Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Содержание

Введение………………….……………………...…………………………….…..3

Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…..………..……………………………………5

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…………...……………………...…………………5

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………..…………….………….………14

Процесс социализации потенциальных правонарушителей…………23

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних…………………………..………………………………...

2.1Профилактические действия как педагогическая проблема……………

2.2 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике……………...……………………………………………...……...

2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения в начальных классах……..………...……………………………………………………….…..

Заключение……………………..……..…………..……………………………...


Список литературы………………....…………...…………………….…………


Приложения…………………..………………..………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

 

 Утрата положительных мотивов  учения, которая возникает как  результат противоречий между  возможностями ребенка и требованиями  учителя, является первым показателем  неблагополучия в процессе социализации  личности школьника и, как правило,  влечет за собой все новые  и новые осложнения, результатом  которых является постепенное,  но неуклонное отторжение ученика  от жизни класса. Именно неуспеваемость  и "отсев" трудновоспитуемых  учеников из школы составляют  самые важные проблемы криминологического  характера в области школьного  воспитания.

 

 В силу этого к наиболее  эффективным мерам предупреждения  трудновоспитуемости в начальных  классах следует отнести прежде  всего те, которые снимают напряженность  ребенка в классе, помогают ему  успешно включиться в систему  связей и отношений, предложенную  школой, открывают реально приемлемые  для ребенка пути социальной  адаптации.

 

 Итак, начальный период обучения  в школе предоставляет поистине  неисчерпаемые возможности для  плодотворного влияния на личность  каждого ученика. И если исходить  из того, что все учителя начальных  классов имеют соответствующую  профессиональную подготовку, высокий  уровень нравственно-культурного  развития и обладают необходимыми  педагогу качествами личности, то  можно предположить, что трудности  воспитательного воз­действия на  детей младших классов сопряжены  главным образом с необходимостью  дифференцированного подхода к  ученикам и их родителям, с  правильной оценкой направленности  воспитательного влияния семьи.  И действительно, для того чтобы  успешно осуществлять предупредительную  функцию, социальному педагогу  надо обеспечить индивидуальную  работу в пределах, по крайне  мере, трех подгрупп учащихся: которые  не имеют отклонений в системе  отношений; имеют некоторые отклонения  в отдельных видах отношений  на фоне общего положительного  отношения к действительности; имеют  довольно устойчивые отклонения  в одном, некоторых или всех  видах отношений, т.е. находятся на стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).

 

 Обобщение передовой педагогической  практики показывают, что детей,  относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательных  школ немного, бывают они далеко  не в каждом классе. Наиболее  распространенная ошибка недостаточно  опытных учителей зачастую и  состоит в том, что они ошибочно  относят к третьей группе трудновоспитуемых  всех учеников, у которых при  общей положительной ориентации  проявляются лишь отдельные неустойчивые  признаки отклоняющегося поведения.

 

 С учетом приведенной классификации  работа по профилактике трудновоспитуемости  в начальных классах представляет  собой комплекс взаимосвязанных  мер педагогического характера  по предотвращению проявлению  любых отклонений в поведении  детей (общая профилактика) и преодолении  уже сформировавшегося у отдельных  детей неприемлемого в нашем  обществе отношения к людям,  своим обязанностям. Оптимальные  условия для предупреждения и  преодоления педагогической запущенности  создаются лишь там, где семья,  школа выступают как единое  целостное образование неделимо  от воспитательной среды предъявляют  к нему единые требования, руководствуются  едиными критериями при оценке  способностей и достижения школьника. 

 

 Однако такое единодушие  учителя, родителей и представителей  общественности не достигается  стихийно.

 

 Усложнение учебных программ, повышение ответственности учителя,  уровень воспитанности каждого  ребенка, функционирование широкой  сети групп и даже школ продленного  или полного дня значительно  расширив содержательную сторону  контактов учителя с учеником  и его родителями повысило  требовательность школы к воспитательному  влиянию семьи. В тоже время,  в порядке обратной связи отмечается  общая тенденция повышения требовательности  родителей к школе и учителю,  которая в начальных классах  конкретизируется в ожидании  от ребенка высокой успеваемости. Родители дошкольников младших  школьников, как правило, еще не  видят пробелов в воспитании  своих детей. В силу этого,  для них часто бывают неожиданными, и всегда неприятными любые  нарекания учителя на ребенка,  и это нередко порождает напряженность  в отношениях семьи и школы.  Недовольство учителем, недоверие  к нему, постоянная ревизия его  указаний и оценок, как и равнодушие  родителей к этим вопросам, непременно  передаются детям, подрывают авторитет  учителя и, таким образом, разрушают  ту устойчивую отправную платформу  воспитания, какой служит безусловное  уважение ребенка взрослым. И,  по-видимому, среди причин ранней эмансипации некоторых детей немаловажную роль играют недостаточно организованные взаимоотношения семьи и школы.

 

 Вместе с тем, учителям  все еще приходится встречаться  с родителями, которые придерживаются  в вопросах воспитания старых  домостроевских взглядов. Такое  влияние некоторые родители стараются  распространить и на школу,  что осложняет взаимоотношения  семьи и школы, наносит ущерб  общественному воспитанию школьников.

 

 Нередко причиной несложившихся  между семьей и школой отношений  становится учитель. Неумение  или нежелание организовать педагогически  целесообразные отношения с семьями  своих воспитанников свидетельствуют  о низкой педагогической и  этической культуре педагога  и одновременно являются одной  из причин формирования антиобщественного  поведения школьника. Эффективность  и качество профилактической  работы учителя определяется  не количеством посещений семей,  вызовов родителей в школу  или нотаций ребенку, а умением  правильно оценить конкретную  воспитательную ситуацию и придать  ей педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения  учителя с семьями воспитанников  являются непременным условием  успешной работы по ранней  профилактике трудновоспи­туемости, организация таких отношений  должна стать объектом осознанной  и целенаправленной деятельности  учителя, основанной, на объективных  данных о возможностях и особенностях  воспитательного влияния каждой  семьи, а также на умении  организовать дифференцированный  подход к семьям и учащимся.

 

 Надежной основой взаимодействия  семьи, школы и общественности  является гарантированное государством  единство целей и задач семейного  и общественного воспитания. Все  родители мечтают видеть своих  детей всесторонне и гармонично  развитыми, физически и духовно  совершенными людьми.

 

 Учителю, как правило, не  приходится корректировать общие  задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно  сталкивается с фактами, которые  свидетельствуют о неумении многих  родителей ставить и решать  конкретные воспитательные задачи  и находить наиболее рациональные  средства их осуществления. Именно  в этих вопросах семьи больше  всего нуждаются в дифференцированной  помощи педагога. При этом, учителю  нужно учесть ряд объективных  показателей, среди которых первостепенное  значение имеет образовательный  и непосредственно связанный  с ним культурно-этический уровень  семьи, отношение родителей к  своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов  семьи, их отношение к ребенку  и характер требований к школе.

 

 Возможны случаи, когда родители, которые не интересуются школьными  делами своих детей, считают,  что за все несет ответственность  учитель, и уже этим настраивают  своих детей против школы. Такая  позиция родителей, к сожалению,  нередко наблюдается даже в  полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь  работе, своеобразно понимают возрастание  роли школы в формировании  личности ребенка и передают  учителю вместе с детьми все  свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична конфликтная  ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют, ведут  аморальный антиобщественный образ  жизни. Задачи учителя здесь  значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков  семейного воспитания, т.е. тонко  понять ребенка и постараться  дать ему в школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским активом  школы принять меры к оздоровлению  воспитательной ситуации в семье.  В тех случаях, когда это  невозможно, необходимо добиться  своевременной изоляции ребенка  от родителей — помещения его  в школу-интернат, а в необходимых  случаях, через соответствующие  органы возбудить вопрос о  лишении родителей их прав  на ребенка.

 

 Таким образом, ведущим принципом  работы по предупреждению и  преодолению трудновоспитуемости  среди учащихся начальных классах  является принцип комплексного  воздействия непосредственно на  ребенка и на его микросоциальное  окружение, прежде всего на  семью. Установление подлинного  единства взаимодействия семьи  и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом  жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки  достижений и методов воспитания  обеспечивает устранение первопричины  отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно  лишь на основе дифференцированного  подхода к работе с детьми  и их родителями при правильной  оценке системы отношений каждого  ученика, а также особенностей  направленности воспитательного  воздействия каждой семьи. Именно  дифференциация, вдумчивый отбор  форм и методов индивидуальной  работы с родителями позволяют  опытным педагогам избежать противопоставления  требований школы и семьи, обеспечить  подлинное единство их действий.

 

 Решение этих задач возможно  лишь при условии, когда учитель  сочетает чуткое и внимательное  отношение к каждому ученику  и его родителям, глубоким пониманием  особенностей современной семьи  как социального института. Это  позволяет педагогу найти правильный  тон в работе с учениками  и их родителями, создать ту  атмосферу дружелюбия и взаимного  понимания, которая наилучшим  образом способствует адаптации  учащихся младших классов в  школе.

 

 В современных условиях работы  школы особую актуальность приобретает  принцип организации воспитательного  влияния на семью через ребенка,  когда родители на примере  собственного сына или дочери  убеждаются в правильности и  жизненной важности предъявляемых  школой требований. Этот принцип  не нов в педагогике. Он сформулирован  еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно детей в школе воспитывать  так, чтобы они вносили в  семью дополнительную здоровую  струю, не то, чтобы перевоспитывали  семью, а чтобы они шли в  семью как представители государственной  школы и несли эти идеи в  жизнь.(38, 247, 480)

 

 Наиболее благоприятные условия  для воспитательно-предупредительной  работы создаются там, где школа  предупреждает появление напряженности  в отношениях между учителем  и родителями, между взрослыми  и детьми.

 

 

2.3 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

 

 Известно, что процесс социализации  ребенка начинается с первых  дней его жизни. Формирование  человека протекает особенно  активно в раннем детстве. А.С.Макаренко  писал, что «... главные основы  воспитания закладываются до  пяти лет и то, что вы сделали  до пяти лет, - это 90% всего воспитательного  процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

 

 Ошибки, допущенные в воспитании  ребенка в раннем детстве, нередко  накладывают отпечаток на всю  его последующую жизнь. К сожалению,  родители, воспитатели и учителя  не всегда замечают отрицательные  черты в поведении дошкольника  и младшего школьника, а, заметив,  не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет,  научится, и исправится. При таком  отношении к воспитанию создаются  условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки  ребенка, повторяясь многократно,  переходят в привычку и выражаются  в проявлении различных отклонений  в его поведения.

 

 Учителя, родители встречают  большие трудности в преодолении  педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного  времени большой отрицательный  нравственный опыт. Положение усугубляется  специфическими особенностями подросткового  возраста. У младшего школьника  нравственный опыт меньше, а потому  отклонения в поведении еще  не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого  возраста отличается повышенной  пластичностью. Эта особенность  детской психики способствует  облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

 

 В связи с этим, предупреждение  педагогической запущенности целесообразно  осуществлять в период младшего  школьного возраста. Именно у  младших школьников, когда еще  не сло­жились стойкие навыки  и привычки отрицательного поведения,  когда идет активное формирование  черт личности, имеются реальные  возможности для достижения положительного  результата в перевоспитании.

Информация о работе Профилактические действия в основе социализации потенциальных правонарушителей