовательно, преодоление
отклонений в поведении младших
школьников целесообразно и правомерно
начинать в первые годы их
обучения в школе. В связи
с этим необходима специальная
коррекционная и профилактическая
работа педагогов с данной
категорией детей.
Список литературы
Алемаскин М.А. Воспитательная
работа с подростками. – М.:
Знание, 1979.
Антонян Ю.М. Социальная среда
и формирование личности преступника
(неблагоприятные влияния на личность
в микросреде). – М., 1975.
Арзуманян С.Д. Микросреда
и отклонения социального поведения
детей и подростков. – Ереван:
Луйс, 1980.
Арсеньева М.И., Ермаков В.Д.,
Понкратов В.В. Криминологическая
характеристика возрастных параметров
правовой ответственности несовершеннолетних.
// Несовершеннолетние: их возрастные
особенности и проблемы правовой
ответственности. – М., 1994.
Баженов В. Профилактическая
работа с несовершеннолетними
правонарушителями. – М., 1994.
Башкатов И.П. Социально-психологические
методы изучения личности и
групп несовершеннолетних осужденных.
– М., 1986.
Башкатов И.П. Социально-психологические
особенности развития криминогенных
групп подростков // Психология и
профилактика асоциального поведения
несовершеннолетних / Под ред. С.А.
Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
Беличева С.А. Парадоксы превентивной
теории и практики // Психологический
журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. – М., 1993.
Белкин А.С. Отклонения в
поведении школьников. Свердловск,
1973.
Бестужев-Лада И.В. Факторы
риска. – М., 1989.
Богданова О.С. Роль нравственных
норм в поведении младших школьников.
– «Советская педагогика», 1973.
Божович Л.Я. Личность и
ее формирование в детском
возрасте. – М., 1968.
Борьба с групповыми правонарушениями
несовершеннолетних / Под ред. И.П.
Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.
Букин В.Р. Научно-технологический
процесс и психология ведущего.
– Л., 1973.
Вигх Й. Некоторые вопросы
предупреждения преступности несовершеннолетних.
// Несовершеннолетние: их возрастные
особенности и проблемы правовой
ответственности: Сб. науч. Тр./Отв.
Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.
Ветров Н.И. Профилактика
правонарушений среди молодежи.
– М., 1986.
Волков Б.С. Детерминистическая
природа преступного поведения.
– Каз., 1985.
Данилин Е.М. Использование
системы А.С. Макаренко в деятельности
ВТК. – М., 1991.
Долгова А.И. Социально-психологические
аспекты преступности несовершеннолетних.
– М.: Юрид. лит., 1981.
Драгунова Г.О. Психология
подростка. – М., 1987.
Жигарев Е.С. Криминологическая
характеристика несовершеннолетних
и организация их правового
воспитания. – М., 1990.
Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная
работа с трудными учащимися.
– М., 1982.
Игошев К.Е. Преступность
и ответственность несовершеннолетних:
Социально-психологический очерк.
– Свердловск: Средне-Уральск. кн.
изд-во, 1973.
Игошев К.Е. Психология преступных
проявлений среди молодежи. –
М., 1982.
Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные
аспекты предупреждения правонарушений.
– М.: Юрид. Лит., 1980.
Калмыкова З. Проблемы преодоления
неуспеваемости глазами психолога.
1982.
Карелова Г. Пусть будут
счастливы дети России.// Российская
газета, 1997, 23 Окт.
Карпец И.И. Преступное общество.
– М., 1974.
Кле М. Психология подростка.
– М.:Педагогика, 1991.
Колесов Д.В. Предупреждение
вредных привычек у школьников.
– М.:Педагогика,1982.
Кочетов А.И., Верницкая Н.Н.
Работа с трудными детьми. –
М.: Просвещение, 1986.
Криминология. – М., 2000.
Крутецкий В.А. Психология
обучения и воспитания школьников.
– М., 1976.
Кудрявцев В.Н., Миньковский
Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения
преступности. – М., 1989.
Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая
характеристика антиобщественного
поведения – В кн.: Методологические
проблемы социальной психологии.
– М., 1985.
Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие
особенности несовершеннолетних
правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс.
– Л., 1981.
Макаренко А.С. Сочинения
в 7 томах. – М., 1989.
Миллз Т.М. О социологии
малых групп. – Американская
социология. – М., 1975.
Момов В. Человек, мораль,
воспитание (Теоретико-методологические
проблемы). – М., 1975.
Мясищев В.Н. Трудные дети
в массовой школе. – Д., 1993.
Новоселова А.С. Специфика
воспитательной работы с педагогически
запущенными подростками. – Пермь:
ПГПИ, 1982.
Нравственное развитие младших
школьников в процессе воспитания.
– М., 1987.
Овчарова Р.В. Практическая
психология в начальной школе.
– М., 1998.
Овчарова Р.В. Технологии
практического психолога образования.
– М., 2000.
Семенов В.Д. Педагогика среды.
– Екатеринбург, 1993.
Социально-психологические, социально-педагогические
и индивидуально-личностные проблемы
профилактики правонарушений несовершеннолетних
/ Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и
др. – М., 1980.