Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО  «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  курсу «Методика профессионального обучения»

на тему: «Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО ». 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студентка ФЭМ

                                                                                          Группы ЗПО-517

                    Григорьева  Анна Андреевна

                    Проверил:

                    д.п.н., доцент

                    Бурцева Людмила Петровна 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

   Омск - 2012 
СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7

1.1 Понятие  «познавательная активность обучающихся»……………………...7

1.2 Направления  и условия эффективного развития  познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11

1.3 Развитие  познавательных способностей обучающихся ………………….15

Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19

2.1 Сущность  активных методов………………………………………………..19

2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23

2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………...43

 

   Введение

   Проблема  активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

     Активизация познавательной деятельности  учащихся во многом зависит  от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.

     Характеристикой этой позиции  являются: высокий уровень педагогического  мышления и его критичность,  способность и стремление к  проблемному обучению, к ведению  диалога с учащимся, стремление  к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

     Содержательной стороной активизации  учебного процесса является подбор  материала, составление заданий,  конструирование образовательных  и педагогических задач на  основе проблемного обучения  с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

     Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая  активные формы регуляции и  преобразования разных систем: теоретических  и методических. Особенно продуктивной  может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент-студент; преподаватель- преподаватель).

   Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых на занятиях по экономическим  дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью  в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности. Определение особенностей познавательной активности обучаемых осуществляется преподавателем в процессе беседы, в ходе наблюдений на занятиях, с помощью развернутой оценки познавательной активности.

   Несмотря  на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений, проблема развития познавательной активности в педагогике все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах развития познавательной активности на разных уровнях, нет единства взглядов на источники, формы и виды активности.

   Безусловно, значение вышеперечисленных исследований огромно, чтобы использовать эти  научные данные в исследовании, необходимо вначале правильно их осмыслить, преодолеть их неоднозначность, противоречивость. О природе познавательной активности можно судить, изучив активность на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом, психологическом и педагогическом уровнях.

   В современных условиях производственной, культурной общественной деятельности человека значительно возрастает роль его активности, инициативности, способности  самостоятельно принимать решения  и организовывать усилия для выполнения этих решений. Повышение активности людей представляет собой политическую, социальную, экономическую задачу. Она, без сомнения, представляет собой и педагогическую проблему.

     Анализ педагогической литературы, практики, отзывов на состояние и решение проблемы использования активных методов обучения в развитии познавательной активности свидетельствует о том, что активные методы обучения в данном процессе реализуется пока не в полной мере. Их реализации препятствуют следующие несоответствия, противоположности и противоречия между:

  1. количеством исследований проблемы развития познавательной активности обучающихся и их качеством разработанности идеи соединения процесса развития познавательной активности и активных методов обучения;
  2. возрастающим значением развития познавательной активности обучающихся в учебно-познавательной деятельности и невозможностью достижения этих результатов традиционными средствами;

   На  основе анализа актуальности, выявленных несоответствий, противоположностей и  противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе активных методов обучения как средства развития познавательной активности обучающихся в учреждениях СПО.

   Объект -  процесс обучения экономике в учреждениях СПО.

   Предмет - процесс развития познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО.

     Цель – определить систему  педагогических условий по развитию  познавательной активности и  проверить ее эффективность опытно-экспериментальным  путем.

   Поставленная  цель привела к рассмотрению следующих задач:

    1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых

    2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых

    3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых

    4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

   Методологической  базой исследования являются личностно - деятельностный, сиcтемный подходы.

   Анализ  научной литературы, посвященной вопросам развития познавательной активности учащихся показал, что к настоящему времени уже сложились объективные возможности решения этой проблемы в рамках ее содержательного и методического аспектов.

   Теоретической базой для этого могут служить  исследования известных дидактов:

   -вопросы  активизации учебного процесса (Д.В.  Вилькеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый,  Н.А. Половникова, И.Т. Огородникова, и др.);

   -развитие  познавательной деятельности учащихся (Л.И. Божович);

   -способы  организации познавательной деятельности  учащихся (В.И. Загвязинский, Т.М. Николаева, Н.г. Огурцов и др.).

   При активном обучении педагог выполняет  функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное  место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

 

    Глава 1 Теоретические  основы познавательной активности обучающихся

    1.1 Понятие «познавательная  активность обучающихся»

     В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

     Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

     Познавательный процесс является  результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

     Познавательная активность не  сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как  психическое состояние познающего  субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

     Различают познавательную активность  двух типов:

    - направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в  опыте индивида пли человечества  в целом (интеллектуальная деятельность, активность) 

    - создание совершенно нового, для  чего в личном и общественном  опыте еще не существует готовых  образцов (творческая активность) [3, с.45].

     Обучающийся включается в процесс  учебной деятельности с разной  степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения.

     Т. И. Шамова также различает  три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

     Первый уровень, воспроизводящий,  характеризуется стремлением учащегося  понять, запомнить, воспроизвести  полученные знания, овладеть способами  выполнения действий по образцу.

     Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.

     Творческий же уровень предусматривает  готовность учащихся к теоретическому  осмыслению знаний, пониманию связей  между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

     Организуя и осуществляя последовательность  дидактических ситуаций в учебном  процессе, нужно в рамках каждой  из них реализовывать два этапа  познавательной деятельности учащихся.

     Первый этап - восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.

     Второй этап - применение знаний на практике.

     В этой связи отметим, что  В.А. Крутецкий сумел выделить  и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач [8, с. 68]. 

     Для первого этапа протекания  познавательной деятельности такие  упражнения должны включать:

Информация о работе Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО