Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53
К числу более сложных игр относится составление палиндромов.
Палиндромы – это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.
Задания, упражнения, игры для развития памяти
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.
Совершенствование памяти в
младшем школьном возрасте
По мере усложнения учебных
заданий установка «просто
Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Смысловая память основана
на понимании, т. е. на деятельности мышления,
и связана с развитием языка.
В процессе смыслового запоминания
в первую очередь создаются пригодные
для запоминания связи –
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.
Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»
Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Разнообразная
внеклассная воспитательная работа
способствует развитию у детей интереса
к различным видам
Особое место во внеклассной работе занимает игровая деятельность. В формировании межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста особое значение имеют игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к таким нравственным ценностям, как дружба, доброжелательность, сопереживание, милосердие, товарищество и т.д. Поэтому используемые во внеклассной работе игры можно назвать воспитательными играми.
Приведем некоторые фрагменты игр во внеклассной работе с младшими школьниками.
Игра "Оранжевая лихорадка"
Данная игра в точности напоминает теле игру «Золотая лихорадка». Только вместо золота участники игры борются за апельсины. В игре одновременно могут принимать участие 20 – 30 человек. У каждого игрока есть свой номер (от 1 до числа участвующих в игре человек).
Условия игры: на каждый период дается по пять минут. По истечении времени победителем становится тот игрок, который назвал последний верный ответ. Если в течение период три раза подряд прозвучит неверный ответ, то игра прекращается, выигравшим считается тот, кто до этих трех неверных ответов назвал верный. В конце первых трех периодов победивший игрок получает апельсин. Четвертый период проходит между тремя выигравшими в предыдущих периодах. В пятый период выходит только один победитель. Если он выигрывает, то получает 1 кг апельсинов, проигрывает – ничего не получает, у него остаются только те апельсины, которые он выиграл до этого.
Игра "Сто к одному"
В
игре участвуют две команды, по пять
человек в каждой. Команда имеет
свое название и свой девиз. Командам
дается домашнее задание: представить
каждого члена команды каким-
Игра "Колесо истории"
Учитель:
Сегодня мы наше занятие проведем в форме телевизионной игры «Колесо истории».
Класс делится на три команды. Команды выбирают цвет карет (красный, желтый, зеленый) на которых и отправятся в путь. Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди. За каждый правильный ответ команда получает по 100 верст. Чья карета первая дойдет до финиша, та команда и победила.
Игра "Счастливый случай"
В игре принимают участие три команды по 4 - 5 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды.
Игра "Пойми меня"
В игре участвуют три команды по пять человек.
Для игры нужно подготовить разноцветные карточки с заданиями.
Звучит веселая музыка. Появляется ведущий.
Здравствуйте! Мы приглашаем вас на лучшее шоу этого сезона: игру «Пойми меня!».
Сегодня здесь встретятся три замечательные команды, и я приглашаю за центральный игровой стол команду... (название команды). В составе команды играют... (представление игроков).
Соперники у вас серьезные. Я приглашаю за левый игровой стол команду... (название команды). В составе команды играют... (представление игроков).
За правый игровой стол я приглашаю команду... (название команды). В составе команды играют... (представление игроков). Мы познакомились с участниками сегодняшней игры, и я объявляю о начале первого раунда [45].
В
настоящее время школа
Уровень
обучения и воспитания в школе
в значительной степени определяется
тем, насколько педагогический процесс
ориентирован на психологию возрастного
и индивидуального развития ребенка.
Это предполагает психолого-педагогическое
изучение школьников на протяжении всего
периода обучения с целью выявления
индивидуальных вариантов развития,
творческих способностей каждого ребенка,
укрепления его собственной позитивной
активности, раскрытия неповторимости
его личности, своевременной помощи
при отставании в учебе или
неудовлетворительном поведении. Особенно
важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное
обучение человека, когда учеба становится
ведущей деятельностью, в лоне которой
формируются психические
В
связи с этим возникает актуальность
в разработках игровых
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка и математики, а так же на внеклассных мероприятиях различного вида.
Анализ литературы и практики преподавания подвел нас к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников