Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель исследования – изучение развития речи детей дошкольного возраста на психолого-педагогических занятиях развития речи с использованием средств театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
3. Изучить характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей.
4. Определить уровень сформированности речи у детей дошкольного возраста (4-6 лет)
5. Проанализировать эффективность проведения психолого-педагогических занятий по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности для развития речи у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
1 Теоретический анализ проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности……………………………………………………...…..7
1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста…………………………7
1.2 Виды и средства театрализованной деятельности…………………………….…..12
1.3 Особенности использования театрализованных средств в развитии речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...22
2 Эмпирическое исследование развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности………………………………………..…30
2.1 Организация и методы исследования развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности………………………………………………………...30
2.2 Оценка эффективности работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности……………………………………………………………………………..38
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………..….48
Заключение…………………………………………………………………………….…51
Глоссарий……………………………………………………………………………..….55
Список использованных источников ………………………………………………..…58
Таблица 2.8 - Результаты итогового исследования по тесту звукоразличения
№ п/п |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
Задание 7 |
Задание 8 |
Результат исследования | |
1. |
В4 |
В5 |
С3 |
В5 |
В5 |
С3 |
В5 |
В5 |
Высокий (35 баллов) | |
2. |
С3 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Средний (22 балла) | |
3. |
В4 |
С3 |
В5 |
В5 |
С3 |
В5 |
В4 |
В4 |
Высокий (33 балла) | |
4. |
С3 |
С3 |
В4 |
С3 |
В5 |
С3 |
В4 |
С3 |
Средний (28 баллов) | |
5. |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (25 баллов) | |
6. |
В4 |
В4 |
С3 |
В5 |
В4 |
С3 |
В5 |
В4 |
Высокий (32 балла) | |
7. |
С3 |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
Н2 |
С3 |
С3 |
Средний (24балла) | |
8. |
С3 |
Н1 |
С3 |
С3 |
Н1 |
С3 |
Н2 |
С3 |
Средний (19 баллов) | |
9. |
В4 |
В5 |
В5 |
С3 |
В5 |
В5 |
В5 |
В5 |
Высокий (37 баллов) | |
10. |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (26 баллов) | |
11. |
В4 |
С3 |
С3 |
В5 |
С3 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (27 баллов) | |
12. |
С3 |
В4 |
В5 |
С3 |
С3 |
С3 |
В5 |
С3 |
Средний (29 баллов) | |
13. |
В4 |
В5 |
С3 |
С3 |
В4 |
В5 |
В4 |
В4 |
Высокий (32 балла) | |
14. |
С3 |
С3 |
Н2 |
В4 |
В4 |
С3 |
С3 |
С3 |
Средний (25 баллов) | |
15. |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
С3 |
В4 |
С3 |
С3 |
Средний (26 баллов) |
Рисунок 2.4 Результаты исследования уровня различения и выбора фонем
Таким образом, все представленные результаты по проведенной методике имеют разные показатели развития речи дошкольников. Проведем качественное сравнение установленных уровней с помощью математического метода ранговой корреляции Спирмена. Результаты качественного сравнения представлены в таблице 2.9 (Приложение Э).
По результатам данного исследования, можно сделать вывод, о том, что систематическое использование различных средств театрализованной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить уровень развития фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Итак, критерием эффективности проводимой развивающей работы явилась положительная динамика по результатам начальной и итоговой диагностики.
Результаты проводимого исследования свидетельствуют, что развитие речи средствами театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста в результате проведения психолого-педагогической, игровой развивающей программы возрастают.
2.3 Рекомендации педагогам и
родителям по развитию речи
детей дошкольного возраста
На основе изученной литературы и проведенного исследования развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности были разработаны рекомендации педагогам и родителям:
При организации театрализованной деятельности необходимо:
Таким образом, педагогам и родителям для развития речи детей дошкольного возраста необходимо как можно чаще использовать средства театрализованной деятельности и активно принимать участие в играх-драматизациях, постановках спектаклей и других видах театрализованной деятельности.
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Проведенное исследование по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности показало, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Театрализованные игры проводятся в утренние и вечерние часы, органично включаются в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В данной работе был проведен анализ научной литературы, посвященной проблеме развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности; изучены особенности развития речи детей дошкольного возраста; определен уровень сформированности речи у дошкольников; изучен характер воздействия театрализованных средств на речевое развитие детей; разработаны и проанализированы психолого-педагогические занятия по развитию речи дошкольниками средствами театрализованной деятельности; разработаны методические рекомендации по использованию средств театрализованной деятельности как развития речи у детей дошкольного возраста.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством развития речи дошкольников, самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Итак, исследование, посвящённое изучению развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности, даёт основания сделать вывод, что развитие речи дошкольника, как и организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста имеет определенные особенности. Реализовав основные задачи исследования, определено, что:
Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение.
Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Учитывая результаты проделанной работы, были составлены следующие рекомендации воспитателям ДОУ:
Организовать в ДОУ театральный кружок.
Активно применять средства театрализованной деятельности на различных занятиях, особенно на занятиях по развитию речи.
Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод, о том, что в развитии речи ребенка важным является использование психолого-педагогических развивающих занятий с использованием средств театрализованной деятельности. В работе показана высокая результативность проведения занятий на развитие речи с использованием средств театрализованной деятельностью.
В работе была подтверждена гипотеза о том, что занятия по развитию речи, основанные на средствах театрализованной деятельности, способствуют развитию речи дошкольников.
Практическая значимость работы в том, что ее могут использовать родители и воспитатели ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
2 |
3 |
1. |
Активный словарь |
Совокупность слов, произносимых ребенком |
2. |
Дошкольный возраст |
это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. |
3. |
Игра |
Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. |
4. |
Игра-драматизация |
деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. |
5. |
Импровизация |
разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки |
6. |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. |
7. |
Лексический навык |
есть синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в речи. |
8. |
Логическое мышление |
это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. |
9. |
Морфология |
(от греч. morphe — форма и ...логия), часть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; раздел лингвистики, изучающий эту часть системы языка. |
10. |
Речь |
это процесс общения людей посредством языка. |
11. |
Речевое общение |
это сложный и многосторонний процесс. |
12. |
Синтез языка |
(от греч. Synthesis - соединение, сочетание, составление) - мыслительная операция. Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам. |
13. |
Театрально-игровая деятельность дошкольников |
понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации. |
14. |
Театрализованные игры |
это игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы. |
15. |
Фонетика |
Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. |
16. |
Язык |
это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. |
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности