Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Определение музыкально-дидактической игры

1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР

2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности

2.2 Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

доклад-развитие музыкальных способностей.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  № 110 «САПОЖОК»

Г.АСТРАХАНЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ-

Молчанова Ирина  Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Определение музыкально-дидактической игры

 

1.2 Значение развития  музыкальных способностей у детей  дошкольного возраста

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ИЗУЧЕНИЕ   РАЗВИТИЯ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ   У  ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

В  ХОДЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ  С  ПРИМЕНЕНИЕМ  МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ  И  ИГР

 

2.1 Методика использования  музыкально-дидактических игр и  пособий в различных видах  деятельности

 

2.2 Анализ сценарных  планов музыкально-дидактических  игр с детьми дошкольного возраста

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

  «Игра    развивает      индивидуальность;

                                                 играя,   ребёнок учится   воспроизводить 

                                                   свои впечатления и идеи,  поэтому игра –      могущественное  орудие  для укрепления

способностей   мыслить  и    для развития

сознания»               

(Э. Жак-Далькроз).

Играя с детьми мы придаём большое значение  формированию творческой личности. Через игру ребёнок познаёт мир. Познания музыкального мира у ребёнка происходит  и через музыкальные игры, в которых используется множество видов деятельности, что позволяет ребёнку познать и прочувствовать ритм дождя, стук колёс, бесконечную дребезжащую  музыку шмеля, параллельно воссоздаваемую им на музыкальных инструментах. Такие игры позволяют развивать внимание , воображение, музыкальный слух, тренируют память, общую моторику ребёнка.

  Гуманнизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.

            Влияние музыки  в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое   искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать  к нравственно – эстетическим  переживаниям, к активному мышлению.

  Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры .

          Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

           Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

  Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

  По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период для формирования музыкальных способностей   (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

  Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

  Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

           Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр и упражнений  заключается в   музыкально-сенсорном   развитии и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

          В своей работе  мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм.  Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение  дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

         В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактический игр в работе с детьми.

            Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

           Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1) Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

2) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально- дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;

3)  Наработать вспомогательный  музыкально- дидактический материал  и использовать его в учебно-педагогическом  процессе;

4)  Проанализировать полученные результаты.

 

  Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

  В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С.Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

           Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно    в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

           Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

           Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

 

 

 

 

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Определение музыкально-дидактической игры

 

           Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

           Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

            Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

           Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

            Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

           Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

1.2 Значение  развития музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста

 

           Музыкальные способности детей  - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально -слуховых представлений -воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 3 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

           Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования  интеллектуальной   грамотности, развития артикуляционного аппарата, повышения скорости и т ехники чтения.

            Также на занятиях с использованием музыкально-дидактических игр уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной   выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки  к музыкальной деятельности имеются  у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. 
Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр и упражнений