Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).

7. В какой сказке девочка зимой  отправляется за цветами? («Двенадцать  месяцев»).

8. Домашний дед Мороз. (Холодильник).

9. Какие две ноты растут в  огороде? (фа-соль).

10. Назвать автора: «Вороне где-то  бог послал кусочек сыра»? (Крылов).

11. Что в огне не горит, а  в воде не тонет? (лед).

12. Сама пестрая, ест зеленое,  дает белое? (корова).

13. Какие часы показывают правильное  время только два раза в  сутки? (которые стоят).

14. Назовите детский юмористический  киножурнал. («Ералаш»).

15. Какой страшный зверь падок  до малины? (медведь).

16. Какой жук носит название  того месяца, в котором он родился? (майский).

17. Какие птицы не умеют летать? (пингвины и страусы).

18. Продукт, который получают  из свеклы и тростника? (сахар).

19. Подземная железная дорога? (метро).

20. Какое государство можно носить  на голове? (Панама).

21. Какое топливо добывают на  болоте? (торф).

2 гейм «Заморочки из бочки»

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков (можно  использовать капсулы от «киндер-сюрпризов» и вложить внутрь их номера вопросов). Тянуть бочонки начинает команда, у  которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При  правильном ответе на вопрос команда  получает 2 балла.

Вопросы второго гейма:

1. С помощью этого предмета  главный герой сказки нашел  свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

2. Она пришла к нам из сказки  Андерсена. Ее имя означает  меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

3. В какой сказке действуют  ожившие фрукты и овощи? («Приключения  Чипполино).

4. Игрушка – главный герой  книги и мультфильма, которому  дали очень смешное имя, потому  что он упал со стола. (Чебурашка).

5. С помощью этого предмета  можно смастерить самые замечательные  вещи, а можно даже убить страшного  героя русских сказок. (Игла).

6. При царе Иване 1У были  выпущены монеты, на которых изображен  всадник с копьем в руке. Как  назывались эти монеты? (Копейки).

3 гейм «Темная лошадка»

Ведущий объясняет, что он загадал  одно известное произведение. И, чтобы  его отгадать, он будет давать подсказки  к нему. Таких подсказок будет  пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения  неожиданно разбогатела.

2. У нее появилось много друзей, для которых стали устраиваться  приемы.

3. Ее попытались похитить, но  неожиданно появился молодой  смельчак и спас ее.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной  героини был самовар.

Ответ: (Муха-Цокотуха).

4 гейм «Гонка за лидером»

Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ  команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса  команда не дает никакого ответа, ведущий  зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у  которой меньше очков.

Вопросы для первой команды:

1. Корова в детстве? – Теленок.

2. Дом автомобиля? – Гараж.

3. «Семь раз отмерь, один раз...»  - Отрежь.

4. Костюм космонавта? – Скафандр.

5. Северная столица России? –  Санкт-Петербург.

6. Какой город летает? – Орел.

7. Какой снег быстрее тает: чистый  или грязный? – Грязный.

8. Автомашина, считающая чужие деньги? – Такси.

9. Герой народных кукольных представлений?  – Петрушка.

10. Волшебная скатерть, на которой  сама появляется еда? – Самобранка.

11. Отец деревянного мальчика? –  Папа Карло.

12. Участок земли для выращивания  овощей? – Огород.

13. Вода в газообразном состоянии?  – Пар.

14. Одновременный ход королем  и ладьей в шахматной партии? – Рокировка.

15. Седьмая буква в слове «электрификация»? – Буква «и».

16. Площадка для бокса? – Ринг.

17. Что делает еж зимой? –  Спит.

18. Есть ли на свете Оранжевое  море? – Нет.

19. День веселья, радости, торжества?  – Праздник.

20. По-итальянски «тартуфель», а по-русски...? – Картофель.

Вопросы для второй команды:

1. Колобок, обросший иглами? –  Еж.

2. Дом собаки? – Конура.

3. Самая первая книга ученика?  – Букварь.

4. Личный транспорт Бабы-Яги?  – Ступа / Помело.

5. Ребенок козы? – Козленок.

6. Кто говорил волшебные слова:  «Сим, Сим, откройся!»? – Али-Баба..

7. Вьют ли наши перелетные  птицы на юге гнезда? – Нет.

8. Что идет, не двигаясь с места?  – Время.

9. Ремни или веревки для управления  лошадью в упряжке? – Вожжи.

10. Какой ключик получил Буратино  от черепахи Тортилы? – Золотой.

11. Прямоугольник с равными сторонами  называется… - Квадрат.

12. Какой праздник отмечают 7 января? – Рождество.

13. Какая из нот не нужна  для компота? – Соль.

14. Кто говорит на всех языках? – Эхо.

15. Место для представления в  цирке? – Арена.

16. Какой овощ напоминает космическую  тарелку? – Патиссон.

17. Кто может лежать на доске  с гвоздями? – Йог.

18. Появляется на железе из-за  сырости? – Ржавчина.

19. Эмблема государства? – Герб.

20. Самая быстроногая птица? –  Страус.

Вопросы для третьей команды:

1. Мальчик с деревянным носом?  – Буратино.

2. Городское заведение для зверей? – Зоопарк.

3. В кого превратился гадкий  утенок? – В лебедя.

4. Спрятанные сокровища? – Клад.

5. Фрукт, которым отравили принцессу?  – Яблоко.

6. Мороженое в шоколаде? – Эскимо.

7. Дышит ли цыпленок в яйце? – Да.

8. Что можно увидеть с закрытыми  глазами? – Сон.

9. Какого размера носил сапоги  Дядя Степа? – 45-го.

10. Место на площади для торговли? – Базар / Рынок.

11. Перерыв между актами в  спектакле? – Антракт.

12. Ночью указывает путь кораблям? – Маяк.

13. Сборник географических карт  и таблиц? – Атлас.

14. Очень запутанная дорога? –  Лабиринт.

15. Говорящая птица? – Попугай.

16. Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? – Капуста.

17. Какие ноги у жирафа длиннее:  передние или задние? – Одинаковые.

18. Сколько дней в високосном  году? – 366 дней.

19. Знак почтовой оплаты? – Марка.

20. Лошадиный символ удачи? –  Подкова.

В конце четвертого гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в  соответствии с набранными баллами  получают призы. Победители получают медали в форме подковы.

Игра "Колесо истории"

(Внеклассное занятие по русскому  языку)

Учитель:

Сегодня мы наше занятие проведем в форме телевизионной игры «Колесо  истории».

Класс делится на три команды. Команды  выбирают цвет карет (красный, желтый, зеленый) на которых и отправятся в путь. Для всех команд задается общий вопрос. Предлагаются три варианта ответа. Команды совещаются, выбирают правильный ответ. Отвечают капитаны по очереди. За каждый правильный ответ  команда получает по 100 верст. Чья  карета первая дойдет до финиша, та команда  и победила.

 Вопрос 1.

Это Китайское слово. В европейские  языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?

а) Кофе;

б) Какао;

в) Чай.

 Игровая пауза: Игра «Наборщик»

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с  этим словом перед играющими. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, красота, лекарство, грамотей, контрабас). Побеждает тот, у кого окажется больше слов.

 Вопрос 2.

Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот  послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и  многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого  дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются  и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и  листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?

а) Береза;

б) Осина;

в) Рябина.

 Музыкальная пауза.

Ребята исполняют песню «Учиться надо весело» (слова К. Ибряева, музыка С. Соснина)

 Вопрос 3.

Почти 500 лет назад в Европе появились  семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой  к солнцу, тянется к солнцу, и  назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый  к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому  мы называем его:

а) Ромашка;

б) Подсолнух;

в) Хризантема.

 Игровая пауза: игра «Скорый  поезд».

Участвуют все команды. Первые игроки-паровозики добегают до отметки, возвращаются обратно, прицепляют один вагончик (следующего игрока), добегают до отметки, бегут  обратно, подцепляют следующего игрока и т.д. чей поезд быстрее вернется назад, тот должен прокричать: «Ту-ту!».

 Минутка для отдыха: Стихотворение-шутка  «Буква заблудилась» 

(ученики по ходу стихотворения  называют правильное слово) 

 Вопрос 4.

Удивительно милая и наивная  история у этого замечательного слова, первоначально означавшего  «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?

а) Бабочка;

б) Мотылек;

в) Божья коровка.

 Театральная пауза: инсценировка  стихотворения-шутки Г.Граубина 

 Вопрос 5.

Когда-то это было устойчивое сочетание  в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности  пожелание. Затем эти слова слились  в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?

а) Пожалуйста;

б) Спасибо;

в) Благодарю.

 Подведение итогов. Определяется 1, 2, 3-е место. Участники получают  призы.

 Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие. Историю каких слов мы сегодня узнали? Понравилась вам игра? Предлагаю провести такую же игру в следующей четверт и познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

Игра "Пойми меня"

В игре участвуют три команды  по пять человек.

Для игры нужно подготовить разноцветные карточки с заданиями.

 Звучит веселая музыка. Появляется  ведущий.

Здравствуйте! Мы приглашаем вас на лучшее шоу этого сезона: игру «Пойми меня!».

Сегодня здесь встретятся три замечательные  команды, и я приглашаю за центральный  игровой стол команду... (название команды). В составе команды играют... (представление  игроков).

Соперники у вас серьезные. Я  приглашаю за левый игровой стол команду... (название команды). В составе  команды играют... (представление  игроков).

За правый игровой стол я приглашаю  команду... (название команды). В составе  команды играют... (представление  игроков). Мы познакомились с участниками  сегодняшней игры, и я объявляю о начале первого раунда.

Послушайте правила первого  раунда. Первый участник команды выбирает одну из карточек, на которой записана пословица. Прочитав ее, он должен за 30 секунд мимикой и жестами донести  ее до остальных членов команды. В  случае правильного ответа команда  получает 100 очков.

Начнем мы играть с команды... (название). Какую карточку вы выбираете?... Итак, вы выбрали ... (цвет) карточку. Прочитайте про себя пословицу. Готовы? Время! (Показ пословицы). Время вышло. Итак, ваш ответ... Совершенно верно, это была пословица... На вашем счету ... очков! Или: Вам не удалось угадать эту пословицу, а это было... На вашем счету... очков. А мы продолжаем с командой... (название). Вы выбираете карточку... (цвет)... Третьей играет команда ... (название). Вам достается карточка ... (цвет). Итак, со счетом ... мы заканчиваем первый раунд.

Каждая команда в первом раунде получает по две пословицы:

1. Яблоко от яблони недалеко  падает.

2. Не рой другому яму, сам  в нее попадешь.

3. Много будешь знать, скоро  состаришься.

4. Горбатого могила исправит.

5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

6. Без труда не втащишь рыбку  из пруда.

Послушайте правила второго  раунда. Все участники команды  отворачиваются друг от друга. Первый участник команды выбирает карточку, на которой написано одно слово. Он начинает объяснять жестами это  слово второму участнику. Когда  второй участник понял, что ему изображают, он записывает слово на листке бумаги, переворачивает листок и начинает объяснять  это слово третьему участнику  команды и т.д. На объяснение слова  всей команде дают 2 минуты. За каждую правильную передачу слова вы можете заработать 100 очков.

Итак, команды ... набрали ... очков. По итогам двух раундов лидирует команда ...

Слова для второго раунда могут  быть следующими:

1. Елка.

2. Снеговик.

3. Укол.

Послушайте правила третьего раунда. Капитан команды выбирает одну из карточек, на которой написано некое  понятие. Это понятие сообщается всем членам команды. Далее капитану предлагают список из 7 слов, связанных  с этим понятием. За 2 минуты он должен показать своей команде как можно  больше слов из этого списка. За каждое правильно угаданное слово команда  получает 100 очков.

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников