Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на таких учеников опирается учитель при изучении новой темы: эти школьники выручают его трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.д.) Главное учебное достоинство этих учащихся – стабильность. Но если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися, такие ученики начинают скучать на уроке. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
В ходе диагностики мы получили следующие результаты (рис. 2):
· учащихся с нулевым уровнем 10 человек(50%);
· учащихся с относительно-активным уровнем 7 человек(35%);
· учащихся с активным уровнем 3 человека(15%).
Рис.2. Уровень выраженности познавательной активности младших школьников
Таким образом, из рис.1 и 2 можно сделать вывод о том, что познавательные интересы и мотивы у большинства учащихся четвертого класса, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Это говорит о необходимости их развития. Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.
В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др [37,247].
Слово «игра» не
является научным понятием в строгом
смысле этого слова. Может быть, именно
потому, что целый ряд исследователей
пытались найти нечто общее между
самыми разнообразными и разнокачественными
действиями, обозначаемыми словом «игра»,
мы не имеем до настоящего времени
удовлетворительного
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
По мнению Д.Н.
Узнадзе игра является формой психогенного
поведения, т.е. внутренне присущего,
имманентного личности. Игру как пространство
«внутренней социализации»
Довольно интересно это понятие охарактеризовал А.Н. Леонтьев, а именно как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». На наш взгляд, наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.
Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полают, что « до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры».
Иначе игру представляет Б.П. Никитин, а именно как набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что ДИ позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н.Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры.
Чуть позже
возникло такое понятие как игровая
технология или что означает в
нашем понимании процесс
В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
Понятие «игровые
технологии» включает достаточно обширную
группу приемов организации
Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых
приёмов и ситуаций при урочной
форме занятий происходит по таким
основным направлениям: дидактическая
цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи; учебная
деятельность подчиняется правилам
игры; учебный материал используется
в качестве её средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие
игры учебно-воспитательным
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить
такие виды уроков с
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация
учебного процесса с
3) игровая организация
учебного процесса с
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды
внеклассной работы по
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует
умственную деятельность
3) игра - один
из приёмов преодоления
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, можно сделать выводы:
1. Познавательные
интересы – это активная
2. В младшем
школьном возрасте развитие
3. Занятия, пронизанные
элементами игры, соревнования, содержащие
игровые ситуации значительно
способствуют развитию
Младший школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний, способов учебной деятельности. Надо стремиться создать благоприятные условия для развития детей этого возраста, опираясь на природу ребенка, его стремления и потребности.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса.
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. Педагоги должны активизировать познавательный интерес и детей.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников