Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в  меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически  сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и  увлекательным для школьников, и  деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование  показало, что игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности  методических приемов, направленных на изучение русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. -М., 1998. -196 с.
  2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. –Екб., 1993. -525 с.
  3. Анисимов В.В.Общие основы педагогики.-М., 2006.-536 с.
  4. Асеев В. Г. Возрастная психология. -Иркутск, 1989. -206 с.
  5. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной     общеобразовательной школе. -М., 1985. -188 с.
  6. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). -М., 1977.-215 с.
  7. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.- М., 1996. -275 с.
  8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. -325 с.
  9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989. -285 с.
  10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991. -415 с.
  11. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. -Спб., 1996. -455 с.
  12. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. -М., 1989.- 158 с.
  13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986. -378 с.
  14. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. -М., 1992. – 155 с.
  15. Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. -М., 1998. -129 с.
  16. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике.-М.,2005-448 с.
  17. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994. – 276 с.
  18. Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. -М., 1909.- 375 с.
  19. Кон И. С. В поисках себя.- М., 1984. -225 с.
  20. Крутецкий В.А.Психология. -М., 1986.-275 с.
  21. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. -М., 1977. -192 с.
  22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.- М., 1996. -225 с.
  23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М., 1979. -165 с.
  24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. -М., 1969. -314 с.
  25. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. -М., 1971. -175 с.
  26. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.
  27. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1959. -338 с.
  28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. -278 с.
  29. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. -М., 1974. -197 с.
  30. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций.- М,, 1992.-297 с.
  31. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. -М., 1940. -368 с.
  32. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.- 342 с.

 

  1. Морозова Н.Г. Формирование интересов  у детей в условиях нормального  и аномального развития. Докт. дисс. М., 1967.-339 с.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. -М., 1997.-396 с.
  3. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1990. -198 с.
  4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. -М., 1995. -274 с.
  5. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. -Ростов н/Д. 2002. -344 с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.-256 с.
  7. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.- 145 с.
  8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  9. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962. – 230 с.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999. -277 с.
  11. http://volkovajulia.blogspot.com (дата посещения)
  12. http://festival.1september.ru
  13. vneklassa.narod.ru

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Утренник «Первый десяток».

Учитель.    Дорогие, ребята! Мы изучили с вами десять самых важных чисел 1-10 и соответственно цифры, которыми записываются эти числа. И сегодня встретимся с ними еще раз, послушаем об этих цифрах и числах загадки, стихи и пословицы. 

           Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица. 

   Ученик.          

Рисовал я единицу,

Получилось – ну и ну!

Настоящая ракета

Для полета на Луну.

Как стрела, помчусь я в небо.

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самым первым буду я!

Учитель.   Один – очень важное число. Каждый человек в мире один. Одна мама у ребенка. Одно солнце на небе. Но это число часто «грустит». Грустно человеку жить одному. Веселее, когда вокруг друзья.

Ученик.   

Поиграть решили дети. 

                          Встали в круг все, кроме Пети. 

                  Он один не захотел 

                  И, надувшись, в угол сел. 

                     Но прошла одна минутка- 

                  Разревелся не на шутку. 

                       Догадались, почему? 

                     Стало скучно одному.

Учитель.     А еще число один часто встречается в пословицах и поговорках. Попробуйте их продолжить:

Один за всех….(и все за одного).

Лучше один раз увидеть….(чем сто раз услышать).

Один старый друг….(лучше новых двух).

А вот это – цифра два,

Полюбуйтесь, какова.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Учитель.   Два – это тоже важное число. Ведь у каждого человека есть два… Чего? Продолжите!

Ученики.  Два глаза, два уха, две руки, две ноги.

Учитель.   Вместе с этим числом к нам пришли загадки. Отгадайте их!

Ученики.                           

   Две подруги, две сестры

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

……..

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью под кроватью.

………

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу.

…….

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Ученики. 

                        Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофера:

Красный свет – проезда нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати.

……

Три зубца у старой вилки.

Три в тетрадке у Данилки:

Он урок не доучил-

Вот и тройку получил

…..

Змей трехголовый покупал в палатке

Три банки сока и три шоколадки,

Для трехголовой бабки – три платочка.

Три ожерелья – трехголовой дочке.

Учитель.  А еще число три дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается?

Ученики.   «Три поросенка», «Три медведя».

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

Учитель.  Послушайте стихи и загадки и скажите, каких предметов всегда четыре?

Ученики.             

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

….

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

….

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, четвертый плачет.

Учитель.    Кто назовет четыре времени года? Четыре времени суток? Четыре стороны света?

На что похожа цифра пять?

На серп, конечно, как не знать.

Ученики.   

  Один, два, три, четыре, пять… 

   Будем пальчики считать.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит все в порядке.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан.

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Перед тобой пятерка братьев,

Дома все они без платьев,

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

Учитель.       Кто может назвать имена этих братьев?

(Дети называют пальцы, начиная с большого, а затем рассказывают считалки, которые начинаются словами – один, два, три, четыре, пять.)

Цифра шесть – дверной замочек-

Сверху крюк, внизу кружочек.

Ученики.    

Шесть подружек в парке были.

Шесть деревьев посадили,

Шесть березок на аллее,

Пусть растут они скорее!

Вот и гости собрались!

На столе стоит сервиз:

Чашек шесть, тарелок шесть,

Чай попить и торт поесть.

Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком,

Пусть лакают языком,

Не едят из ложки. 

Учитель.  Назовите по порядку героев сказки «Репка». Сколько их? Правильно, их шесть.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога. 

Ученик.   

Семь ночей и дней в неделе. 

                                Семь вещей у нас в портфеле: 

                               Промокашка и тетрадь,  

                               Ручка, чтобы ей писать.

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно, 

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Учитель.  Число семь часто встречается в пословицах и поговорках. Кто-нибудь может вспомнить некоторые из них?

Ученики.      

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Учитель.  Назовите семь дней недели. Семь цветов радуги. Сказки, в которых встречается это число.

Ученики.    «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

У  восьмерки два кольца,

Без начала и конца.

Ученики.   

Цифра восемь так вкусна-

Из двух бубликов она. 

        … 

    Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим.

Цифра восемь плюс крючки-

Получаются очки.

К этой цифре ты привык.

Эта цифра – снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь.

Только в цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

Цифра девять иль девятка-

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Ученики.

К девяти без десяти

Надо в школу нам идти.

В девять слышится звонок-

Начинается урок.

Девять мальчиков в подъезде,

Во дворе играют вместе.

А с балконов на ребят

Десять бабушек глядят.

В девяти этажном доме

На девятом этаже

Проживает мальчик Рома,

Девять лет ему уже.

К девяти часам утра

Роме в школе быть пора.

Цифра вроде буквы О-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если слева, рядом с ним,

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять!

(Двое учеников инсценируют стихотворение С. Маршака. От автора говорит учитель.)

Сказал веселый круглый ноль

Соседке – единице: 

С тобою рядышком, позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,  

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.  

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я встану справа.            

Учитель.    С тер пор единица подружилась с нулем. Мы вспомнили все цифры. А умеете ли вы строить их по порядку? Хорошо. Сейчас проверим .

(Проводится игра «Цифры, стройтесь по порядку!» Две команды получают карточки с цифрами. По сигналу дети должны построиться по порядку. Выигрывает команда, которая построится быстрее и не допустит ошибок.)

Праздник заканчивается, учитель благодарит детей за активность, за знание и выразительное чтение пословиц, стихов и считалок.  

 

Приложение 2 

     Развивающие  задания по математике.

1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?

2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.

3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км. Пробежала каждая лошадь?

4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?

5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, когда она встанет на 4 ноги?

6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?

7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой  и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.

8. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?

9. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

10. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?

11. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3)

12. Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?

13. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?

14. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?

15. Ствол у дуба толще, чем у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

16. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?

17. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? (По 1 апельсину: дедушка, папа, мальчик).

18. На столе лежали 3 конфеты в одной кучке, 2 матери, 2 дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по 1 штучке.

И не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников