Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:54, дипломная работа
Достаточно многогранна проблема ориентации ребенка в пространстве. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и является составной частью процесса социализации. Это проблема включает себя как представление о форме и размере предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимания различных пространственных отношений.
В понятии пространственной ориентации входит оценка формы, размеров, расстояний, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Введение
Глава 1. Проблема развития пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся и умственно отсталых детей.
1.1. Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве у нормально развивающихся детей.
1.2. Особенности пространственных представлений в начальных классах общеобразовательной школы.
1.3. Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве у умственно отсталых дошкольников.
1.4. Выводы.
Глава 2. Формирование пространственных представлений у первоклассников с нарушением интеллектуального развития.
2.1 Цель, организация и методика проведения исследования.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
2.2.1 Выводы
2.3 Организация коррекционно-развивающей работы у умственно отсталых первоклассников в период обучения математике.
2.4 Анализ результатов, полученных в ходе работы по формированию пространственных представлений.
2.5 Выводы
Заключение
Список используемой литературы
В классе
необходимо создавать такие
В учебной деятельности пространственные задачи решаются успешнее, если они интересны учащимся.
В целом, работа
по формированию
1.Умение движением
руки указывать направление
2. Определение
направления от ученика к
3. Движение
к указанным предметам с
4. Движение в заданном направлении
5. Обобщение материала предыдущих занятий.
6. Установление
удаленности предметов от
7. Расстояния: большое, маленькое, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, высоко, выше, низко, ниже.
8. Взаимное
положение двух предметов
9. Взаимное положение трех предметов (между).
10. Взаимное положение предметов, рисунков, геометрических фигур на плоскости (справа, слева от объекта, выше, ниже его, над ним, под ним).
11. Ориентировка на листе бумаги (середина, правый, левый, верхний, нижний угол).
12. Расположение по памяти предметов так, как это было дано на образце (зрительный диктант).
13. Отношения порядка следования (крайний слева, справа, первый, последний, перед, после, за, следующий за).
В качестве
дидактического материала на
различных этапах обучения
Психические особенности умственно отсталых детей обуславливают специфику в подходе к отбору содержания материала для занятий изобразительной деятельностью, ручным трудом, музыкой. На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечит в будущем формирование положительной мотивации учебной деятельности, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей. В процессе занятий таким детям нужно предоставлять возможность для предметно-практической деятельности. Необходимо повысить удельный вес знаний, которые приобретаются из окружающей действительности: наблюдение за природными явлениями, экскурсии к объектам окружающей действительности.
Изучая проблемы развития пространственных представлений и ориентировки в пространстве и проанализировав исследования отечественных и зарубежных психологов и дефектологов можно с уверенностью заявить следующее:
- особое значение коррекционная
педагогика, специальная и возрастная
психология придают влиянию
- вследствие нарушения
высшей нервной деятельности, непосредственно
сказывающегося на протекании
и развитии всех психических
процессов, возможности спонтанного
развития пространственных
- чувственное восприятие
пространства и его речевое
отражение, являющиеся предпосылками
к формированию
- необходима целенаправленная
работа по формированию и
- все частные задачи
развития пространственного
- в силу ограниченности
функциональных возможностей и
неоднородности используемого