Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64

Вложенные файлы: 1 файл

экскурсии и дошкольный возраст.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Начинать использовать способ готовых форм можно с конца  второй младшей или со средней  группы. Верхнего предела его применению нет. В определённых условиях он может оказаться полезным и в старшем дошкольном возрасте.

Для развития умения выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений и умения выделять незначительные малозаметные признаки мы предлагаем:

Изображаемые  способы фиксации наблюдений. Зарисовывание объекта является самым распространённым, но не самым лёгким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу. В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята или все дети.

Схематичное зарисовывание  предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента.

Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендованная для регистрации погодных явлений.

При использовании  данного способа регистрации  важно правильно выбрать условные знаки. Они обязательно должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами. Тогда дети легко их запомнят, и будут умело оперировать ими при расшифровке рисунков.

Если же знаки  не имеют ничего общего с объектами  и никак с ними не ассоциируются, это перегружает память детей и усложняет процесс расшифровки записей.

Лучше всего в каждом конкретном случае придумать условные знаки вместе с детьми. У них фантазия побогаче, чем у взрослых. И знаки станут им родными и понятными. Такую работу следует проводить даже тогда, когда методическая литература содержит определённые рекомендации на этот счёт, как это имеет место с календарём погоды.

Учитывая  особенности детской памяти, не следует  использовать одновременно много символов. Их количество не должно превышать трёх.

Обведение объектов используется в тех случаях, когда  важно сохранить взаимное расположение частей.

Для регистрации  линейных размеров используют линейки, длина которых соответствует размерам избранного объекта. Эти мерки прикладывают к объекту и делают отметки. В зависимости от характера объекта и условий наблюдения эти отметки можно нарисовать. Если планируется сравнить длину нескольких объектов, то используют разные мерки. Если важно не перепутать эти мерки, используют карандаши. Таким способом можно изучать глубину снега в нескольких местах участка.

Координаторные  сетки используются в тех случаях, когда обведение объекта по каким-либо причинам нежелательно. Сетка представляет собой лист прозрачного или непрозрачного материала, расчерченного на квадраты. Размер квадратов определяется размером измеряемых структур. Для работы берутся две сетки: одна накладывается на объект, а вторая используется для рисования. Экспериментатор переносит все детали на вторую сетку, сохраняя их размер и взаимное расположение частей. При необходимости увеличить или уменьшить рисунок, размеры квадратов обеих сеток делают неодинаковыми.

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения или взаимного расположения объектов. План-схема представляет собой лист бумаги с нанесёнными изображаемыми объектами, на фоне которых происходит перемещение изучаемого объекта. Они являются своеобразными ориентирами - важными опорными точками. Желательно, чтобы при создании плана-схемы соблюдались относительные размеры объектов и расстояния между ними.

Выбрав место, удобное  для наблюдения, экспериментатор  определяет положение объекта относительно первого ориентира и отмечает это место на плане-схеме. Повторив наблюдение через некоторое время, он ставит на плане вторую точку, затем третью. Количество измерений и временной интервал между ними определяется скоростью движения объекта и дидактическими задачами, поставленные перед детьми педагогом. Место, откуда ведётся наблюдение, каждый раз остаётся одним и тем же.

Подсчёт количества объектов можно выполнять обычным  способом. Если он по каким-либо причинам затруднён, дети, встречаясь с определённым объектом, ставит вертикальную черту в списке наблюдений. Когда приходится одновременно считать объекты нескольких типов, каждому из них отводится особая строка, и все палочки становятся в каждой клетке друг под другом. В этом случае видно, каких объектов больше, каких меньше.

Вместо графической  регистрации можно использовать полоски бумаги, вкладывая в разные карманчики.

Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также для ознакомления с динамикой некоторых превращений. Приступая к наблюдению, воспитатель предлагает детям выразить в рисунке свои представления о том, как будет выглядеть объект через определённое время.

По истечении  намеченного срока воспитатель задаёт детям их рисунки, и   предлагает  сравнить   свои  представления  с  реально   совершившимися событиями. При систематическом применении этой формы, дети начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы станут более осмысленные.

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Оно имеет большие преимущества перед другими способами, так как точно передаёт особенности объекта.

Фотографировать можно всё: любые объекты живой  и неживой природы, расположение в групповой комнате, на участке. Нужные объекты можно снимать в разное время, при любой погоде. Чтобы облегчить наблюдаемые изменения размеров объекта, рядом с ним снимают одну и ту же условную мерку.

