Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа
Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32
Педагоги нашего детского сада активно используют математические сказки, поместив их в папку-передвижку или в групповую познавательную библиотеку для детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка используется для повышения эффективности обучения.
Развитие познавательного интереса к математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, наша главная задача активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях.
В своей работе педагоги МБДОУ "Василек" широко используют занимательный материал и развлечения на математическом материале. В нашем методическом кабинете представлены головоломки, ребусы, игры-лабиринты (выписанные из сборников занимательной математики и авторские проекты). Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки бывают арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, и характер производимых проб. Пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
Используются в НОД разнообразные головоломки: в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками. В ходе их решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки; таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по исследованиям З.А. Михайловой): (22, с.52)
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Организуя эту работу, воспитатели ставят цель — учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми 6 лет используют простые логические упражнения и задачи, с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Последовательность выполнения упражнений.
4.Чем отличается одна картинка от другой? На основании зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
5.Найти два одинаковых предмета (по цвету, форме, величине и другим характерным признакам);
6.Какая фигура лишняя и почему;
7.Продолжить ряд изображений, уловив закономерность в следовании предметов;
8.На основе сравнения, выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру;
9.В лабиринтах на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
Сначала детям предлагают несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: "помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса и т.д." Они представлены переплетением 3-4 линий, которые постепенно усложняются. В последующем используют более сложные, бессюжетные, лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет» выбирая ходы, минуя тупики, то есть разгадать геометрическую сеть ходов.
В процессе работы по формированию элементарных математических представлений педагоги МБДОУ "Василек" добиваются неоспоримых успехов. К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста достаточно хорошо владеют математическими знаниями, умеют самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными частями), считать, называть числа в прямом и обратном порядке; успешно составляют и решают задачи; ориентироваться в окружающем пространстве; сравнивать предметы по форме ; измерять длину предметов; решать логические и проблемные задачи и т.д.
Делая выводы можно сказать, что разнообразные формы и методы работы педагогов МБДОУ "Василек" с детьми при обучении их математике, развитию у них познавательного интереса, помогают формированию математических представлений, творческих умений и навыков, логического мышления детей на высоком педагогическом уровне, тем самым формируют познавательные процессы в целом.
Выводы по II главе
Изучив теоретическую и методическую литературу по вопросам формирования элементарных математических представлений, развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, а так же проанализировав опыт МБДОУ "Василек р.п. Мулловка Мелекесского района, нами выявлено, что большое значение для развития математических представлений имеет грамотно организованная работа педагогического коллектива, охватывающая как традиционные, так и новые, перспективные методы и приемы обучения.
В данной главе представлен опыт педагогов МБДОУ "Василек" р.п. Мулловка, результаты которого помогают увидеть положительные изменения в части формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав собственную систему мероприятий направленных на формирование математических знаний у старших дошкольников, нами установлено, что использование различных форм и методов обучения дошкольников математике помогает достичь успехов в формировании математических представлений у дошкольников, развитию у них познавательного интереса к математике, тем самым формирования познавательных процессов у старших дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования элементарных математических представлений способствует развитию познавательных процессов дошкольников:
* планомерное усвоение
и постепенное расширение
* развитие мышления, умственных операций (обобщение, классификация, синтез, анализ и.д.);
* сенсорное развитие
Организация экспериментальной работы
Заключение
Проблеме формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. Большой вклад в разработку методики математического воспитания детей внесли ученые-педагоги и психологи: Стожарова М.Ю., Столяр А.А., Гальперин П.Я., Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П., Короткова Н. и многие другие.
Формирование элементарных математических представлений – необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста.
Особое значение в процессе формирования элементарных математических представлений приобретает практическая деятельность: игра, решение задач, моделирование, экспериментирование и т.д.
Одним из важных условий формирования математических представлений в процессе изучения математике является создание математической развивающей среды в помещении детского сада. Исходное требование к предметной среде развивающий характер.
Еще одно необходимое условие успешного формирования математических представлений, развитию у детей познавательной активности и интереса к математике - активное взаимодействие воспитателя с воспитуемым, совместная интеллектуальная деятельность, подкрепленная дидактическим и наглядным материалом.
Формирование математических представлений в процессе изучения математике должно осуществляться не только на занятиях, но также в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как: математические кружки, математические мастерилки, лаборатория юного математика и так далее.
Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию логического мышления, объективных представлений об окружающей действительности, и накоплению навыков и опыта для обучения в школе.
Список литературы
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
2.Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. - с. 20-24.
3.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
4.Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -256 с.
5.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400 с.
6.Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001 - № 1.-е. 5-17; № 2. - с. 9-25.
7.П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с.48.
8.Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. - № 1. -с. 72.
9.Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н.А. Курочкина, Б.. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
10.Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128 с.
11.Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание, 1993. - № 11. - с. 43.
12.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997.
13.Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17.
14.Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003 - № 4. - с.
15.Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. -112с.
16.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. -414 с.
17.Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 88 с.
18.Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. - с.46-48.
19.Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: «Акцидент», 1997. - 176 с.
20.Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 156 с.
21.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 136с.
22.Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
23.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -608 с.
24.Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. -М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 104 с.
25.Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. - № 8. - с. 42-54.
26.Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. - № 1.-е. 21; №2.-с. 20.
27.Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. - №10.
28.Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя/ М.Ю. Стожарова . – Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203с.
29.Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1980.
30.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988 -303с.
31.Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. – М.: «ДОМ 21 век», 2007. – 185 с.
32.Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю.
Влияние математической деятельности
на формирование познавательных процессов
старших дошкольников // NB: Педагогика
и просвещение. — 2012. - № 1. - С.68-78. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.211.
URL: http://e-notabene.ru/pp/
Приложения:
В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрешки, кубы), пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины.
На этот принцип обращается особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб — маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний ("Одевание кукол", "Покажи, что больше, а что меньше", "Чудесный мешочек", "Три медведя", "Что изменилось?", "Палочки в ряд", "Наоборот", "Сломанная лестница", "Чего не стало?", "Узнай по описанию" и др.).
Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания ("Медведь и пчелы", "Воробушки и автомобиль", "Ручейки", "Найди свой домик", "В лес за елочками" и др.).