Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

   Игровой метод обучения

   В настоящее время игровой метод занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала. Игровые технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.

     Понятие «игровая педагогическая  технология» включает группу  методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр. 

   Педагогическая игра - это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленной организованной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [7, с. 52].

   Игровая форма занятий создается игровой  мотивацией, которая выступает как  средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

     · дидактическая цель ставится  перед обучающимися в форме  игровой задачи;

   · учебная деятельность подчиняется  правилам игры; · учебный материал используется в качестве ее средства;

     · в учебную деятельность вводится  элемент соревнования, который переводит  дидактическую задачу в игровую;

     · успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым  результатом. 

   Игра  как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты

     1) игровые роли и их принятие;

    2) игровые действия;

    3) технология игры.

   Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой  комплекс требований, ожиданий, предъявляемых  производственной ситуацией к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека в типовой модели производства. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению. Игровые действия могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (преподавателями) игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые действия отдельных участников игры могут существенно отличаться друг от друга.

   Технология  игры включает в себя возможное игровое  моделирование - создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развертывается игровой процесс, или же придуманы.

     В последнее время деловые  имитационные игры находят все  более широкое применение в  самых разных областях: в основном  в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории.

     Имитационные игры используются  для подготовки специалистов  в соответствующих областях, а  также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.

   Деловая игра - это форма воссоздания предметного  и социального содержания будущей  профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных ситуациях.

     Проведение деловой игры в  учебном процессе позволяет сформировать  позитивные установки слушателей:

    - на интерес к учебным занятиям  и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

    - усвоение больших объемов информации, способствующих творческому поиску  решений производственных задач; 

   - формирование объективной самооценки  обучаемых;

   - возможность к адекватному анализу  реальной производственной ситуации;

    - развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического  мышления.

   В.Я. Платов, анализируя деловую игру как  модель процесса принятия управленческого  или хозяйственного решения, отмечает, что в ней «синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр [8, с. 54].

   Игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения профессиональных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

   Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

     Этап подготовки. Подготовка деловой  игры начинается с разработки  сценария - условного отображения  ситуации и объекта. В содержание  сценария входят: учебная цель  занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

     Этап проведения - процесс игры. С  началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

     Этап анализа, обсуждения и  оценки результатов игры. Выступления  экспертов, обмен мнениями, защита  учащимися своих решений и  выводов. В заключение учитель  констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный  итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

   Итак, деловая игра используется для решения  комплексных задач. Усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра имеет свои особенности, обуславливающие её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Технология деловой игры состоит из нескольких этапов.

   Дискуссия как метод активного  обучения

   Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются со-четание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий. По сравнению с распространенной в обучении лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.

   Во  время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию. 3. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

     Дискуссионный метод помогает  решать следующие задачи:

    1) обучение участников анализу  реальных ситуаций, а также формирование  навыков отделения важного от  второстепенного и формулирования  проблемы;

    2) моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

    3) демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.

   Поскольку именно наличие системного подхода  отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии. Разновидностью дискуссии является метод «мозгового штурма».

   Невозможно  заранее запланировать все аспекты  дискуссии, но можно предусмотреть  ее основные этапы и ключевые моменты. Основные шаги при подготовке к дискуссии Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории) и состав участников. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон. Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование. Функции преподавателя вo время дискуссии.

     Ведущий дискуссии должен хорошо  представлять себе имеющиеся  точки зрения на постановку  и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

     Роль преподавателя при проведении  любой дискуссии наиболее близка  к роли посредника и включает  следующие функции:

    1) сформулировать проблему и тему  дискуссии, создать необходимую  мотивацию, т.е. показать значимость  проблемы для участников, выявлять  в ней нерешенные и противоречивые  моменты, определить ожидаемый  результат. В качестве объекта  дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;

Информация о работе Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО