Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. 4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста------------------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение --------------------------------------------------------------
Литература----------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.docx

— 112.68 Кб (Скачать файл)

                                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников

1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------

 1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----

Глава 2. Практические возможности  развития оценочного отношения к  музыке у детей старшего дошкольного  возраста------------------------------

2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------

2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----

Заключение  --------------------------------------------------------------

Литература----------------------------------------------------------------------------

Приложение-----------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Через музыку ребёнок познаёт  различные направления ценностных ориентации, у него формируются начала сознания, поэтому музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность.

Музыка развивает способность  ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни. Поскольку музыка представляет собой временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» [104, с. 32].

            Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы [Т.С.Комарова[105,c.36], О.П.Радынова[83,c.24], В.Н.Шацкая[106,c.72], Р.М.Чумичёва и др] подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка. На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» [Б.В.Асафьев].

О важности развития оценочных  процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах: Н.А.Ветлугиной[108], В.Н.Шацкой[106], О.П.Радыновой[83] и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.

В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» [А.И.Леонтьев], поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании [М.С.Каган, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.]. Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти).

 Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.

Объект: процесс музыкального воспитания старших дошкольников

Предмет: формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

 В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке».

2. Выявить психофизиологические  особенности детей старшего дошкольного  возраста.

  3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.

4.Выявить  формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.      

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа.

 

Диплом состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические  основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.

1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.

Отношение человека к окружающему  миру складывается в течение всей его жизни. Оно формируется в различных видах человеческой деятельности и проявляется в определённых чувствах, эмоциях, взглядах, суждениях, оценках; в творческой активности. В процессе познания человеком окружающего мира его отношения складываются как неосознанные первоначальные оценки и через эмоционально-оценочно-деятельностные проявления постепенно осознаются и развиваются в устойчивые ценностные ориентиры личности.

 Научные школы и направления рассматривают категорию «отношение» с точки зрения своего понятийного аппарата. Следует отметить, что даже в рамках отдельно взятой науки данная категория трактуется по-разному. Так, в работах по философии   понятие «отношение» не имеет однозначной интерпретации. Ещё Аристотель в своей философской системе объединял понятием «отношение» многообразные формы материального движения и процесса познания. В философии Нового времени, отношение рассматривалось лишь как категория познания, обозначавшая логическую операцию сравнения.

В   19   веке   Ф.Энгельс   подошёл   к  рассмотрению   понятий   связи взаимодействия-отношения  как  обозначающих  один  и тот же  объект -процесс материального движения. В его понимании исследуемая категория обозначает и логические отношения (отношения между понятиями) и материальные.

Много полемики вызывает рассматриваемая категория в  одном из разделов философии - эстетике. Исследования «отношения» в эстетике имеют историю, уходящую корнями в глубокое прошлое.

Так, ещё Платону принадлежит  идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях. Идеи античных эстетиков получили развитие во все последующие эпохи, когда не только подтверждалось высокое воспитательное значение искусства, но указывалась роль эстетического воспитания и формирования эстетических отношений в развитии ценностных ориентиров человека. Постепенно эстетические взгляды развивались, открывая новые стороны исследуемой проблемы.

 В.Н. Мясищев утверждает, что структурной основой, ядром личности, определяющим уровень и характер целостного функционирования всех составляющих в психической организации человека, является система субъективно-оценочных, индивидуально-избирательных отношении этого человека к действительности. «Отношение есть всегда выражение личности в целом, оно личностно и целостно», — подчёркивает он [111,c.86] Это положение представляет значительный интерес для настоящего исследования, так как позволяет рассматривать оценочное отношение к музыке как качество личности, как одну из составляющих её структуры.             Специфическим отношением, связывающим объект с субъектом, является ценностное отношение, которое является одним из видов духовной деятельности человека. Установление определённого отношения между субъектом оценки и её предметом проявляется через оценивание - выражение ценности предмета. Ценностные ориентации (вкус, представления о красоте, идеале) определяют не только отношения человека, но его существование и жизнедеятельность.

Категория «отношение» находится  в поле самого пристального внимания педагогических исследований. Именно в отношении человек выступает как целостная личность, при формировании которой важно руководить процессом развития отношений. Авторы работ справедливо считают отношения объектом педагогического управления в воспитательном процессе и основой усвоения учебного предмета.


«Успешность учения главным образом  зависит, - пишет В.Н.Мясищев,-от отношения к требованию и требующему, а дидактические приемы и системы играют вспомогательную роль». Учёный указывает на возможность развития и изменения отношений с изменением опыта, что является важным для воспитания и образования личности [110,c.12].

Отношения и знания связаны друг с другом. Так при исследовании влияния отношения на успешное решение поставленных задач, было замечено, что чем в большей степени сформировано это отношение, тем больше оно сказывается на характере протекания, результате мыслительного процесса и обоснованности принимаемого решения. Знание предмета является основанием для формирования определенного отношения к нему. Но наличие знаний еще не гарантирует положительного отношения к предмету. Таким образом, знание непосредственно в отношение не переходит, а является базой  его формирования. Педагог может влиять на процесс развития и формирования отношений.

