Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно  пользоваться языком в различных  социальных ситуациях, вступать в эффективное  взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением  речевого развития ребенка является овладение им письменной речью  которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный  словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную  память.

Пересказ и рассказ 

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно  провоцируемый взрослым рассказ  ребенка о тех событиях, которые  произошли с ним в течение  дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать  у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется  применять следующий прием –  предложить разыграть в лицах  прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между  учащимися (этот прием можно с  успехом применять на уроке). После  второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной  речи существенное влияние оказывает  прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством  художественного слова.

Скороговорки 

Скороговорки – эффективное  средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным  материалом для развития внимания и  памяти детей.

      У пеньков опять пять опят.

       Водовоз вез воду из-под водопровода.

       Мокрая погода размокропогодилась.       

 Шел Фрол по шоссе к  Саше в шашки играть.      

 Нисколько не скользко, не  скользко нисколько.      

 Около кола колокола колоколят.      

 Три дровосека, три дроворуба  на дворе дрова топорами рубят.      

 Была у Фрола – Фролу  на Лавра наврала. Пойдет к Лавру – Лавру на   Фрола наврет.

От  топота копыт пыль по полю летит.

Всех  скороговорок

Не  перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Ехал  грека через реку, Видит грека: в реке – рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека –  цап!

Карл  у Клары украл кораллы, А Клара  у Карла украла кларнет.

Купи  кипу пик (и так 3 раза). Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

По  утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

По  утрам у Айболита, до обеденной  поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой, за речною косой

Травы косит косой.

У Кондрата куртка коротковата.

Кукушка кукушонку

Купила  капюшон.

Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.

Свинья  тупорыла весь двор перерыла. Все бобры  добры для своих бобрят.

По  траве тропа протоптана.

Пароль  «Орел».

Папа  покупал покупки.

Макара  укусил комар, Прихлопнул комара Макар.

Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку.

А когда  сбежал под горку, Позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Нет ни горки, ни Егорки.

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают  лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть  за словом в карман»), актуализируют  пассивный словарь. Большинство  таких игр рекомендуется проводить  с ограничением времени, в течение  которого выполняется задание (например, 3 - 5 мин.). Это позволяет внести в  игру соревновательный мотив и придать  ей дополнительный азарт.

«Дополни слово»

Ведущий называет часть  слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок  и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные  по значению: Тонкий – Острый – Чистый – Громкий – Низкий – Здоровый – Победа -  и т.п.

         «Кто больше сочинит»

Подбирается несколько  предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно  подбирать и к словам, не сопровождая  их показом соответствующих картинок.

Огурец – молодец. Заяц – палец. Очки – значки. Цветок -  платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия  «рифма» можно привлечь отрывок  из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как  Незнайка сочинял стихи.

 

 

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор  слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ – ВАННАЯ.

«Из слогов – слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить  из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в  каждом из которых по 2 слога, из следующих  слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых  по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся  на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые – в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

         Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим  конструкциям:

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно  больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в  возможно короткое время подыскать  к нему как можно больше производных  слов. Например: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

«Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием  орфографического навыка с учетом этапа  работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых  или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок,  дубки, варенье, чучело, ручьи,  чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

 

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

 

дубки

варенье

чучело

 

Съемка

град

ворота

 

Гриб

ручьи

чум

 

подъем

клад

воробей


 

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить  словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

 

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка


 

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные  слова.

Составить предложения, используя  данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово  и шифрует его. Играющие могут  попробовать свои силы в расшифровке  словосочетаний и предложений.

 

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки


 
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег) [44].

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление  фонетического и грамматического  разбора слов, правописание собственных  имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой  вы воспользовались при составлении  кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в  словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых  гласных.

 

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников