Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64

Вложенные файлы: 1 файл

экскурсии и дошкольный возраст.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумывать приёмы её ведения. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка  детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники  должны знать, что экскурсия - это  занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии  воспитателю следует подготовить  экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

 

Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Оборудование  для  сбора растений

  1. Небольшой совочек или лопатка для выкапывания растений — 3 шт.
  2. Нож складной для срезания веток с дерева и кустарника — 1 шт.

3. Пресс для сушки растений —  1   шт.     (Покупной  пресс можно 
заменить самодельным — это 2 куска фанеры с просверленными в них 
отверстиями.)

4. Сачок для вылавливания растений из водоемов — 2 шт.

5. Полиэтиленовое ведерко   или     корзинка для   переноски   свежих 
растений — 2—3 шт.

Все оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика  проведения природоведческих экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Важное место  отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет,  сравнивать  его  с другими

предметами, находить отличие и сходство, устанавливать  связь между различными явлениями природы.

Показывая тот  или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Полезно сопровождать наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.

Сочетание различных  приемов и удельный вес каждого  будет видоизмениться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании  основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя.

При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель  не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.

Во время  отдыха детей проводятся игры и игровые  упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!».

В заключительной части экскурсии воспитатель  еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Работа  после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке.

За растениями организовывают наблюдения, проводят различные опыты, позволяющие глубже проникнуть в их жизнь. Например, можно понаблюдать за распусканием ветки, выяснить влияние тепла, света и влаги на рост растений.

Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.

Через 2—3 дня  после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая  беседа имеет большое значение, она  используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

В качестве объекта  наблюдения на природоведческих экскурсиях в нашей работе рассматриваются сезонные изменения в жизни растений.

Наблюдение  сезонных изменений в жизни растений — одно из важнейших направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста, способствующее развитию наблюдательности восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивающее качественную подготовку к школе. Основной метод ознакомления детей с сезонными изменениями -наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы (15, стр.56).

В дошкольном образовательном процессе при организации  наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.

Так, например, каждое время  года прекрасно и отмечено таинством  закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений в жизни растений, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показывать всё - и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития живого, зависимость его состояний от сезонных меняющихся факторов внешней среды. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы нужно опираться на чувственный опыт ребёнка и использовать наглядность. Особенность детей дошкольников заключается в том, что они проявляют заинтересованность к объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции.

Большинство изменений в жизни растений носит  закономерный характер; изменения живых  организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы; погодно-климатические факторы создают сезонно-меняющиеся условия для жизни растений. Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы. К этим процессам относят рост и развитие растений, сезонные изменения в жизни растений и их смену на протяжении года. Объективнее оба процесса взаимосвязаны друг с другом: рост и развитие растений подчиняются сезонноменяющимся условиям жизни. Тем не менее, для детей дошкольного возраста с учётом ограниченных возможностей их познания эти процессы целесообразно представить раздельно и независимо друг от друга (З6, стр.118).

Закономерный  характер обозначенных процессов заключается  в том, что живые организмы и природа в целом постепенно и последовательно меняют свой облик, свои внешние особенности. Трудность восприятия для детей этих изменений заключается в том, что она происходит длительно: процессы растянуты во времени. Дошкольники их проживают и не замечают, не осознают закономерностей смены явлений и событий. Именно поэтому необходимы специальные методики формирования представлений отношения к явлениям. Разработанные методики основываются на двух педагогических моментах - наблюдении и его фиксации.

Формирование  представлений о закономерных круглогодичных изменениях в жизни растений осуществляется посредством недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца (2 и 3) планируется ежедневное наблюдение за погодой, рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли в середине недели; ежедневная работа с календарём. Таким образом, основу этой методики составляет ежемесячно повторяться по одной неделе цикла наблюдений за комплексом сезонных в жизни растений - явление растений, и неживой природы.

В середине недели к наблюдению погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонное состояние. Воспитатель выбирает одно постоянное листопадное дерево и рассматривает его тщательно, предлагает выделить такие моменты: есть на нём листья или нет, много ли их или мало, где их больше на дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключении сам делает вывод.

Воспитатель бегло осматривает  с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что они из месяца в месяц изображаются в календаре природы - по рисункам дети смогут одновременно увидеть все последующие изменения в состоянии растений. (35, стр.111).

В эту же неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли

- он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений,   травы,   она   вянет   и   жухнет,   земля   оголяется,   покрывается опадающими листьями, от воды появляется слякоть. Зимой земля однообразна покрыта снегом в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому её в эту неделю надо замерять снегомером специальной палкой в 1,5м длиной с условными делениями. Детям интересно мерить глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в таких местах газона, где не ходят люди, где его не счищают. Все зимние месяца отличаются друг от друга толщиной снега: в декабре его немного, а в феврале очень много. Весной покров земли иной сначала  стаивает лёд  и  снег,  появляются  проталины,  затем  постепенно оживает растительность, первоцветы, зелень. Цветы весной, а потом и летом растут последовательно — каждый  в своё время,  поэтому покров земли 
ежемесячно имеет свои особенности. Всё это нужно изобразить в календаре 
природы, показать особенности данного месяца, и сезона.

Таким образом, одна неделя календарного месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями позволяют сформировать у детей конкретное и отчётливое представление в разных периодах всех сезонов о закономерности постоянного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растений от факторов неживой природы.

Сезонные  изменения в жизни растений дают богатый материал для развития наблюдательности у старших дошкольников.

Периодические явления  природы, с помощью которых возможно развитие умения наблюдать называют сезонными изменениями. В умеренных широтах выражена закономерная повторяемость и последовательность времён года. Смена времён года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменённом положении наклона земной оси к плоскости орбиты (29, стр.114).

Однако астрономические  сроки наступления времён года не совпадают с периодическими изменениями погоды и живой природы.

Сезонные  изменения изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном мире называют фенологическими наблюдениями.

Сущность  фенологических наблюдений состоит  в том, чтобы постоянно следить  за ходом сезонных изменений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют календари природы. Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, учёные тщательно записывают сроки этих явлений, а потом вычисляют средние сроки наблюдаемых явлений. (5, стр.117).

Наблюдения  за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности дня и ночи, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдения за растениями является наблюдение за их ростом и развитием, а также состоянием растений в разные сезоны года.

В процессе систематических  наблюдений учёные отмечают определённые моменты в жизни растений. Так, у деревьев и кустарников это будет начало сокодвижения, набухание почек, начало развёртывания листьев, появление бутонов, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, конец листопада.

Календарь природы  имеет не только научное значение — он необходим для сельского   хозяйства.   Наблюдение   за   сезонными   изменениями   в   жизни растений позволяет установить наилучшие сроки для сельскохозяйственных работ, повысить урожайность культур.

Фенологические прогнозы, подсказывающие, какими будут представления о весне и лете, помогают полеводам выбрать для посева нужные сорта растений, садоводам защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений (29, стр. 26).

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий