Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

Включая в образовательный процесс игру или элементы игры, педагог должен учитывать возрастные особенности  воспитанников. Игра должна быть доступна для детей данного возраста.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших  школьников

2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин

Целесообразность использования  дидактических игр на различных  этапах урока разнообразна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности  дидактических игр значительно  уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий  чаще применяют при проверке результатов  обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

На уроках математики большое  место занимают игры. Это главным  образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку,  усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив,  помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

На уроках математики могут  применяться учебные ролевые  и деловые игры, а так же другие игровые формы  уроков: урок-сказка, урок-КВН,  урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой». 

Ролевая игра характеризуется  более ограниченным набором структурных  компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в  моделируемой жизненной ситуации в  соответствии с сюжетом игры и  распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные  ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые  игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».

Разминка.

“Стоит в поле дуб. На дубе три яблока. Ехал добрый молодец  и сорвал одно яблоко. Сколько яблок  осталось?”

Ответ: на дубе яблоки не растут.

«Стрельба из лука».

Поставьте в клеточки такие  числа, чтобы суммы по вертикали, горизонтали и диагонали были равными.

     

28

20

12

   

22


Ответ:

18

16

26

28 

20

12

14

24

22


«Эстафета».

Продолжи числовой ряд  ( допишите два числа)

А) 18, 9, 21, 15, ?, ?

Б) 28, 16, 32, 24, ?, ?

Ответ: А) 3, 12

Б) 36, 8

«Прыжки в высоту».

Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.

4 4 4 4 = 1 4 4 4 4 = 6

4 4 4 4 = 2 4 4 4 4 = 7

4 4 4 4 = 3 4 4 4 4 = 8

4 4 4 4 = 4 4 4 4 4 = 9

4 4 4 4 = 5 4 4 4 4 = 10

Ответ:

4:4+4-4 = 1 (4+4):4+4 = 6

4:4+4:4 = 2 4+ 4- 4: 4 = 7

(4+4):4+4 = 3 4+4-4+4 = 8

(4-4)·4+4=4 4:4+4+4=9

(4·4+4):4=5 (44-4):4=10

«Бег на короткие дистанции».

Проверка знания таблицы  умножения на 3. Участники называют все числа от 1 до 30, но вместо чисел, делящихся на 3, говорят фразу  “Не собьюсь”.

1, 2, не собьюсь, 4, 5, не  собьюсь, 7, 8, не собьюсь и т.д.

«Бег с препятствиями».

Решить задачи.

№1. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали  по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница  ругала по 12 минут. Сколько часов  ругали печального третьеклассника?

Ответ: 8 часов.

№2. 40 бабушек поехали  кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле ехала в одиночестве  самая шустрая бабушка, за ней  мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместились  по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидело по 2 бабушки. Сколько  всего мотоциклов было у бабушек?

Ответ: 19 мотоциклов.

«Синхронное плавание».

№1. На сколько частей разделится лист бумаги четырьмя прямыми линиями, проходящими через одну точку.

Ответ: 8 частей.

№2. Пирог прямоугольной  формы двумя разрезами разделили  на 4 части так, что две из них  были четырехугольной формы, а две  – треугольной.

«Фехтование»

Расположить карточки так, чтобы произведение возрастало.

7·8

7·4

9·6

6·6

9·8

Ч

У

А

Д

А


 

 

7·6

8·3

8·6

8·7

9·6

С

У

П

Х

Е


Ответ:

После решения и расположения карточек с результатами в порядке  возрастания должны получиться два  слова “УДАЧА” и “УСПЕХ”.

«Шахматисты».

Задачи на логическое мышление.

№1. Пять человек водили хоровод, держась за руки. В одном  месте хоровод расцепился. Сколько  рукопожатий осталось в хороводе?

Ответ: четыре.

№2. Великан жил на втором этаже девятиэтажного дома. Как-то ему  захотелось жить повыше. Он перевернул дом и поставил его крышей вниз. На каком этаже оказалась его  квартира?

Ответ: на восьмом.

Устный счет.

Из разных цифр Кощей нам сделал бусы, 
А в тех кружках, где чисел нет, 
Расставьте минусы и плюсы, 
Чтоб данный получить ответ.

2

?

3

?

4

?

8

=

9


Учитель: Вспомним состав числа 9

На доске записаны примеры. При решение каждого примера повторяются компоненты.

8+1=

6+3=

7+2=

5+4=

Решение задач.

Учитель: Баба Яга оставила записку, в которой говорится о том, что до Кощея Бессмертного мы сможем добраться, если найдем сундук.

-А вот и сундук. На сундуке  замки, чтобы открыть эти замки  вы должны решить задачи.

1 задача.

В саду у Кощея Бессмертного растут волшебные яблони с золотыми и  серебряными яблоками. Серебряных яблок 5штук, а золотых на 2 штуки больше, чем серебряных. Сколько золотых  яблок растет в саду у Кощея  Бессмертного (решают задачу с объяснением)[44].

Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие    формы можно почерпнуть из телевизионных игр.  

 Результативность: 

  1. Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
  2. Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.
  3. Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
  4. Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики
  5. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
  6. Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
  7. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
  8. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

2.2. Применение  игровых технологий на уроках  русского языка

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева  «Играем на уроках русского языка: Пособие  для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие  выводы:

1)         игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2)         правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3)         игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4)         игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5)         в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [12,115].

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно  использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в  русской школе.

Как же облечь урок в игровую  форму в школьной практике? Здесь  великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих  условий:

1)         соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)         доступность для учащихся данного возраста;

3)         умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно  выделить такие виды уроков:

1)         ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)         игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3)         игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4)         использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)         различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Задания, упражнения и игры для развития речи

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая  деятельность осуществляется посредством  языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими  людьми. Усваивая родной язык, ребенок  овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана  с мышлением, она служит формой существования  мысли. По мере овладения речью ребенок  учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать  собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников