Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

 

К числу более сложных  игр относится составление палиндромов.

Палиндромы – это слова или  целые предложения, которые одинаково  читаются как слева направо, так  и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.       

Задания, упражнения, игры для развития памяти

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».        

 Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию  неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.        

 Совершенствование памяти в  младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1 - 2 и 3 - 4 классов. Для детей 7 - 8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».        

 По мере усложнения учебных  заданий установка «просто запомнить»  перестает себя оправдывать, что  вынуждает ребенка искать приемы  организации материала. Важнейшими  являются приемы смыслового запоминания,  лежащие в основе логической  памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью».        

 Младший школьный возраст  является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т. е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания  в первую очередь создаются пригодные  для запоминания связи – крупные  структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Эффективная обучающая  методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается  в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»

Ответ на первый вопрос позволяет  выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого  выделения. Обучающая методика имеет  две части. Первая часть – выделение  смысловых опор, вторая – составление  и использование плана как  смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе

           Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

          Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать  в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности. Если у ребенка сформирован  устойчивый интерес к труду в  совокупности с определенными практическими  навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную  деятельность. Это особенно актуально  сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Особое  место во внеклассной работе занимает игровая деятельность. В формировании межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста особое значение имеют игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к таким нравственным ценностям, как дружба, доброжелательность, сопереживание, милосердие, товарищество и т.д. Поэтому используемые во внеклассной работе игры можно назвать воспитательными играми.

Приведем  некоторые фрагменты игр во внеклассной  работе с младшими школьниками.

Игра "Оранжевая лихорадка"

Данная  игра в точности напоминает теле игру «Золотая лихорадка». Только вместо золота участники игры борются за апельсины. В игре одновременно могут принимать  участие 20 – 30 человек. У каждого  игрока есть свой номер (от 1 до числа  участвующих в игре человек).

Условия игры: на каждый период дается по пять минут. По истечении времени победителем  становится тот игрок, который назвал последний верный ответ. Если в течение  период три раза подряд прозвучит  неверный ответ, то игра прекращается, выигравшим считается тот, кто до этих трех неверных ответов назвал верный. В конце первых трех периодов победивший игрок получает апельсин. Четвертый период проходит между  тремя выигравшими в предыдущих периодах. В пятый период выходит  только один победитель. Если он выигрывает, то получает 1 кг апельсинов, проигрывает  – ничего не получает, у него остаются только те апельсины, которые он выиграл  до этого.

Игра "Сто к одному"

В игре участвуют две команды, по пять человек в каждой. Команда имеет  свое название и свой девиз. Командам дается домашнее задание: представить  каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем  не отличается от телевизионной версии, кроме того, что перед «Игрой наоборот»  проводится игра со зрителями. Для игры необходимо подготовить карточки с  ответами и продумать, как их крепить  на доску.

Игра "Колесо истории"

Учитель:

Сегодня мы наше занятие проведем в форме  телевизионной игры «Колесо истории».

Класс делится на три команды. Команды  выбирают цвет карет (красный, желтый, зеленый) на которых и отправятся в путь. Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди. За каждый правильный ответ  команда получает по 100 верст. Чья  карета первая дойдет до финиша, та команда  и победила.

Игра "Счастливый случай"

В игре принимают участие три команды  по 4 - 5 человек в каждой. Участвующие  команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого гейма счетная  комиссия объявляет итоговый результат  каждой команды.

Игра "Пойми меня"

В игре участвуют три команды по пять человек.

Для игры нужно подготовить разноцветные карточки с заданиями.

  Звучит веселая музыка. Появляется  ведущий.

Здравствуйте! Мы приглашаем вас на лучшее шоу  этого сезона: игру «Пойми меня!».

Сегодня здесь встретятся три замечательные  команды, и я приглашаю за центральный  игровой стол команду... (название команды). В составе команды играют... (представление  игроков).

Соперники у вас серьезные. Я приглашаю  за левый игровой стол команду... (название команды). В составе команды  играют... (представление игроков).

За  правый игровой стол я приглашаю  команду... (название команды). В составе  команды играют... (представление  игроков). Мы познакомились с участниками  сегодняшней игры, и я объявляю о начале первого раунда [45].

 

Выводы по второй главе

Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как: 1)особое отношение личности к окружающему миру; 2)особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4)особое содержание усвоения; 5)деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игры хорошо уживаются  с «серьезным» учением. Включение  в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает  преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей ко всем учебным предметам.

Применение игровых  технологий  в обучении целесообразно  и эффективно. В игре дети отражают различные стороны жизни, особенности  взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания  об окружающей действительности.

 Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов.

Заключение

 

 

В настоящее время школа нуждается  в такой организации своей  деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к  жизни каждого учащегося, внедрение  различных инновационных учебных  программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе  в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс  ориентирован на психологию возрастного  и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего  периода обучения с целью выявления  индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или  неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах  школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой  формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего  познавательные процессы и отношение  к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к  сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее  время опубликовано несколько пособий  по игровым технологиям.

Изучение  литературы, анализ и обобщение собранных  по проблеме материалов дали нам возможность  определить теоретические основы конструирования  и использования дидактических  игр разных типов, предназначенных  для применения на уроке русского языка и математики, а так же на внеклассных мероприятиях различного вида.

Анализ  литературы и практики преподавания подвел нас к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию  познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников