Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].
Введение
3
I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19
Выводы по главе I
27
II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49
Выводы по главе II
55
Заключение
57
Список литературы
60
Приложения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П.Гайдара»
Кафедра методики дошкольного и начального образования
Выпускная квалификационная работа
Развитие связной речи
детей старшего дошкольного возраста на занятиях по творческому рассказыванию
г. Арзамас, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
I. |
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания |
6 |
1.1. |
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях |
6 |
1.2. |
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста |
14 |
1.3. |
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста |
19 |
Выводы по главе I |
27 | |
II. |
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию |
30 |
2.1. |
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент) |
30 |
2.2. |
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент) |
40 |
2.3. |
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент). |
49 |
Выводы по главе II |
55 | |
Заключение |
57 | |
Список литературы |
60 | |
Приложения |
64 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].
Речь во многом зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят отражения разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству). Креативность проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями, выражением личного отношения к фактам и событиям. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня развития. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, выразительное и образное оформление фраз, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению, обогащает способность вести диалог. Поэтому выбранная нами тема работы и сегодня является актуальной для педагогической теории и практики.
Однако, несмотря на большой интерес к данной проблеме и наличия множества теоретических исследований на первый план выступает проблема роста числа дошкольников, которые при поступлении в школу показывают невысокий уровень развития связной речи, в неспособности правильно выстраивать собственные высказывания, бедность и невыразительность языка высказываний. Основной проблемой в этом направлении выступают противоречия между хорошей теоретической разработкой проблемы развития связной речи и недостаточным вниманием к созданию оптимальных условий для формирования связной речи в процессе творческого рассказывания.
Таким образом, цель нашей работы – выявить и теоретически обосновать развитие связной речи в процессе творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях по творческому рассказыванию.
Гипотеза: комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого
– педагогические подходы к
изучению связной речи
- раскрыть подходы к обучению детей творческому рассказыванию;
- выявить уровень
- разработать и апробировать
программу экспериментальной
Теоретической основой исследования послужили:
- культурно – историческая
- исследования закономерностей речевого развития дошкольников (Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и др.);
- исследования особенностей
Методологической основой исследования нашли свое отражение в положениях о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, а также в работах Л.М.Вороншиной, М.М.Кониной, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, посвященных вопросам формирования детского словесного творчества
В исследовании использовались следующие методы:
теоретические – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в ходе эксперимента;
практические – педагогический эксперимент, обобщение опыта работы воспитателей, наблюдение, беседа.
Опытно – экспериментальная база исследования - МДОУ детский сад № 3 группы № 2 города Саров.
Теоретическая значимость заключается в анализе и систематизации знаний по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Практическая значимость исследования состоит в разработке подходов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания. Практический материал исследования может быть использован в массовой практике работы дошкольных групп.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
1.1. Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
Проблема овладения языком издавна привлекала внимание разных специалистов: философов, ораторов, психологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов (Аристотель, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В. Гумбольдт, А.А Леонтьев, М.В. Ломоносов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [4, 9, 16, 23, 24, 28, 34, 36].
Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается большинством специалистов в контексте современных психологических исследований, изучающих разные аспекты становления личности, роль развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, В.А. Петровский, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская) [1, 2, 11, 12, 15, 21, 33].
Речевое воспитание в дошкольном детстве является одной из центральных задач формирования личности ребенка-дошкольника. Исследователи, изучавшие разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, четко дифференцируют эти понятия (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Ф. Соссюр, А.М. Шахнарович, Л.П. Якубинский) [9, 12, 16, 49]. В своих работах они рассматривают соотношение языка (как конкретной знаковой системы, существующей в определенном социуме) и речи (как конкретного процесса говорения, протекающего во времени и облеченного в определенную форму - звуковую или письменную). При этом под речью понимается и процесс говорения (речевая деятельность), и его результат (речевое произведение).
Исследователи указывают, что языковая способность, в основе которой лежит семантический компонент, складывается у ребенка в процессе речевой практики, формируется как система речевых ассоциаций и может развиваться под влиянием целенаправленного речевого воспитания.
Для построения речевого высказывания необходим целый ряд умений: быстро ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, выбирать содержание, находить языковые средства для его передачи. Именно здесь и вступает в силу «чувство языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом содержании - это творческое комбинирование во всех смыслах (Л.И. Айдарова, Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович,) [1, 16, 41]. О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования лингвистов, психологов, писателей, родителей (А.Н. Гвоздев, Л.Е. Журова, Н.И. Лепская, В.С. Мухина, Е.К. Негневицкая, Е.Ю. Протасова, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин. К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин и др.) [1, 38, 41, 43, 48].
Психологический
аспект рассмотрения проблемы развития
речи включает вопросы взаимодействия
речи и мышления, особенности формирования
у ребенка значения слова, характеристику
ситуативной и контекстной
Потребность в новых речевых средствах и новых формах построения речевого высказывания (текста) вырабатывается у ребенка в процессе обучения, который зависит от характера общения, от «развивающего потенциала речевой среды» (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Э.А. Рейнстейн, Е.О. Смирнова, Л.П. Федоренко) [3, 15, 20, 31]. В качестве основного результата процесса овладения речью исследователи называют овладение текстом.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейном, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи [9, 18, 28].
По определению С.Л.
В овладении речью, считает Л.С.Выготский,
ребенок идет от части к целому:
от слова к соединению двух или
трех слов, далее - к простой фразе,
еще позже - к сложным предложениям
[9]. Конечным этапом является связная речь,
состоящая из ряда развернутых предложений.
Грамматические связи в предложении и
связи предложений в тексте есть отражение
связей и отношений, существующих в действительности.
Создавая текст, ребенок грамматическими
средствами моделирует эту действительность.
Закономерности развития связной речи
детей с момента ее возникновения раскрываются
в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала,
что развитие связной речи идет от овладения
ситуативной речью к овладению контекстной,
затем процесс совершенствования этих
форм протекает параллельно, формирование
связной речи, изменение ее функций зависит
от содержания, условий, форм общения ребенка
с окружающими, определяется уровнем его
интеллектуального развития [18].
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также В.В.Гербовой, В.И.Логиновой, Г.М.Ляминой, Э.П.Коротковой, Н.М.Крыловой, Е.И.Радиной, Е.А.Флериной [14, 32]. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г.Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов [14, 32]. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова, Л.В.Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества [8, 31, 41].