Ряд авторов, подчёркивая роль мотивационно-эмоционального компонента в формировании отношения, утверждают что для развития ценностной 
отношенческой позиции необходимо наличие субъективной значимости получаемых знаний [89,c.30]. 
Исходя из анализа психолого-педагогических исследований, мы можем выделить следующие характеристики рассматриваемой категории: 
- отношение является проявлением сознания человека, оно может изменяться и развиваться в течение жизни;

-в самом осознании отношения 
человек проходит ряд ступеней: от «предотношения» [В.Н.Мясищев] 
как низшего уровня проявления отношения   до выраженного сознательного отношения как высшего уровня отношения к действительности;

-отношения выражаются во всех психических процессах личности: восприятии, внимании, воле, памяти, воображении, мышлении; тем самым они воздействуют на протекание, динамику развития этих процессов; эмоциональный  компонент является  основной  психической составляющей отношения, определяющей его характер;

-необходимой предпосылкой для формирования отношения являются опыт, вытекающий из истории его развития, и знания. Их содержание, уровень, степень обоснованности могут выступать показателями сформированного отношения.

По мнению ряда учёных, ценности и их понятия лежат в  самых основах человеческой жизни, а отнесение к ценностям возникает при всяком взаимодействии человека с объектами окружающего мира [63,c.52. 71,c.18]. Когда человек в процессе своей жизни удовлетворяет свои разнообразные потребности, он оценивает способность объектов в их удовлетворении, относя их к полезным или бесполезным, ценным или неценным.                                                                                      Ценностные отношения являются важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Они имеют свои содержание и форму.                          Мир искусства обладает огромными потенциальными возможностями для развития оценочных процессов при воспитании осознанного отношения к нему. Так, видный отечественный психолог Л.С.Выготский называл искусство «центральной», «умной» эмоцией. Во время восприятия искусства, объяснял он, происходит эстетическая реакция, основой которой являются «вызываемые искусством аффекты»[29,c.200.] Эти аффекты переживаются нами со всей реальностью и силой, но находят разряд в деятельности фантазии. Из-за этого внешняя сторона аффекта подавляется, мы начинаем думать, что переживаем лишь призрачные чувства. Искусство, как утверждает учёный, основано на единстве чувства и фантазии[29,c.200]. Рассматривая психологический аспект музыкального искусства, Л.С.Выготский подчёркивает, что действие музыки может сказаться не сразу, а потом, совершенно необыденно. От её действия зависит, «что она высвободит и что оттеснит вглубь» [45,c.11.]Автор делает вывод о том, что действие искусства способно организовать наше поведение в будущем, что крайне важно для воспитания.                                                                                    Аналогичную точку зрения на воспитательное значение музыкального искусства высказывают другие исследователи: Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, В.А.Разумный, В.Г.Ражников, А.Н.Сохор, О.П.Радынова и др. Они подчёркивают, что именно эмоции, их переходы, смена составляют «корень эстетики» музыкального искусства. Ребёнок может пережить через искусство то, что он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни. Искусство не только наполняет новыми знаниями о мире, но и «новым чувствованием» в него. Художественно - эстетические эмоции превращают наши отношения к миру в бескорыстные отношения к действительности. Учёный-музыковед В.В.Медушевский называл музыку художественной моделью человеческих эмоций [113]«Эмоциональным познанием» считал музыку Б.М. Теплов, классик отечественной музыкальной психологии[114,c.135.] Можно предположить, что именно на основе эмоционального содержания музыкальных произведений возникают и развиваются оценочные процессы при восприятии музыки. Оценочное отношение к музыке является осознанным, поэтому оно представляет собой единство двух составляющих: эмоционально-оценочного и интеллектуально-оценочного отношений. Подтверждение этому предположению мы находим в работах музыковедов-исследователей, учёных - психологов.

Развитие оценочного отношения  к музыке предполагает раскрытие сущности музыкального языка произведений, для чего необходимо овладение методами целостного анализа музыкальных произведений. Л.А.Мазель в своих работах подчёркивает, что музыкальный анализ требует от человека не только знаний, но и «художественной восприимчивости», тем самым автор связывает в одно целое интеллектуальные и эмоциональные компоненты в содержании анализа музыкальных произведений. Учёный говорит об обязательном наличии прежнего опыта эмоциональных переживаний, который дополняет аналитическое исследование музыки [116,c.70.]

Оценочное отношение в  произведениям искусства включает оценку с точки зрения идеала, одного из важнейших механизмов человеческого  сознания. Представления о желаемом не даются человеку от рождения, они вырабатываются в течении жизни. Сформированные представления направляют деятельность человека, придавая ей ценностно-ориентационный характер. Идеал является критерием оценки всей действительности, которая окружает человека, а также выступает посредником между потребностями и способами их удовлетворения[92].

Если  в представлениях человека об идеале нет образа желаемого как некой  высшей цели, к которой он должен стремиться, то носители эстетических ценностей не имеют для него какого-либо значения. Эстетическая оценка конкретного предмета будет зависеть от степени связи этого предмета с идеалом, которая определяется при помощи операции сравнения, сопоставления. Идеал в этом случае играет роль критерия, эталона, в соответствии с которым происходит оценивание, так как «безотносительно оценить нельзя» [36,25]. Таким образом, развитие оценочного отношения к музыкальному искусству обязательно предполагает сравнение с представлениями об идеале как критериями в процессе оценивания. Образцы-эталоны хранятся в памяти. Исследователи утверждают, что «чем меньше знакомо произведение, тем менее чёткий его образ в памяти, тем хуже происходит процесс сличения признаков распознаваемого произведения с признаками образа-эталона и тем больше требуется опознавательных признаков» [28,20]. Оценочный образ отличается от образа-восприятия, так как сравнение идёт не только по объективным свойствам предметов, но и по их эмоциональному воздействию.

В.Н.Мясищева указывал, что знание образцов и сопоставление своих  действий с образцами приводит к  образованию оценочных отношений, определяющих критерии действий и переживаний  [108,46]. Следовательно, система эталонов, норм, моделей музыкально-эстетических действий как система ценностей является основополагающим фактором развития оценочных проявлений личности.

Информация о работе Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников