Развитие пространственных представлений у умственно отсталых первоклассниках на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:54, дипломная работа

Краткое описание

Достаточно многогранна проблема ориентации ребенка в пространстве. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и является составной частью процесса социализации. Это проблема включает себя как представление о форме и размере предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимания различных пространственных отношений.
В понятии пространственной ориентации входит оценка формы, размеров, расстояний, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема развития пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся и умственно отсталых детей.
1.1. Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся детей.
1.2. Особенности пространственных представлений в начальных классах общеобразовательной школы.
1.3. Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве у умственно отсталых дошкольников.
1.4. Выводы.
Глава 2. Формирование пространственных представлений у первоклассников с нарушением интеллектуального развития.
2.1 Цель, организация и методика проведения исследования.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
2.2.1 Выводы
2.3 Организация коррекционно-развивающей работы у умственно отсталых первоклассников в период обучения математике.
2.4 Анализ результатов, полученных в ходе работы по формированию пространственных представлений.
2.5 Выводы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Диплом!!!.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

     В классе  необходимо создавать такие ситуации, которые бы требовали от учащихся  словесного отчета с употреблением  тех слов, которые обозначают  пространственные понятия, отрабатываемые  на данном этапе обучения. Например, учитель просит ученика на  наборном полотне расположить  пособия для урока математики: «Вверху поставь елочки, ниже, под  ними, поставь грибы, еще ниже  поставь цифры». Аналогичную работу  можно проводить с фланелеграфом  и магнитной доской. Полезна работа  по рассматриванию сюжетных картин  и определению пространственного  положения предметов на них.

     В учебной  деятельности пространственные  задачи решаются успешнее, если  они интересны учащимся.

 

     В целом, работа  по формированию пространственных  представлений у учащихся с  интеллектуальными нарушениями  в пропедевтический период обучения  математике реализуется в следующей  логико-временной последовательности (по Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой [26], В.В. Эк [50], М.Н. Перовой [39]):

     1.Умение движением  руки указывать направление вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, исследовать  предметы, расположенные в указанном  направлении.

     2. Определение  направления от ученика к данному  предмету, т.е. умение ответить на  вопрос, где находится данный  предмет (впереди, сзади, позади, справа, слева, вверху, внизу).

     3. Движение  к указанным предметам с предварительным  определением местоположения каждого  из предметов.

     4. Движение  в заданном направлении

     5. Обобщение  материала предыдущих занятий.

     6. Установление  удаленности предметов от ученика (далеко-далекий, близко- близкий). Сравнение  длин пути до предметов.

     7. Расстояния: большое, маленькое, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, высоко, выше, низко, ниже.

     8. Взаимное  положение двух предметов относительно  друг друга (на, в, внутри, за, над, под, рядом, около).

     9. Взаимное  положение трех предметов (между).

     10. Взаимное  положение предметов, рисунков, геометрических  фигур на плоскости (справа, слева  от объекта, выше, ниже его, над  ним, под ним).

     11. Ориентировка  на листе бумаги (середина, правый, левый, верхний, нижний угол).

     12. Расположение  по памяти предметов так, как  это было дано на образце (зрительный  диктант).

     13. Отношения  порядка следования (крайний слева, справа, первый, последний, перед, после, за, следующий за).

     В качестве  дидактического материала на  различных этапах обучения могут  использоваться реальные предметы  учебного и бытового обихода, игрушки для подвижных игр (мячи, воздушные шары, флажки и другое), песочный ящик и наборы фанерных  и картонных фигурок для сооружения  различных построек; наборы дидактических  игр: лото, карты с планами для  расстановки разнообразных предметов  при построении тематических  макетов.

Психические особенности умственно отсталых детей обуславливают специфику в подходе к отбору содержания материала для занятий изобразительной деятельностью, ручным трудом, музыкой. На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечит в будущем формирование положительной мотивации учебной деятельности, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей. В процессе занятий таким детям нужно предоставлять возможность для предметно-практической деятельности. Необходимо повысить удельный вес знаний, которые приобретаются из окружающей действительности: наблюдение за природными явлениями, экскурсии к объектам окружающей действительности.

 

    1. Выводы.

Изучая проблемы развития пространственных представлений и ориентировки в пространстве и проанализировав исследования отечественных и зарубежных психологов и дефектологов можно с уверенностью заявить следующее:

- особое значение коррекционная  педагогика, специальная и возрастная  психология придают влиянию развивающихся  пространственных представлений  на процесс становления всей  личности ребенка; считают восприятие  пространства эффектом индивидуального  развития и его фактором;

- вследствие нарушения  высшей нервной деятельности, непосредственно  сказывающегося на протекании  и развитии всех психических  процессов, возможности спонтанного  развития пространственных представлений  и пространственной ориентировкой  весьма ограничены по сравнению  с нормально развивающимися детьми;

- чувственное восприятие  пространства и его речевое  отражение, являющиеся предпосылками  к формированию пространственных  представлений и пространственной  ориентировки имеют специфические  предпосылки: бедность чувственного  опыта; узость, малодиффернцированность  и замедленность восприятия; недоразвитие  моторики и моторной координации; недоразвитие предметных действий  и речи, приводящие к затруднениям  в ориентировке ребенка в пространстве  и в установлении им пространственных  отношений и направлений;

- необходима целенаправленная  работа по формированию и совершенствованию  пространственной ориентировки, в  основе которой должны быть разработанные отечественной психологией положения о связи ориентировки в пространстве с практической деятельностью, речью и мышлением;

- все частные задачи  развития пространственного анализа  подчиняются ведущим задачам  формирования главных его функций: освоение пространственных признаков, их пространственных отношений  и овладения практической и  мысленной пространственной ориентировкой;

- в силу ограниченности  функциональных возможностей и  неоднородности используемого дидактического  материала недостаточно обеспечивается процесс коррекции и развития пространственных представлений.  

 

 


Информация о работе Развитие пространственных представлений у умственно отсталых первоклассниках на уроках математики