Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Позн деят нар речи.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Курсовая работа

 

                                                                 

                                                                                          Исполнитель:  

 

 

 

Волгоград 2013

 

 

Оглавление

 

Введение 

Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи    

1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников 

1.2Особенности познавательной деятельности  у младших школьников с нарушениями речи 

Выводы по главе 1 

Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности  младших школьников с нарушениями речи    

2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи   ………………………………………..

2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи 

Выводы по главе 2 

Заключение 

Литература 

           Приложения 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний.

Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности  развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).

В настоящее время определена сущность и структура познавательной деятельности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной деятельности дошкольников (Н.С.Дежникова, М.Д.Виноградова, П.И. Пидкасистый ); прослежены связи познавательной деятельности личности с ее потребностями, мотивами и интересами.

Познавательная деятельность  лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.

У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования познавательной деятельности.

Мастюкова Е.М. отмечает у детей данной категории расстройства памяти, П.Б. Глухов – недостатки воображения, Гаркуша Ю.Ф., Волкова Л.С., Крутикова Э.Г. – дают общую оценку интеллектуальным предпосылкам в становлении познавательной деятельности.

До настоящего времени отечественная логопедия не имеет еще серьезных исследований с позиций целостного системного подхода, направленных на анализ потенциальных возможностей развития высших познавательных процессов, познавательной деятельности детей с нарушениями речи. Актуальность этого направления исследований очевидна, поскольку без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка трудно себе представить дальнейшее успешное развитие научных и практических основ логопедии, и в частности создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания этой категории детей.

Актуальность проблемы позволило нам определить тему нашего исследования: «Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи».

Цель: обосновать процесс изучения познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

Объект: дети с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет: процесс изучения познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс изучения познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи будет проходить более эффективно, если реализовать ее с позиции системного подхода в условиях образовательного учреждения.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме  познавательной деятельности у младших школьников в современной науке;

2.Охарактеризовать особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи;

3.Определить уровень развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;

4. Представить рекомендации педагогу  по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

-организация констатирующего этапа эксперимента, беседа, наблюдение, количественная и качественная обработка данных.

База исследования –

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи

1.1 Сущность понятия «познавательная  деятельность», ее развитие у  младших школьников

Познавательная деятельность является непременной и важнейшей составляющей человеческой деятельности, которая обусловливает развитие общества и самого человека. По определению Г.И.Щукиной, познавательная деятельность - «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством» [34, с 163]

Невозможно рассматривать познавательную деятельность в отрыве от реальной практической (в широком смысле) деятельности. До сих пор в психологии преимущественно используется идущее еще от Гегеля определение деятельности, фиксирующее ее составляющие - цель, средство, результат. Движение от цели через средства к результату и разворачивается как процесс деятельности . [18, c 352]

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее 
изучаются разными науками. Психология изучает психическую 
сторону деятельности.  

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудиться, размышляет. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам. Под деятельностью понимается  активность человека, направленная   на   достижение   сознательно   поставленной   цели.[17, c 101]

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, который он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Условно теоретические концепции деятельности можно разделить на три группы. Первую группу составляют исследования процесса, в котором ведущей характеристикой целостности деятельности, ее системообразующим фактором выступает результат, для второй группы ведущим элементом служит цель, для третьей - средства деятельности. В концепциях деятельности, выделяющих результат как системообразующий фактор, развивается представление о подчиненности процесса деятельности его конечной стадии, результату, который определяет направление процесса деятельности. Теория функциональных систем П.К.Анохина и варианты ее использования в психологическом анализе деятельности и являют собой примеры концепций, основанных, прежде всего, на анализе процесса достижения положительного результата. [27, c 33]

Однако многие психологические проблемы оказываются неразрешимыми с позиции теории функциональных систем. Это, в частности, проблемы творчества, где результат не может рассматриваться как детерминанта и системообразующий фактор деятельности. При объяснении многих психических процессов универсальный характер приобретает понятие цели. Цель предстает в виде образа желаемого результата, соотнесенного с потребностями через мотив и условиями их удовлетворения, выступает в функции регулятора деятельности - идеи, направления, ориентирующих ее. Конкретные механизмы формирования цели и ее функционирования составляют предмет психологического исследования мышления, на что неоднократно указывали С.Л.Рубинштейн, К.А.Славская, А.В.Брушлинский и др. Исследования динамики и закономерностей целеобразования (О.К.Тихомиров) свидетельствуют о важном месте цели в структуре и регуляции деятельности.[30, c 75]

Еще одним направлением исследования деятельности является анализ ее внешних и внутренних средств и построение на его основе представления о механизмах деятельности. Такие описания деятельности представлены в работах П.Я.Гальперина по исследованию формирования умственных действий. [23, c 6]

Указанные направления психологического анализа деятельности еще не дают целостного представления о ней, так как в них деятельность изучается лишь с одной стороны: внимание фокусируется либо на цели, либо на средстве, либо на результате. Ориентацию на процедуры включения различных аспектов анализа деятельности в целостное представление о ней задает системный подход. Он позволяет соотнести результаты исследований различных аспектов сложного объекта и выработать основания для объединения этих результатов в целостное представление о нем, представить объект как систему. Разработке целостного концептуального представления о деятельности посвящены практически все работы А.Н.Леонтьева. В его исследованиях наиболее последовательно используются принципы системного подхода в анализе деятельности, исходное определение которой уже ориентировано на целостное системное ее представление: это «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».[12, c 232]

По А. Леонтьеву, деятельность- форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определённых условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворённости, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поиска происходит встреча потребности с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. [12, c 245-247]

По С.Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности, вообще внешние причины действуют через внутренние условия.

Различные стороны деятельности как сложного системного явления представлены в следующем определении: «Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [29, c 41-44] Здесь в наиболее обобщенной форме заданы основные отличительные черты деятельности - это отношение активное, специфически человеческое, определяемое социальной природой человека.

Согласно исследованиям И.Ю.Кулагиной, познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие: объект познания, то есть то, на что направлено познание, субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом), уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое), чувственное познание включает в себя: ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах, восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета, представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий [4, c 22]

Познание Г.И.Щукиной рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах [34, c 161] Ею были выделены следующие виды познавательной деятельности. Первый вид познавательной деятельности - это так называемое обыденное или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Второй вид познавательной деятельности — научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является познание законов. Третий вид познания — философское, которое тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, то есть существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого — это обязательный элемент данного вида познания.

Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи