Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа
Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
В психологии память рассматривается мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации (КрутецкийС.И). Она не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, внутренним миром человека, его определениями, интересами. Протекание процессов памяти детерминируется деятельностью личности, ее направленностью на достижение предстоящих целей.
Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. С.Л. Рубинштейн считал, что внимание - это сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте.
Следовательно, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
В ходе анализа теоретических исследований по теме познавательной деятельности, мы изучили научные подходы по данной проблеме (Н.В.Бабкиной, В.А.Венгер, И.Ю.Кулагиной, М.И. Лисиной, Г.И.Щукиной) и определили особенности развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.
Процесс формирования познавательной деятельности младших школьников превращается в специальную задачу создания таких ситуаций и форм деятельности, которые, учитывая познавательный фактический опыт субъекта, способствуют одновременно актуализации его познавательных потенциальных возможностей, что в дальнейшем позволяет перейти им в личностную активность.
Первым этапом практического исследования в области коррекции познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью стало проведение констатирующего этапа эксперимента по следующим методикам: «Лабиринт - Полянки», «Методика диагностика памяти: слуховой, зрительной, моторной», «Методика диагностика объёма внимания».
Исследование проводилось на базе, г. Волгограда с детьми 7-8 лет (7человек), с диагнозом ОНР III уровня.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в целом по группе наблюдалось 71,4% детей с низким уровнем познавательной деятельности и 28,6% со средним уровнем. Детей с высоким уровнем в группе испытуемых не наблюдалось.
Процесс обучения, в связи с особенностями познавательной деятельности детей с нарушениями речи должен иметь коррекционную направленность. Практическое изучение познавательной деятельности учащихся с общим недоразвитием речи показало, что процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Для активизации познавательной деятельности мы рекомендовали педагогу наряду с созданием «ситуации успеха» использовать в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное развитие, а значит, и качество работы учителя.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствовало развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра.
Еще одним методом активизации познавательной деятельности являлся - осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Литература
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности дошкольников и младших школьников: Книга для учителя. - М.:, 2002.С 34-40.
2. Бондаревская В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., 1985. 37с.
3. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов Автор: М. А. Бесова , "Академия развития" – 1997.С 34-44
4. Васильева О.С. Система средств развития познавательного интереса у студентов младших курсов вузов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2002.-22 с.
5. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986. С 74-77.
6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями
в развитии / Т.А.Власова,
М.С. Певзнер. — М., 1973. С 12,17.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960. – 75 с.
8. Воспитание познавательной
9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч: В 6 т. Т. 6. М., 1984. С 9-11.
10. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. Учебное пособие. М., Академия, 2003. С 58.,60,65,70,85.
11. Кулагина И.Ю. Познавательная
деятельность и ее
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975. С 245-247,232.
13. Лисина М.И. Развитие познавательной
активности детей в ходе
14. Маркова А.Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. С 75-80.
15. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. С 342,75.
16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2 -32 с.
17. Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975. 101 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. С 352-354.
19. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М . 1980, С 49—59.
20. Педагогические условия
21. Пиаже Ж. Избранный психологический анализ . М., 1969. 14 с.
22. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т "МЭГУ – Краснодар", 1997.С 14-17.
23. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
24. Познание в социальном
25.Проблемы современного
26.Прозорова О.В. Формирование познавательного
интереса у дошкольников
27. Психология развивающейся
28. Развитие наглядно – образного мышления и памяти у детей с умственной недостаточностью / Под ред. Катаевой А.А., Стребелевой Е. А., М., 2005. С 24-37.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.С 123-125,41-44.
30. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников и младших школьников (Книга для учителя) Издательство: М., Просвещение, 1988.С 47-50.
31. Сухарев В. А. Психология интеллекта/ В. А. Сухарев. -Донецк: Сталкер, 1997.С416.
32.Щукина Г.И. Познавательный интерес
в учебной деятельности
33.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986.С132-135.
34.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности дошкольников и учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.С161,163,166.
35. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение .- М., 1999
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
37. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
Приложение
Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи