Утрата положительных мотивов
учения, которая возникает как
результат противоречий между
возможностями ребенка и требованиями
учителя, является первым показателем
неблагополучия в процессе социализации
личности школьника и, как правило,
влечет за собой все новые
и новые осложнения, результатом
которых является постепенное,
но неуклонное отторжение ученика
от жизни класса. Именно неуспеваемость
и "отсев" трудновоспитуемых
учеников из школы составляют
самые важные проблемы криминологического
характера в области школьного
воспитания.
В силу этого к наиболее
эффективным мерам предупреждения
трудновоспитуемости в начальных
классах следует отнести прежде
всего те, которые снимают напряженность
ребенка в классе, помогают ему
успешно включиться в систему
связей и отношений, предложенную
школой, открывают реально приемлемые
для ребенка пути социальной
адаптации.
Итак, начальный период обучения
в школе предоставляет поистине
неисчерпаемые возможности для
плодотворного влияния на личность
каждого ученика. И если исходить
из того, что все учителя начальных
классов имеют соответствующую
профессиональную подготовку, высокий
уровень нравственно-культурного
развития и обладают необходимыми
педагогу качествами личности, то
можно предположить, что трудности
воспитательного воздействия на
детей младших классов сопряжены
главным образом с необходимостью
дифференцированного подхода к
ученикам и их родителям, с
правильной оценкой направленности
воспитательного влияния семьи.
И действительно, для того чтобы
успешно осуществлять предупредительную
функцию, социальному педагогу
надо обеспечить индивидуальную
работу в пределах, по крайне
мере, трех подгрупп учащихся: которые
не имеют отклонений в системе
отношений; имеют некоторые отклонения
в отдельных видах отношений
на фоне общего положительного
отношения к действительности; имеют
довольно устойчивые отклонения
в одном, некоторых или всех
видах отношений, т.е. находятся
на стадии значительной педагогической
запущенности (трудновоспитуемости).
Обобщение передовой педагогической
практики показывают, что детей,
относящихся к третьей группе,
среди учеников общеобразовательных
школ немного, бывают они далеко
не в каждом классе. Наиболее
распространенная ошибка недостаточно
опытных учителей зачастую и
состоит в том, что они ошибочно
относят к третьей группе трудновоспитуемых
всех учеников, у которых при
общей положительной ориентации
проявляются лишь отдельные неустойчивые
признаки отклоняющегося поведения.
С учетом приведенной классификации
работа по профилактике трудновоспитуемости
в начальных классах представляет
собой комплекс взаимосвязанных
мер педагогического характера
по предотвращению проявлению
любых отклонений в поведении
детей (общая профилактика) и преодолении
уже сформировавшегося у отдельных
детей неприемлемого в нашем
обществе отношения к людям,
своим обязанностям. Оптимальные
условия для предупреждения и
преодоления педагогической запущенности
создаются лишь там, где семья,
школа выступают как единое
целостное образование неделимо
от воспитательной среды предъявляют
к нему единые требования, руководствуются
едиными критериями при оценке
способностей и достижения школьника.
Однако такое единодушие
учителя, родителей и представителей
общественности не достигается
стихийно.
Усложнение учебных программ,
повышение ответственности учителя,
уровень воспитанности каждого
ребенка, функционирование широкой
сети групп и даже школ продленного
или полного дня значительно
расширив содержательную сторону
контактов учителя с учеником
и его родителями повысило
требовательность школы к воспитательному
влиянию семьи. В тоже время,
в порядке обратной связи отмечается
общая тенденция повышения требовательности
родителей к школе и учителю,
которая в начальных классах
конкретизируется в ожидании
от ребенка высокой успеваемости.
Родители дошкольников младших
школьников, как правило, еще не
видят пробелов в воспитании
своих детей. В силу этого,
для них часто бывают неожиданными,
и всегда неприятными любые
нарекания учителя на ребенка,
и это нередко порождает напряженность
в отношениях семьи и школы.
Недовольство учителем, недоверие
к нему, постоянная ревизия его
указаний и оценок, как и равнодушие
родителей к этим вопросам, непременно
передаются детям, подрывают авторитет
учителя и, таким образом, разрушают
ту устойчивую отправную платформу
воспитания, какой служит безусловное
уважение ребенка взрослым. И,
по-видимому, среди причин ранней эмансипации
некоторых детей немаловажную роль играют
недостаточно организованные взаимоотношения
семьи и школы.
Вместе с тем, учителям
все еще приходится встречаться
с родителями, которые придерживаются
в вопросах воспитания старых
домостроевских взглядов. Такое
влияние некоторые родители стараются
распространить и на школу,
что осложняет взаимоотношения
семьи и школы, наносит ущерб
общественному воспитанию школьников.
Нередко причиной несложившихся
между семьей и школой отношений
становится учитель. Неумение
или нежелание организовать педагогически
целесообразные отношения с семьями
своих воспитанников свидетельствуют
о низкой педагогической и
этической культуре педагога
и одновременно являются одной
из причин формирования антиобщественного
поведения школьника. Эффективность
и качество профилактической
работы учителя определяется
не количеством посещений семей,
вызовов родителей в школу
или нотаций ребенку, а умением
правильно оценить конкретную
воспитательную ситуацию и придать
ей педагогическую целесообразность.
Поскольку правильные отношения
учителя с семьями воспитанников
являются непременным условием
успешной работы по ранней
профилактике трудновоспитуемости,
организация таких отношений
должна стать объектом осознанной
и целенаправленной деятельности
учителя, основанной, на объективных
данных о возможностях и особенностях
воспитательного влияния каждой
семьи, а также на умении
организовать дифференцированный
подход к семьям и учащимся.
Надежной основой взаимодействия
семьи, школы и общественности
является гарантированное государством
единство целей и задач семейного
и общественного воспитания. Все
родители мечтают видеть своих
детей всесторонне и гармонично
развитыми, физически и духовно
совершенными людьми.
Учителю, как правило, не
приходится корректировать общие
задачи семейного воспитания. Но,
в то же время, он постоянно
сталкивается с фактами, которые
свидетельствуют о неумении многих
родителей ставить и решать
конкретные воспитательные задачи
и находить наиболее рациональные
средства их осуществления. Именно
в этих вопросах семьи больше
всего нуждаются в дифференцированной
помощи педагога. При этом, учителю
нужно учесть ряд объективных
показателей, среди которых первостепенное
значение имеет образовательный
и непосредственно связанный
с ним культурно-этический уровень
семьи, отношение родителей к
своим общественным обязанностям,
взаимоотношения взрослых членов
семьи, их отношение к ребенку
и характер требований к школе.
Возможны случаи, когда родители,
которые не интересуются школьными
делами своих детей, считают,
что за все несет ответственность
учитель, и уже этим настраивают
своих детей против школы. Такая
позиция родителей, к сожалению,
нередко наблюдается даже в
полных, внешне нормальных семьях,
где отец и мать, всецело отдаваясь
работе, своеобразно понимают возрастание
роли школы в формировании
личности ребенка и передают
учителю вместе с детьми все
свои обязанности по их воспитанию.
Но наиболее типична конфликтная
ситуация в неблагополучных семьях,
где родители пьянствуют, ведут
аморальный антиобщественный образ
жизни. Задачи учителя здесь
значительно сложнее. Это, во-первых,
обеспечить компенсацию недостатков
семейного воспитания, т.е. тонко
понять ребенка и постараться
дать ему в школе все то,
чего он лишен дома, и, во-вторых,
совместно с родительским активом
школы принять меры к оздоровлению
воспитательной ситуации в семье.
В тех случаях, когда это
невозможно, необходимо добиться
своевременной изоляции ребенка
от родителей — помещения его
в школу-интернат, а в необходимых
случаях, через соответствующие
органы возбудить вопрос о
лишении родителей их прав
на ребенка.
Таким образом, ведущим принципом
работы по предупреждению и
преодолению трудновоспитуемости
среди учащихся начальных классах
является принцип комплексного
воздействия непосредственно на
ребенка и на его микросоциальное
окружение, прежде всего на
семью. Установление подлинного
единства взаимодействия семьи
и школы в понимании конкретных,
продиктованных данным этапом
жизни ребенка задач воспитания,
выделение единых критериев оценки
достижений и методов воспитания
обеспечивает устранение первопричины
отклонения в поведении школьников.
Решение этой задачи возможно
лишь на основе дифференцированного
подхода к работе с детьми
и их родителями при правильной
оценке системы отношений каждого
ученика, а также особенностей
направленности воспитательного
воздействия каждой семьи. Именно
дифференциация, вдумчивый отбор
форм и методов индивидуальной
работы с родителями позволяют
опытным педагогам избежать противопоставления
требований школы и семьи, обеспечить
подлинное единство их действий.
Решение этих задач возможно
лишь при условии, когда учитель
сочетает чуткое и внимательное
отношение к каждому ученику
и его родителям, глубоким пониманием
особенностей современной семьи
как социального института. Это
позволяет педагогу найти правильный
тон в работе с учениками
и их родителями, создать ту
атмосферу дружелюбия и взаимного
понимания, которая наилучшим
образом способствует адаптации
учащихся младших классов в
школе.
В современных условиях работы
школы особую актуальность приобретает
принцип организации воспитательного
влияния на семью через ребенка,
когда родители на примере
собственного сына или дочери
убеждаются в правильности и
жизненной важности предъявляемых
школой требований. Этот принцип
не нов в педагогике. Он сформулирован
еще в 30-е годы А.С.Макаренко:
"Нужно детей в школе воспитывать
так, чтобы они вносили в
семью дополнительную здоровую
струю, не то, чтобы перевоспитывали
семью, а чтобы они шли в
семью как представители государственной
школы и несли эти идеи в
жизнь.(38, 247, 480)
Наиболее благоприятные условия
для воспитательно-предупредительной
работы создаются там, где школа
предупреждает появление напряженности
в отношениях между учителем
и родителями, между взрослыми
и детьми.
2.3 Опытно-экспериментальная работа по
ранней профилактике противоправного
поведения несовершеннолетних в начальных
классах
Известно, что процесс социализации
ребенка начинается с первых
дней его жизни. Формирование
человека протекает особенно
активно в раннем детстве. А.С.Макаренко
писал, что «... главные основы
воспитания закладываются до
пяти лет и то, что вы сделали
до пяти лет, - это 90% всего воспитательного
процесса, а затем воспитание человека
продолжается, обработка человека продолжается,
но в общем вы начинаете вкушать ягодки,
а цветы, за которыми вы ухаживали, были
до пяти лет». (38, 461)
Ошибки, допущенные в воспитании
ребенка в раннем детстве, нередко
накладывают отпечаток на всю
его последующую жизнь. К сожалению,
родители, воспитатели и учителя
не всегда замечают отрицательные
черты в поведении дошкольника
и младшего школьника, а, заметив,
не придают им значения, считая,
что ребенок еще мал, подрастет,
научится, и исправится. При таком
отношении к воспитанию создаются
условия, при которых незначительные,
на первый взгляд, недостатки
ребенка, повторяясь многократно,
переходят в привычку и выражаются
в проявлении различных отклонений
в его поведения.
Учителя, родители встречают
большие трудности в преодолении
педагогической запущенности подростков,
накопивших в течение длительного
времени большой отрицательный
нравственный опыт. Положение усугубляется
специфическими особенностями подросткового
возраста. У младшего школьника
нравственный опыт меньше, а потому
отклонения в поведении еще
не закрепились достаточно прочно.
Кроме того, психика детей этого
возраста отличается повышенной
пластичностью. Эта особенность
детской психики способствует
облегчению процесса перевоспитания.
Однако, несмотря на то, что нежелательные
навыки и привычки младшего школьника
еще не успели приобрести стойкость, требуется
большая затрата сил, чтобы помочь ребенку
избавиться от ряда отрицательных черт,
развить и закрепить новые положительные
качества.
В связи с этим, предупреждение
педагогической запущенности целесообразно
осуществлять в период младшего
школьного возраста. Именно у
младших школьников, когда еще
не сложились стойкие навыки
и привычки отрицательного поведения,
когда идет активное формирование
черт личности, имеются реальные
возможности для достижения положительного
результата в перевоспитании.