Формы использования  фотографий на занятиях разнообразны: рассматривая фотографии, вспомнить увиденное; составить рассказ по фотографии; выбрать из предложенных фотографий те, которые соответствуют теме занятия; разложить фотографии по порядку «Что сначала, что потом»; играть в различные дидактические игры «Найди по описанию», «Опиши - мы угадаем»; находить сходство и различие между объектами.

При систематическом  фотографировании, создаётся собственная фототека, в которой находят отражение многие события: рост растений и животных, формирование участков в детском саду.

Чтобы фототека имела  научную и методическую ценность, каждая фотография должна иметь описание, в котором указывается основные характеристики объекта, дата и место съёмки.

Фотографии  из книг и периодических изданий, вырезанные или переснятые, тоже хорошее подспорье при ознакомлении детей с природой. С их помощью можно решать все те задачи, которые описаны ранее.

Анализ оттенков окраски изучаемых объектов осуществляется с помощью   эталонных   образов,   представляющих   собой   полоски   бумаги, окрашенные в разные тона от тёмного до самого светлого. Поскольку тонированной бумаги в продаже нет, её можно изготовить самостоятельно.

Когда необходимое  количество растворов готово, их переливают в плоские ёмкости и в них погружают листы бумаги. Спустя некоторое время, бумагу вынимают, сушат и режут на узкие полоски необходимой длины. Растворы каждой концентрации и соответствие им бумагу нумеруют.

Во время  эксперимента каждому ребёнку выдают полный набор цветовых эталонов. Прикладывая по очереди все полоски бумаги к изучаемому объекту, дети устанавливают, какому номеру соответствует интенсивность его окраски.

Письменные  способы фиксации наблюдений. Запись воспитателя. Поскольку дети дошкольного возраста не владеют письменной речью, рассказ об увиденном составляет и записывает воспитатель. Специфика работы заключается в том, что он непрерывно советуется с ними, проговаривает записываемый текст вслух, просит уточнить те или иные детали.

Воспроизведение текста тоже происходит при активном участии детей. Воспитатель не столько читает его, сколько оживляет воспоминания, даёт возможность высказаться всем желающим.

Запись  рассказа ребёнка. В этом случае воспитатель записывает рассказ, который составляет ребёнок. Записанный текст он прочитывает детям для уточнения и исправления.

Желая зафиксировать  наблюдения в словесной форме, воспитатель  зачитывает два-три готовых текста, взятых из литературы или составленный самостоятельно. Затем он предлагает детям определить, какой из них  более соответствует наблюдаемому объекту, его состоянию или явлению.

Если дети уже немного  научились читать, воспитатель при  организации наблюдений предлагает им выбрать одно слово, написанное крупными буквами на бумаге или картоне.

Вместо целых  слов можно предложить детям начальные буквы слов, несущих понятную всем детям смысловую информацию.

Запись наблюдений детьми. Детская запись должна состоять из одного-двух слов, являющаяся в данном наблюдении ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов.

Среди разнообразных методов воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению, которое является базой для развития наблюдательности. Наблюдательность развивается через умения наблюдать.

 

1.2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников

Экскурсии - это вид занятия и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. (25, стр. 44)

Преимущество экскурсий  в том, что они позволяют в  естественной обстановке познакомить  детей с объектами и явлениями  природы.

На экскурсиях дети знакомятся с объектами живой  природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствуют развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Организация и методика проведения экскурсий. Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По  содержанию  экскурсии  делятся  на  два  вида:   природоведческие экскурсии - в парк, лес, луг - и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) - в поле, на птицеферму, в сад, на огород.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми дошкольного возраста проводят экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов.

Эти   экскурсии   дают   возможность   показать   детям,   как   человек воздействует на природу, как выращивает растения и ухаживает за ними.

 

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу со взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.

При подготовке к экскурсии воспитателю необходимо предварительно ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться об участии детей в труде, определить содержание беседы рабочего, занятного на данном объекте.

Обобщающие  экскурсии. Кроме экскурсий, на которых идёт первоначальное ознакомление детей с природой, в старшей группе проводятся обобщающие экскурсии. Цель этих экскурсий - обобщить знания детей о луге, поле, сформировать элементарные понятия о биоценозах, с которыми знакомили детей.

Природоведческие  экскурсии целесообразно проводить  в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие  в группе, поэтому успех её зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка  воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

 

Определяя место  экскурсии, воспитатель выбирает наилучший  путь к нему - не утомительный, не отвлекающий  детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность в старшей группе не должна превышать 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё  осмотреть его. Побывав на месте  будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий