Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

В круг чтения детей 5-6 лет входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (прибаутки, заклички, загадки, небылицы), пословицы, поговорки, сказки (волшебные, бытовые, докучные), былины. Дети начинают осваивать представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица, знают фамилии трех-четырех писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества.

Дошкольники понимают значение некоторых  средств языковой выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры, устойчивые речевые обороты русских народных сказок) и значение интонационной  выразительности рассказчика и т.д.

Согласно программе «Успех» выделяются следующие особенности формирования мыслительных операций старших дошкольников [30]. В 5-6 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребенок  этого  возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но и  какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения.  Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность  успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 6 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь.

 

 Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности старший дошкольник усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

Развитие мыслительных операций в старшем дошкольном возрасте приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

У детей пройденные этапы  и достижения в совершенствовании  мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. 

 

1.2. Содержание трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

На протяжении дошкольного возраста у детей складывается собственно трудовая деятельность, которая развивается  от овладения отдельными трудовыми действиями к овладению полными трудовыми процессами, а затем к овладению видами труда, состоящими из ряда трудовых процессов. Овладение видами труда предполагает более сложные формы деятельности ребенка. 
При этом, прежде всего, ставится сложная комплексная цель, обобщающая ряд конкретных целей. Так, цель хозяйственно-бытового труда – привести в порядок групповую комнату – включает ряд конкретных целей и в соответствии с ними ряд конкретных трудовых процессов, например: вымыть и убрать на место игрушки, строительный материал, протереть мебель, подклеить коробки для настольно-печатных игр, подмести пол и т.п.

Значение труда как фактора  развития личности ребенка нашло  отражение в истории отечественной  педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

К настоящему времени:

- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Дети старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

- уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);

- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);

- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В целом, трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Разнообразие трудовых процессов, входящих в вид труда, позволяет распределять их между детьми, организовывать коллективный труд, достигать общего результата [4]. Однако овладение видами труда зависит от того, насколько дети овладели отдельными трудовыми процессами, умением ставить конкретную цель и организовывать ее достижение: отбирать материал и инструменты, осуществлять трудовые действия в определенном порядке, получать нужный результат, соответствующий цели трудового процесса. 

К старшему дошкольному  возрасту на основе понимания общественной значимости результатов труда складываются первоначальные общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

От решения этой группы задач зависит включение ребенка  в труд, уровень развития трудовой деятельности, а, следовательно, и ее использование как средство воспитания.

Средствами трудового  воспитания в детском саду являются ознакомление детей с трудом взрослых, трудовое обучение и труд детей. Ведущую роль играет самостоятельный труд детей, однако включение детей дошкольного возраста в трудовую деятельность ограничивается степенью сформированности этой деятельности.

Освоение знаний о  направленности трудового процесса и его составе – сложная задача для ребенка-дошкольника. Даже в старшей и подготовительной группах, если этому не учили специально, более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала. Эти сложности восприятия процесса труда имеют свои причины.

Первая состоит в  том, что трудовая деятельность взрослого  имеет непрерывный текучий характер, все ее компоненты слиты и не воспринимаются ребенком раздельно. В таком недифференцированном восприятии процесса труда без знания его направленности результат труда не осознается детьми.

Вторая причина заключается  в том, что трудовая деятельность взрослых, которую дети наблюдают, представлена им часто в очищенном, рафинированном виде: взрослый имеет дело с заранее отобранными материалами и инструментами; цель труда уже поставлена и специально для детей не мотивируется. Для детей трудовая деятельность выступает своей процессуальной стороной, отдельные действия вне связи с результатом и целью не фиксируются, не осознаются. Полученный результат труда часто не связывается с трудовым процессом. Кроме того, результаты труда часто не осознаются детьми, так как их получение не мотивировано, не вскрыта их необходимость людям.

Третья причина обусловлена  тем, что в познании трудовой деятельности взрослых применяются методы, не адекватные задачам познания, особенностям познаваемого явления. Простое наблюдение трудового процесса не позволяет детям расчленить трудовой процесс, осознать каждый его компонент и обнаружить их связи, общую направленность труда.

Содержание трудового  обучения в старшей и подготовительной группах дополнительно включает овладение умениями выполнять разные виды труда, состоящие из освоенных трудовых процессов.

Трудовое обучение осуществляется, как правило, на занятиях с группой  или подгруппой детей, но может быть проведено и индивидуально с  одним, двумя детьми.

В Таблице 1.1. представлены сравнительные данные об особенностях старших дошкольников согласно образовательной области «Труд» по программам «Детство» и «От рождения до школы».

Таблица 1.1.

Особенности старших  дошкольников по примерной образовательной  программе «Детство» и «От  рождения до школы»

«Детство»

«От рождения до школы»

Раздел образовательной области: «Труд взрослых и рукотворный мир»:

- происходит формирование отчетливого понимания детьми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда;

- развивается умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда;

- у детей моделируется отношение между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира;

- проектируются образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом;

- дети сравнивают предметы  разных видов, вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по существенным признакам;

- дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с помощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; приучаются соотносить свои желания с материальными возможностями родителей.

Раздел и «Самообслуживание и детский труд»:

- содержание самообслуживания: трудовые процессы хозяйственно- бытового труда (застелить свою постель, выстирать носовой платок, вымыть дома после еды чайную посуду); трудовые процессы, обеспечивающие ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки);

- появляются новые виды дежурства – по уголку природы, помощь педагогам при подготовке к занятиям. Дети получают представления о способах распределения коллективной работы по типу общего (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса;

- расширяется спектр детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда: чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой комнате и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры; совместное приготовление со взрослыми несложных блюд; уход за растениями и животными;

- происходит установка причинно-следственные связи между привычкой к самообслуживанию и здоровьем человека, отношением к нему окружающих;

- развивается умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда;

 

 

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Самообслуживание:

- вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки;

- совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место);

- закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;

- формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников;

- развивать у детей желание помогать друг другу.

Хозяйственно бытовой труд:

- продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п;.

- формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега; поливать песок в песочнице;

- приучать убирать постель после сна; добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды;

- Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Труд в природе:

- закреплять умение выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.);

- осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы;

- зимой привлекать детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега;

- весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Ручной труд:

- совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек);

- закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик);

- продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части;

- формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку;

- привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, на-стольно-печатных игр;

- закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Информация о работе Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности